диссертация (1169497), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Помимо того, что такаяперспектива вызывала активные возражения остальных стран-участниц,которые рассчитывали, напротив, отдалиться от Восточной Европы иприблизиться к Европе Западной и Центральной, сама Польша не была от неев восторге из-за возможной реакции России и нежелания распылять своидипломатические ресурсы на западном направлении для помощи Украине.Аналогичные попытки предпринимались Киевом и в отношении такназываемого «Веймарского треугольника» (форума для сотрудничествамежду Францией, Германией и Польшей), но и здесь польская поддержкабыла не слишком активной, и никаких результатов достигнуто не было.Чтобы не оказаться в буферной зоне или полной изоляции междуРоссией и НАТО и в то же время продемонстрировать свою европейскуюпринадлежность, Украина при Кравчуке была готова поддержать или личнопоучаствовать в совместных инициативах в сфере безопасности с западными118Zieba R.
The ―Strategic Partnership‖ between Poland and Ukraine // The Polish Foreign Affairs Digest, Issue No.3(4). Warsaw, 2002. P.198-199.106соседями. Этим объяснялись упоминавшиеся выше попытки военнополитического сближения с Польшей, а затем и так называемый «планКравчука» по созданию зоны коллективной безопасности под эгидой ОБСЕ,которая объединяла бы восточноевропейские республики бывшего СССР,государства Прибалтики, а также Австрию, Болгарию, Румынию, Венгрию,Польшу, Чехию и Словакию.
Однако для этого нужно было не толькозаручиться поддержкой западного сообщества (которое прохладно встретилоэту инициативу), но и убедить страны Центрально-Восточной Европыполностью отказаться или, как минимум, отложить планы по вступлению вНАТО, что в случае с Польшей было невыполнимой задачей.Для польских внешнеполитических ведомств было очевидно, что безучастия Москвы такая организация будет неизбежно носить антироссийскийхарактер, и даже Лех Валенса, сам ранее выступавший с инициативойсоздания«НАТО-бис»изстранЦентральнойограничиться уже имеющимися структурами вЕвропы,предложилсфере безопасности.Негативная реакция Варшавы еще раз показала, что она не собираетсявступать в конфликт с Россией или Западом ради того, чтобы теснеепривязать Украину к Центральной Европе и тем самым улучшить ееперспективы по интеграции с ЕС и НАТО.
Все это не могло не сказаться наотношениях между двумя странами, тем более после того, как в Польше в1993годубылосформированоправительстволевыхсил(Союзадемократических левых сил и Польской крестьянской партии), котороестремилось проводить отличный от Л. Валенсы внешнеполитический курс. Вчастности, премьер-министр Вальдемар Павляк считал необходимымвосстановить отношения с Россией как важным рынком для польскойпродукции и не рисковать ими ради сотрудничества с Украиной (не случайноего первый зарубежный визит состоялся именно в Москву).107Сильным ударом по отношениям двух стран стало согласие Польши настроительство трубопровода «Ямал-Европа» в обход Украины, бывшей доэтого монополистом в транзите российского газа в Западную Европу.
Иособенно болезненным его сделало то, что Киев и Москва в тот момент велипереговоры о стоимости транзита по территории Украины, из-за чегозанимавший на тот момент пост премьер-министра Леонид Кучма даженазвал этот шаг Варшавы «антиукраинским».119 Похолодание отношенийвылилось в разгоревшийся в 1993-94 гг. скандал вокруг майора украинскихспецслужб Анатолия Лысенко, обвиненного в шпионаже на территорииПольши.
Вместо того чтобы просто депортировать задержанного, польскиевласти провели по его делу публичный процесс, а в польских СМИ в связи сэтим развернулась настоящая антиукраинская компания.Наконец, польско-украинским отношениям вредило и то, что Киев втот момент оказался, по сути, в изоляции со стороны западного сообществаиз-за своего нежелания избавиться от ядерного оружия (в периодпрезидентства Л. Кравчука никаких подвижек по этому вопросу достигнутоне было). Отчасти это было связано с тем, что приоритетными для Запада втот период были отношения с Россией, а Польша и другие государства ЦВЕбыли еще не в состоянии в одиночку выступать с какими-либо значимымиинициативами в отношении Украины. Наконец, Киев, даже будучи самымактивным участником программ Североатлантического альянса среди странСНГ, по-прежнему не собирался соглашаться с вступлением в него Польши идаже считал, что поспешные усилия Варшавы по сближению с НАТО лишьподрывают саму идею регионального сотрудничества.120119Бухарин.
