диссертация (1169578), страница 35
Текст из файла (страница 35)
С учетомидеологической близости египетских «братьев» с правящей турецкойПартией справедливости и развития (ПСР) большую интенсивностьприобрели контакты между Каиром и Анкарой, что дало импульс кмасштабному развитию сотрудничества в экономической, культурной иобщественной сферах. Сделав ставку на поддержку умеренных исламистов,Турция активно начала проникать в Тунис, Ливию, Йемен, Судан. Успеху ее167проникновения в различных сферах способствовал наработанный Анкарой задесятилетиеправленияПСРположительныйимиджстраныиимпонировавшая многим политикам и арабским трансформирующимсяобществам «турецкая модель исламской демократии»348.
Еще однимсоюзником «братьев-мусульман» в регионе стал Катар, оказывающий ихпредставителям в разных странах огромную финансовую помощь и льготныеэнергетические поставки. Саудовская Аравия с большим недовериемотносилась к «братьям», однако пока они находились у власти в Египте, былавынуждена строить сотрудничество.Однако вскоре в суннитском лагере наметился раскол. Поводомпослужили события в Египте в июле 2013 г., когда военные сверглипрезидента-исламиста Мурси, что вызвало жесткую критику со стороныАнкары и Дохи и одобрение со стороны Саудовской Аравии, которая в лицеегипетской армии увидела для себя союзника в борьбе с укрепляющимися врегионе «братьями-мусульманами». Следует отметить, что Эр-Рияд давноведет сопротивление распространению их влияния в рамках субрегионаЗалива349, считая их дестабилизирующим компонентом в консервативныхмонархиях: их деятельность на их территориях запрещена.
В этой связи усаудовского руководства возник конфликт с Мурси в период егопрезидентства, так как стало расти количество ячеек «братьев-мусульман» вгосударствах Залива, организаторами которых были египтяне.С приходом военных к власти в июле 2013 г. в Египте была объявленавойна«братьям-мусульманам»,вселидерыоказалисьвтюрьме,демонстрации и забастовки их сторонников жестоко подавлялись, в декабреорганизация официально была объявлена террористической.
Этот шаг348См., например, Peritz A. How to Make the 'Turkey Model' Work in the Middle East // US News. – 2013. – April17. URL: https://www.usnews.com/opinion/blogs/world-report/2013/04/17/secular-turkey-remains-the-modeleven-with-islamists-in-power; Kaya K., Karaveli H. The "Arab Spring" Threatens to Bring Winter to Turkey // TurkeyAnalyst.
– 2012. – August 27. - Vol. 5, No. 16. URL: https://www.turkeyanalyst.org/publications/turkey-analystarticles/item/319-the-arab-spring-threatens-to-bring-winter-to-turkey.html349См., например, Mourad H. The Muslim Brotherhood and Saudi Arabia // Al-Ahram. – 2013. – May 13. URL:http://english.ahram.org.eg/NewsContentP/4/71498/Opinion/The-Muslim-Brotherhood-and-Saudi-Arabia.aspx168повторила Саудовская Аравия в январе 2014 г.
Параллельно с этим, на фонеобострения отношений Каира с бывшими главными спонсорами в лицеАнкары и Дохи, Эр-Рияд стал ключевым экономическим партнером иисточником экономической и энергетической помощи.Говорить об однозначном политическом провале «братьев-мусульман»- опоры Дохи и Анкары – в регионе представляется не совсем точным.Сторонники исламистов составляют немногим меньше половины 90миллионного населения Египта и власти вынуждены принимать этот факт вовнимание. Помимо этого, «братья-мусульмане» сохраняют влиятельныепозиции во внутриливийском конфликте.
Не последнюю роль «братьямусульмане» играют также и в рядах сирийской оппозиции, соперничающиес силами, поддерживаемыми Саудовской Аравией. По мере того, каквнерегиональные игроки снижают свою вовлеченность в конфликт в Сирии,все больше возрастают ставки для региональных соперников в лице Турции,Саудовской Аравии и Катара, поддерживающих разные группы в составеоппозиционеров и преследующих свои политические и экономическиеинтересы, а также Ирана, стремящегося сохранить свой форпост в лицеСирии на Ближнем Востоке.Таким образом, «арабская весна», создав новые реалии, обострилавнутрирегиональную борьбу за лидерство временно поставив по однусторону баррикад Турцию и Катар, активно пользующихся организационнымпотенциалом трансрегиональной организации «братьев-мусульман», подругую–СаудовскуюАравию,ведущуюборьбуодновременнос«умеренными исламистами» в лице организации, а также с Ираном,традиционноопирающимсянашиитскиеобщиныврегионеирассматриваемые в Эр-Рияде как главный источник угроз своей безопасностии политическим позициям в Ближневосточной подсистеме.
