диссертация (1169402), страница 37
Текст из файла (страница 37)
URL: http://cyberbullying.org/Bullying-and-CyberbullyingLaws.pdf (accessed at 23.05.16).450 См.: Концепция информационной безопасности детей и подростков // Официальный сайт Роскомнадзора.Режим дсотупа: http://rkn.gov.ru/docs (дата обращения: 31.10.15).1T 66коммуникациях с отрицательной стороны, что особенно актуально в том смысле, что всё же «институт внешкольного образования остается «носителем традиционных ценностей»451.
Система родительского воспитания требует включения новых, актуальных аспектов обеспечения виртуальной безопасности своегоребёнка. Чтобы быть услышанным воспитанником, по нашему мнению, необходимо интегрироваться в ту среду коммуникации, которая составляет значительную часть жизни школьника, «включить себя» в потоки современных сетевыхкоммуникаций. Также необходимо кардинально поменять формальный принципработы психологов в школах, используя сетевые технологии — в частности, длявыявления кибербуллинга, а также проводить занятия по безопасному поведению в сети Интернет и противостоянию виртуальному насилию, вводить этипонятия и в образовательный дискурс.Так, сетевые коммуникации представляют уязвимость для традиционныхвоспитательных паттернов и для коммуникации между поколениями в целом, вчастности — между родителем и подростком.
Процесс воспитания в контекстеразрастания виртуального компонента в жизни ребёнка усложняется, появляются новые задачи и вызовы, в частности, связанные с корректировкой «клипового» мышления. Сознание, привыкшее в условиях «пролистывания френдленты»в электронных социальных сетях получать информацию фрагментированно,малыми дозами, привыкает к подобному мышлению, что затрудняет процессобучения в школе и ВУЗе. Так, появляются новые задачи: научить ребёнка доводить начатое до конца, иерархизировать задачи и решать их постепенно, приоритезировать качество перед скоростью. Кроме того, круг интересов юногопользователя сетевых коммуникаций становится ограниченным лишь тем, чтоон видит в социальных сетях, что становится модным и быстро, подобно вирусураспространяется в сети, совершенно не оценивая степень валидности источника информации. Данная информация изложена доступно, удобно, коротко, частопроиллюстрирована несколькими мультимедийными средствами сразу, онаспонтанна и постоянно обновляется, что делает её притягательной для ребёнка.451 Носкова А.В.
Социальное воспитание детей и молодёжи России: современные реалии и проблемы. Режимдоступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=2173 (дата обращения: 19.05.16).1T 67Нет необходимости запоминать информацию: сервисы для поиска информациив сети Интернет моментально выдают ответы на возникающие вопросы в доступной форме.Взрослые люди так же могут публиковать больше личных данных, чемтого диктуют реалии уязвимости безопасности в современном обществе: втом числе, публикация персональной информации в средствах сетевых коммуникаций может стать инструментом для криминального киберпреследования.Таким образом, из одной уязвимости сетевых коммуникаций можетрождаться целый комплекс других, не совместимых с реальной жизнью.
Этосовершенно новая тенденция уязвимостей сетевых коммуникаций, значительноповышающая значение заявленной проблематики.Выводы по второй главеРастёт число новых вызовов современности, в частности, исходящих отсетевых коммуникаций, при этом они коррелируют с традиционными социальными проблемами, которые остаются нерешёнными. В частности, актуален вусловиях кризиса легитимности и доверия к формальным структурам, потериих функциональностей, в том числе, как гарантов безопасности, практическийпотенциал сетевых коммуникаций для развития новых механизмов консолидации индивидов — на основе сети автономных коммуникаций, позволяющейлюбому пользователю создавать и регулировать свои собственные информационные системы. Сетевые коммуникации вызывают различные фиксируемыефункциональности в виде новых возможностей для социальных акторов, новозникают и дисфункциональности для социума и индивида — в силу сложнойприроды как сетевого информационального общества в целом, так его рисков иуязвимостей, а также самих сетевых коммуникаций.
При этом оценка их функциональности и/или дисфункциональности может приобрести быстро устаревающий характер. Это обостряет потребность в тесном сотрудничестве учёногосообщества во всём мире.В нашем исследовании особняком стоит такая уязвимость сетевых коммуникаций, как угроза информационной безопасности, которая приобретаетособое значение в условиях мировых угрозы терроризма и экстремизма, разви-1T 68тия нетрадиционных методов ведения межгосударственных войн, реализациякоторых стали возможными именно с появлением сетевых коммуникаций.
