диссертация (1169578), страница 36
Текст из файла (страница 36)
- Vol.2, No. 1. URL:http://www.arabsocialmediareport.com/UserManagement/PDF/ASMR%204%20updated%2029%2008%2012.pdf354New media and conflict after the Arab spring // United States Institute of Peace. - 2012. URL:http://www.usip.org/sites/default/files/PW80.pdf171продемонстрироватьпроисходящеевсемумиру»355.Очевидно,чтоиспользование социальных сетей повысило силу и охват протестов356, атакже создало ощущение общей цели всех демонстрантов различныхарабских стран.Однако целый ряд исследований демонстрирует крайне низкую рольсоциальных сетей и интернета как двигателей процесса «арабской весны»:основная часть протестных масс состояла из людей, которые не являютсяпользователями и не зарегистрированы ни в Facebook, ни в Twitter, при том,что активисты движений координировали свои действия в основном черезних.
Так, был проведен опрос общественного мнения на площади Тахрир,ставшей центром египетской «Революции 25 января», по результатамкоторого выявилось, что всего 13% респондентов узнавали о намечающихсяакциях протеста через социальные сети, тогда как 92% называлителевидение. «Люди получали информацию не из Twitter или Facebook. Онинаблюдали события на Al Jazeera или за собственным окном»357.Бывший посол России в Ливии А.Б. Подцероб, изучавший влияниеСМИ на процессы «арабской весны», отмечал, что главную роль в событияхсыграли спутниковые телеканалы – в первую очередь, пан-арабские AlJazeera Al Arabiya, – которые «создают стереотипы и внедряют их вмассовое сознание»358. По его мнению, оба этих канала имели большоезначение также и в формировании предпосылок массовых протестныхдвижений.
В их программах создавался образ преуспевающих западныхгосударств и «роскошной жизни» демократических обществ, которыйвнедрял в арабское массовое сознание идею о том, что демократизация355Howard Ph. The Arab Spring’s Cascading Effects // Pacific Standard. – 2011. – February 23. URL:http://www.psmag.com/navigation/politics-and-law/the-cascading-effects-of-the-arab-spring-28575/356Dalacoura K. The 2011 uprisings in the Arab Middle East: political change and geopolitical implications //Chatham House.
International Affairs, 2012. URL:http://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/International%20Affairs/2012/88_1/88_1dalacoura.pdf357New media and conflict after the Arab spring // United States Institute of Peace. - 2012. URL:http://www.usip.org/sites/default/files/PW80.pdf358Подцероб А.Б. Арабская смута: роль пропаганды и современных информационных технологий // СайтИнститута Ближнего Востока. – 2013. – 24 Сентября. URL: http://www.iimes.ru/?p=15619172принесет их бедным странам все блага жизни. При этом контраст, которыйнамеренно усиливался стараниями журналистов пан-арабских СМИ, вотдельных случаях имел не столь большую значимость по отношению креальному положению дел.
Как отмечалось выше, социально-экономическиепоказателиотдельныхстран«арабскойвесны»былидостаточнопозитивными и имели положительные тенденции развития.Роль региональных СМИ заметна также и в процессе развитияпротестных движений в арабском мире. Они освещали события разных страни сообщали людям о происходящем в соседних государствах, усиливаявнутрирегиональноеединствоарабскихобществиощущениенепосредственной близости акций протеста, организованных в других частяхрегиона. В этом состоял заметный мобилизационный эффект спутниковыхпан-арабских каналов, которые способствовали перетеканию народныхвосстаний через границы и заставляли людей выходить на улицы359.При этом, региональные СМИ активно взаимодействовали с интернетсетями, усиливая их влияние в процессе выполнения своей задачипроизводства ориентированного на потребности аудитории новостногопродукта.
В частности, многие журналисты Al Jazeera подчеркивали, чтобольшое количество материалов о египетских протестных движениях быловзято с сайтов Facebook и YouTube360. Пан-арабские и западные СМИпостоянно занимались мониторингом страниц арабских пользователейсоциальных сетей и выявляли активистов для дальнейшего использованияинтервью с ними в своих репортажах в качестве «главных героев новостей»,делая из них лица международного значения.
