диссертация (1169491), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Вэтом деле особо выделяется Internews Network – известная американскаянеправительственная организация, имеющая филиалы в Кыргызстане, Казахстанеи Таджикистане. Internews Network уделяет повышенное внимание проектам вобласти интернет-журналистики, разъясняя технические и правовые аспектысоздания СМИ в интернете, распространяя программу TunnelBear и другиеутилиты, позволяющие преодолеть блокировку социальных сетей.
Данная НПОимеет противоречивую репутацию на постсоветском пространстве. ВедущийроссийскийисследовательпопубличнойдипломатииСШАН.Цветковарассматривает ее деятельность как в нейтрально-позитивном (работа в России вначале / середине 90-х.), так и в осторожно-скептическом ключе в контексте«оранжевой революции» на Украине в 2004 г320.Некоторые российские исследователи, однако, в отношении спонсируемыхСША НПО на постсоветском пространстве в целом и в Центральной Азии вчастности, выражают достаточно радикальные мнения, утверждая о причастностиМарчуков А.Н.
«Публичная дипломатия 2.0» во внешней политике Российской Федерации: проблемы иперспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мироваяполитика. – 2014. – №3. – С.95-114.320Цветкова Н. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире,1914–2014 гг.: дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность 07.00.15 — историямеждународных отношений и внешней политики.
Санкт-Петербург, 2015. С.307-329.31984этихинструментовамериканскойпубличнойдипломатииксобытиям«жесткосилового» содержания в регионе. Так, С.Попов пишет, что США, опираясьна опыт «цветных революций» в Грузии и на Украине, способствовали успехугосударственного переворота в Кыргызстане в марте 2005 г. Этот переворот, помнению специалиста, «стал третьей и самой кровавой «цветной революцией»,инспирированной США на постсоветском пространстве, единственной удавшейсяв Центральной Азии»321.
Отмечается, что попытки демонтажа политическойсистемы предпринимались и в других странах региона, например, в Узбекистане,однако там «власть окажется стойкой и готовой к применению военной силы – то,чего будет недоставать А.Акаеву»322.Примечательно, что значительную роль финансируемых американцами НПОв смене власти в Кыргызстане признают и американские специалисты, хотя онрассматривается ими как естественный процесс демократизации и торжествонародной воли. По мнению М.Б.Олкотт, «немалую роль в изгнании Аскара Акаевавозмущенным народом в марте 2005 г.
сыграло то обстоятельство, что американцыдолгое время оказывали помощь неправительственным гражданским группам вКиргизии и что здесь существовал финансируемый США независимый прессцентр»323.Действительно, до начала печально известных событий в Кыргызстане, СШАсоздали разветвлённую сеть (около 6 тыс.) местных НПО, которые активнопродвигалиполитическиевопросы;американцыдобилисьиобщегодоминирования в местном информационном поле, в котором проводиласьцеленаправленная дискредитация правительства. Использование этих публичнодипломатических ресурсов, как отмечают упомянутые выше российскиеисследователи, в итоге привело к кровавым столкновениям, политическомуПопов С.Д.
Киргизия в центральноазиатской политике США // Проблемы национальной стратегии. – 2013. –№2(17). – С.35-59.322Филимонов Г. Ю. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России: монография / Г. Ю.Филимонов, О. Г. Карпович, А. В. Манойло. – Москва: РУДН, 2015. С.393.323Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии / Московский Центр Карнеги; Фонд Карнеги за Междунар.
Мир.— Москва; Вашингтон, 2005. С. 165.32185кризису и смене власти в республике. Как отмечает молодой кыргызстанскийисследователь У.К. Иманалиев, «смена власти в марте 2005 года была, если неинициирована, то, по крайней мере, активно стимулирована СоединеннымиШтатами под лозунгом демократизации “недемократического” политическогорежима»324. «Тюлпановая революция» в Кыргызстане, таким образом, остаетсяединственным успешным примером масштабного использования ресурсовпубличнойдипломатиикаксвоеобразныхсредств«недружественнойконкуренции» в Центральной Азии.Несмотря на общее скептическое отношение к деятельности американскихНПО в центральноазиатских странах, последние продолжают там активноработать.