Н. Россия – Польша. Опыт двадцатилетних отношений (90-е годы XX века – первое десятилетиеXXI века). СПб: Нестор-История, 2013. С.19120Pavliuk O. The Ukrainian-Polish Strategic Partnership and Central European Geopolitics // Between Russia andthe West. Ed.
by D. Müller, K. Spillman, A. Wenger. International Relations and Security Network, Swiss Federal108Декларацияобосновахформулированияпольско-украинскогопартнерства, подписанная министрами иностранных дел двух стран в марте1994 года в Варшаве, также не привела к существенному прогрессу вотношениях, тем более что Польша предпочла не употреблять в нейвыражения «стратегическое партнерство», заменив его просто на «тесноесотрудничество». Официально это мотивировалось нестабильной ситуациейна Украине в преддверие президентских и парламентских выборов и еесложным экономическим положением, но настоящая причина, по-видимому,опять заключалась в нежелании Польши излишне раздражать Москву.Особенно если вспомнить, что советник российского президента СергейСтанкевич в мае 1993 года посетил Польшу, чтобы предостеречь ее отвоенных союзов с Украиной и напомнить, что Киев находится в российскойсфере влияния.121Замена однозначно пропольского и прозападного Л.
Кравчука на Л.Кучму после досрочных выборов президента в июле 1994 года быланегативно воспринята польским общественным мнением. Господствующимстало представление об Украине как о нестабильном партнере с расколотымобществом вплоть до ожиданий возможного территориального распада.122 Сосвоей стороны, Кучма категорически возражал против вступления Польши вНАТО и, в отличие от своего предшественника, не считал Варшавупроводником на пути в Европу. По его мнению, Польша могла предложитьУкраине очень немногое, особенно в экономической сфере, и поэтому надобыло развивать отношения с Россией и искать финансовую поддержку наInstitute of Technology, Zurich. P.192. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.isn.ethz.ch/DigitalLibrary/Publications/Detail/?ots591=0c54e3b3-1e9c-be1e-2c24-a6a8c7060233&lng=en&id=43\121Бухарин. Н. Россия – Польша. Опыт двадцатилетних отношений (90-е годы XX века – первое десятилетиеXXI века). СПб: Нестор-История, 2013.
С.20122Fedorowicz K. Polityka Polski wobec Rosji, Ukrainy i Boalorusi w latach 1989-2010. Uniwersytet im. AdamaMickiewicza w Poznaniu. 2011. S.191109Западе. Ярким контрастом с позицией его предшественника прозвучализаявления Кучмы об Украине как о части евразийского культурного иэкономического пространства с национальными интересами на пространствебывшего СССР.Выход польско-украинских отношений из состояния застоя обычноассоциируется с избранием Александра Квасьневского на пост президентаПольши в 1995 году. Однако у этого были и более ранние предпосылки:появление в Польше нового правительства во главе с Юзефом Олексы,смягчение позиции Л.
Кучмы относительно расширения НАТО на восток123 иобщее потепление отношений с западным сообществом благодаря прогрессувликвидацииядерногоарсенала.Поначалуукраинскаясторонанастороженно отнеслась к вышедшему из элиты ПНР Квасьневскому, темболее что он пришел к власти под лозунгом нормализации отношений сМосквой. Однако это мнение начало меняться, когда польский президентпообещал поддерживать европейские устремления Украины и помогать ей впереговорах с мировыми финансовыми организациями.ПримеромобновленнойполитикиПольшикУкраинесталоприглашение украинского президента Л. Кучмы на встречу глав государствЦентральноевропейской инициативы 7-8 июня 1996 года в Ланцуче, где онвыступал в качестве специального гостя хозяина форума АлександраКвасьневского.124 В сентябре того же года Киев официально вступил в эту123В ходе визита в Киев генсека НАТО в апреле 1996 года Л.
Кучма заявил, что Украина не будетпрепятствовать расширению альянса на восток при условии, что оно будет осуществляться прозрачным дляУкраины и России образом, и что на территориях новых государств-членов не будет размещено ядерноеоружие. Подробнее: Zieba R. The ―Strategic Partnership‖ between Poland and Ukraine // The Polish ForeignAffairs Digest, Issue No.
3(4). Warsaw, 2002. P.205124Центральноевропейская инициатива (lartneC naeporuE evitaitinI) в настоящее время объединяет 18государств Центральной и Восточной Европы. Договор о создании организации был подписан 11 ноября1989 года в Будапеште четырьмя странами - Италией, Австрией, Венгрией и бывшей Югославией.
Ееизначальной целью было развитие сотрудничества стран-участниц в области политики, экономики икультуры, а также их вовлечение в общеевропейские интеграционные процессы. В связи с расширением ЕС,110организацию, главной целью которой являлась поддержка стран ЦВЕзападным сообществом и подготовка стран-кандидатов из их числа квступлению в ЕС.