Новые формы коммуникации, способствующие распространению диффузных информационных потоков без ясных критериев валидности, могут быть мощнымикогнитивными технологиями и организационным оружием. В таком контекстеособенно актуально проанализировать распространившиеся социальные движения, которые могут оказаться умело инсценированными дисфункциональностями. Требует дополнительных исследований, в частности, фактор «микроизвестных селебрити», которые стали альтернативой публично институционализированным лидерам.Возникающая информационная диффузность вызывает у людей внутренний конфликт при оценке валидности информации и фрагментирует картинымира. Соответственно, востребованы критерии валидности информации, попадающей в сетевые коммуникации. К примеру, способствовать ориентации в таких условиях могут специальные акторы, выполняющие роль «интерпретаторов».
Но при этом важно понимать, что в динамично ускоряющейся социальнойреальности валидность информации относительна, релятивны и критерии валидности.Информационная безопасность, становясь многомерной, в современномобществе включает задачу удовлетворения потребности в информации. Начинает формироваться новое неравенство в доступе к источникам знаний: появляется проблема цифрового неравенства, доступа к оцифрованному знанию. Приэтом в информациональном обществе безопасность как субъекта, так и системыобщества, может зависеть от наличия или отсутствия сведений и быть обусловленной «возрастающей скоростью устаревания информации» и ростом интенсивности коммуникаций.В то же время, рост числа и скорости контактов не означает движение кускорению функциональности социальной общности.
Индивид встаёт передлицом новых уязвимостей для своей личности, сталкивается с таким новымиформами символического и реального насилия, которые требуют постояннойрефлексии, безостановочного мониторинга угроз, касающихся себя и своих1T 69близких. Однако скоростная динамика социальных изменений столь велика, чтоиндивид оказывается к этому не готовым, и он чувствует себя беспомощным.«Нормальная аномия» и потеря ценностно-культурного базиса усугубляет сложившуюся ситуацию, что актуализирует гуманистический поворот.1T 70ЗАКЛЮЧЕНИЕПроделанное исследование позволяет сделать следующие выводы, которые выносятся на защиту.Инструментарий теории сетевого информационального общества М.
Кастельса позволяет выявить наиболее симптоматичные явления современногосоциума, указывающие на системные изменения многих аспектов функционирования сетевых коммуникаций, появления новых уязвимостей, в частности,связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, новой матрицейтруда и занятости, смещением в демографическом балансе.Тенденции последних лет способствуют появлению новых форм коммуникаций. В эпоху растущего распространения сети Интернет появляется новыйтип коммуникаций: сетевые коммуникации, наиболее распространённой формой которых являются массовые самокоммуникации.
Они способствуют появлению автономных коммуникационных каналов, потенциально достигающихмассовой аудитории, свободно и самостоятельно создаваемых любыми индивидуальным акторами в виртуальном пространстве. Массовым самокоммуникациям свойственен ряд уязвимостей: пользователь одновременно и реципиент, иэмитент информации, содержание которой регулируется и определяется им же;моментальность; потенциальный охват аудитории ограничен числом пользователей сети Интернет; мультимедийность коммуникации, при этом основныеуниверсальные технические инструменты сетевых коммуникаций историческиновы; информация постоянно циркулирует и смешивается, что ведёт к её дисперсии; уязвимости могут быть инсценированы незначительным событием ввиде «эффекта бабочки»; эмитент никогда не может знать, каков будет терминальный охват сообщения; создаётся автономное полифункциональное пространство коммуникации от формальных структур общества.
Реалии сетевогообщества как сложной системы кардинально меняют характер коммуникаций,формируют потенциальные уязвимости, присущие сложному сетевому социумукак рефлексивной системе. Уязвимости массовых самокоуммникаций дегумани-1T 71зируют жизненные миры индивидов, искажают коммуникации между индивидуальными и коллективными акторами.Формируется новая коммуникационная культура, в которой человек, имеядоступ к новейшим технологиям, становится актором, влияющим не только насвою жизнедеятельность, но и на дальнейшее развитие институтов общества.Новая коммуникационная матрица основана на логике сложных систем: сетевые коммуникации отличаются нелинейностью, отсутствием центра и иерархии. Так, сеть Интернет в современном обществе постепенно превращается впространство распространения новых коммуникативных практик, формирующих адекватные им культурные образцы взаимодействий. При этом сохраняются традиционные типы социальности, и не все индивиды испытывают потребность и готовы к сетевизированности своих коммуникаций.
Тем не менее, проблема сосуществования традиционных и сетевых коммуникации обостряется,представляя собой ряд уязвимостей.Снижается роль «традиционных» СМИ, включая даже телевидение, которые в контексте распространения массовых самокоммуникаций становятся уязвимыми: они рассчитаны на унифицированную, довольно масштабную аудиторию, которая ныне подвержена дисперсии; не достаточно рефлексивны. Уязвимости проявляются и в том, что «традиционные» СМИ всё более обретаютфункцию инсценирования реальной жизни, они селективны; практически лишены интерактивности; снижается доверие к ним на фоне роста ангажированности и коммерциализированности.Ранее уязвимости представляли локальную социальную или природнуюпроблему, уязвимости определённых групп населения, образцов фауны илифлоры.