Региональные телеканалы,безусловно, усилили влияние социальных сетей на развитие «арабскойвесны» в регионе, и без их соучастия это влияние было бы менее заметным.359Sharekh A. Reform and rebirth in the Middle East // Survival. - 2011. - April–May. P. 57.New media and conflict after the Arab spring // United States Institute of Peace. - 2012. URL:http://www.usip.org/sites/default/files/PW80.pdf360173Спутниковые каналы арабского региона Al Jazeera, Al Arabiya и TRTAl Tyurkiya активно действовали не только при взаимодействии, но ипараллельно с интернет-сетями, играя не меньшую роль в процессераспространения протестных движений в регионе, передавая сообщенияактивистов и подрывая доверие к правящим режимам.
Занявшие сторонуоппозиционеровкатарский,саудовскийкруглосуточныетелеканалыслужилиитурецкийальтернативнымирегиональныеисточникаминовостей и информации и представляли арабской аудитории разные точкизрения. Активно используя в своей деятельности ресурсы социальных сетей исобственных интернет-сайтов, они являлись более влиятельными средствамираспространенияанти-режимныхнастроений, оказываясущественнуюинформационную поддержку протестующим361.
При этом следует отметить,что сообщения и репортажи региональных телеканалов, в свою очередь,находили отражение в социальных сетях, непосредственно влияя наобщественные настроения.Тесное взаимодействие региональных СМИ с различными интернетсетями создало в арабском информационном пространстве особую среду362,что максимизировало их потенциал влияния на общественное сознание.Таким образом, роль СМИ в развитии событий «арабской весны» сложнопереоценить: они обеспечивали взаимосвязь между обществами разных странрегиона, усиливая воздействие событий масштаба одной страны до масштабавсего арабского мира и создавая, тем самым, общественный резонанс,несущий сильный мобилизационный импульс на трансрегиональном уровне.3.2.2.
СМИ как инструмент наращивания внешнеполитическоговлияния в ходе событий «арабской весны»361Ardıç N. Understanding the ‘Arab Spring’: Justice, Dignity, Religion and International Politics // Afro-EurasianStudies. - Spring 2012. - Vol. 1, No. 1. Pp. 8-52.362New media and conflict after the Arab spring // United States Institute of Peace. - 2012.
URL:http://www.usip.org/sites/default/files/PW80.pdf174Как уже упоминалось выше, каждый из претендентов на лидерство вБлижневосточнойподсистемеактивноучаствуетварабскоминформационном пространстве посредством собственных региональныхмедиа-проектов, и каждый из них стремился воспользоваться социальнополитическими трансформациями, запущенными процессами «арабскойвесны», и за счет манипуляций в медиа-сфере изменить существующийбаланс сил в свою пользу.Главной своей задачей в начавшихся революционных движениях вЛивии и Сирии Саудовская Аравия видела свержение неугодных режимовКаддафи и Асада, на сирийском направлении, помимо этого, также стоялазадача сократить шиитское влияние Ирана на Ближнем Востоке. Вместе с темв саудовских интересах было локализовать беспорядки в чувствительных сточки зрения безопасности для Эр-Рияда Йемене и Бахрейне, гдетрадиционной целью является снижение дестабилизирующей роли шиитскихобщин.
Отсюда – раздувание и нагнетание в масштабах региона и мираливийскогои,особенно,сирийскогоконфликтов,информационнаяподдержка анти-режимных лозунгов и выступлений и кампании подискредитации личностей правителей. Параллельно наблюдалась попыткаумолчать о протестных движениях бахрейнских шиитов, для подавлениякоторых саудовцы отправили в монархию свои силы безопасности, а такжесформировать в информационном пространстве представление о том, чтойеменский кризис, решавшийся в рамках ССАГПЗ на основе саудовскойинициативы, не вышел из-под контроля Королевства.Катар, в свою очередь, преследовал похожие цели в Сирии и Ливии,впрочем,вотличиеотЭр-Рияда,стремлениесверженияКаддафиобуславливалось также и личным конфликтом катарского эмира с ливийскимлидером, а попытки оказать влияние на развитие ситуации в Сирии с цельюусилить свое присутствие в этой стране были связаны со стремлениемреализовать свои энергетические проекты, чему препятствовал Иран.