Показательным впроцессе этого соперничества станет исход сирийского конфликта.1693.2. Взаимодействие глобальных и региональных арабскихСМИ и влияние на процесс «арабской весны»В масштабных трансформационных событиях «арабской весны»,начинавшихся как мирные демонстрации в отдельных странах, а в результатеоказавшихпреобразующееполитическуюжизньвоздействиеарабскихнеобществ,нотолькоинанасоциально-баланссилвБлижневосточной подсистеме, значимую роль сыграли региональные СМИ, вособенности – спутниковые пан-арабские телеканалы Al Jazeera и Al Arabiya.Они служили источником информации, укрепляя внутрирегиональныевзаимосвязиобществ,создавалидополнительныймобилизационныйимпульс, отражая, кроме того, настроения народных масс различных стран засчет постоянного мониторинга активности в социальных сетях.
Через СМИтакже осуществлялись направленные действия региональных держав,которые пытались оказывать влияние на настроения людей и сформироватьих видение ситуации и своей роли в ней в целях обеспечения своихвнешнеполитическихинтересов.Засчетактивноговзаимодействияразличных социально-политических акторов разных уровней, каждый изкоторых создавал импульсы, начинающие развиваться с собственнойдинамикой в массе неконтролируемых информационных потоков, врегиональномпространствеинформацииформироваласьособая«реальность», в свою очередь оказывающая воздействие на логикупроисходящего.3.2.1.
Региональные СМИ как источник информации в процессеразвития протестных движений в арабских странахБольшую роль в развитии событий «арабской весны» сыгралисовременные ИКТ. Многие журналисты и даже исследователи склонныпреувеличивать значение данного фактора, называя массовые протестные170движения арабского мира 2011 г. «Facebook-революциями»350 или «Twitterреволюциями»351, выделяя, таким образом, социальные сети как ключевойдвигатель процессов.
Между тем, следует учитывать, что в отличие отзападных–арабскиеобществаоченьслабоохваченыинтернет-технологиями. В частности, в Египте регулярный доступ к ним имеют неболее 24% населения, а в Ливии – не более 6%352. При этом, долязарегистрированных в Facebook составляет 27.9% тунисцев, 15.3% сирийцев,13.1% египтян и 3.7% ливийцев, а пользователи Twitter составляют всего0.35% населения в Египте, 0.11% в Тунисе, 0.07% в Ливии и 0.05% вСирии353. Характерно, что основными пользователями является молодежь иполитические и культурные элиты, которые как раз и стали организаторами инаиболее активными участниками протестов и демонстраций.Невозможно недооценивать, однако, роль социальных сетей в качествеинструмента координации, распространения информации о происходящем вреальном времени354 и мобилизации других активистов – как в своей, так и всоседних странах.
Facebook и Twitter использовались для организациипротестов, обеспечения скоординированности действий и объединениядемонстрантовмеждусобойисвнешниммиром,способствуяциркулированию идей и информации в национальном и глобальномпространствах. По замечанию одного из активистов, «мы используемFacebook для того, чтобы назначить дату и место проведения выступлений,Twitter–вцеляхкоординациидействий,аYouTube–чтобы350Reardon S.
Was the Arab Spring really a Facebook revolution? // NewScientist. – 2012. – April 13. URL:http://www.newscientist.com/article/mg21428596.400-was-the-arab-spring-really-a-facebook-revolution.html351Kassim S. Twitter Revolution: How the Arab Spring Was Helped By Social Media // Policymic.
URL:http://www.policymic.com/articles/10642/twitter-revolution-how-the-arab-spring-was-helped-by-social-media352Подцероб А.Б. Арабская смута: роль пропаганды и современных информационных технологий // СайтИнститута Ближнего Востока. – 2013. – 24 Сентября. URL: http://www.iimes.ru/?p=15619353Arab Social Media report // Dubai School of Government. – 2012.