В последние годы ими уделяется большое внимание сфере интернетСМИ; они регулярно приглашают IT-специалистов из США, которые читаютместным коллегам лекции, проводят семинары и конкурсы 325. Перед активистамиили «народными журналистами» ставится задача по расширению русскоязычныхпроектов в соцсетях, распространению информации и мобилизация граждан326.США признают, что высокая активность американских НПО в реализациицентральноазиатского направления их публичной дипломатии исходит отнеобходимости борьбы с «российской пропагандой» и «информационнойагрессией» в регионе327.
На эти цели, согласно данным ежегодного Отчета попубличной дипломатии и международному вещанию США (2014 фискальный год)выделялись дополнительные средства 328. Справедливости ради следует отметить,что в последних отчетах в контексте Центральной Азии уже не встречаются стольИманалиев У.К. Деятельность американских неправительственных организаций в Киргизии // США и Канада:Экономика, политика, культура. – 2016.
– №8 (560). – С 103-118.325Попов Д.С. Цифровая дипломатия США в Центральной Азии. М.: Российский институт стратегическихисследований, 27.06.2012 г. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://riss.ru/analitycs/2566/326Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США в Евразии: влияние на Русский Мир // Национальная безопасностьи стратегическое планирование.
– 2017. – №4(20) – С.96-99.327Примечательно, что такую оценку информационного измерения российской публичной дипломатии некоторымироссийскими исследователями преподносится как подтверждение «положительной динамики роста российскоговлияния на зарубежные страны». См.: Смирнов Н.А. Роль публичной дипломатии в современных политическихпроцессах: дис.
... канд. полит. наук: 23.00.02. – М: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017. – С.58.328United States Advisory Commission on Public Diplomacy 2015. Comprehensive Annual Report on Public Diplomacyand International Broadcasting Focus on Fiscal Year 2014 Budget Data. South and Central Asia Region. [Electronicresource]. ‒ Mode of access: https://www.state.gov/documents/organization/247334.pdf32486жесткие словосочетания при оценке российской информационной деятельности, вдокладах за 2016 и 2017 фискальные годы растущее влияние России и Китая врегионе называется вызовом для национальных интересов США 329.В целом, утверждение о том, что усилия США по демократизацииЦентральной Азии приносят непосредственные политические дивиденды, было быдостаточно спорным.Не стоит переоценивать и общую эффективностьамериканской публичной дипломатии для достижения этой цели.
Однако задачи,решаемые с помощью средств публичной дипломатии, носят долгосрочный,стратегический характер и связаны с вопросами закрепления американскогоприсутствия в центре евразийского континента. Поэтому представляется, чтоСША,несмотрянавсенюансыполитическойриторикинынешнейреспубликанской администрации Белого дома, не только не прекратят профильнуюработу, но, наоборот, будут ее наращивать и, скорее всего, не откажутся отбольшинства непопулярных установок на этапе 2016-2020 гг.Наряду с Россией и США, в последние годы в Центральной Азии свою«мягкосиловое» присутствие активно наращивает Китай – один из ключевыхэкономических партнеров стран региона330. КНР придает большое значениеразвитию народных связей в контексте реализации своего амбициозного проекта«Один пояс - один путь». Ресурсы публичной дипломатии призваны обеспечитьобщественную поддержку проекту, сформировать правильное понимание егоцелей и выгоды для всех участников.
Государства Центральной Азии в этом планене являются исключением. Да и вне контекста данного проекта активноенаращивание экономического сотрудничества Китая с государствами ЦентральнойАзии, которое, по мнению исследователей, Пекин воспринимает как инструментСм.: United States Advisory Commission on Public Diplomacy 2017. Comprehensive Annual Report on PublicDiplomacy and International Broadcasting Focus on Fiscal Year 2016 Budget Data. [Electronic resource]. ‒ Mode ofaccess: https://www.state.gov/documents/organization/274950.pdf (accessed: 03.11.2018); United States AdvisoryCommission on Public Diplomacy 2018. Comprehensive Annual Report on Public Diplomacy and InternationalBroadcasting Focus on Fiscal Year 2017 Budget Data.