диссертация (1169378), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Кастельса, составляет процесс формирования сетевого общества, в котором сети электронных коммуникаций становятся фактором формирования ключевых социальных структур и социальныхпрактик индивидов. Оно основано вокруг потоков капитала, информации, технологий, символов. В этом пространстве потоков роль городов меняется, они превращаются в узловые пункты и центры власти новой пространственной формы.Это приводит к изменениям в пространственных структурах городов и процессахурбанизации и дезурбанизации.В результате усложняющейся социокультурной динамики современногообщества происходят значительные изменения в пространственных структурахгородов по всему миру.119 Обобщая социологическое знание о современных городских трансформациях, Эдвард Сойя, один из основателей Лос-анджелесскойшколы, предлагает рассмотреть понятие постметрополиса, выражающее сущность современных городов.
Он формулирует шесть дискурсов, в рамках которых,по его мнению, осуществляется исследование постметрополиса120. Опираясь наего положения, можно выделить наиболее существенные с точки зрения пространственной структуры процессы, влияющие на динамику российских городов.См.: Castells, M. Urban Sociology in the Twenty-First Century // Cidades, Comunidades e Territórios, 2002.№ 5. Pp. 9-19.119См.: Кравченко С.А. Становление сложного социума: к обоснованию гуманистической теориисложности. М.: МГИМО-Университет, 2012. 306 с.120См.: Soja, E.
Postmetropolis: critical studies of cities and regions. Oxford: Blackwell Publishers Ltd, 2000.440 p.11882Значимые изменения в социально-пространственной структуре города связаны с процессами реиндустриализации в результате трансформации постфордистского индустриального метрополиса и изменения роли индустриального производства и влияния индустриальной реструктуризации на городскую жизнь.Переход к постиндустриальному обществу означает не только развитие сервиснойэкономики, но и глубокие трансформации городского пространства, связанные спроцессом реиндустриализации, появлением новых индустриальных пространств,технополисов и изменением структуры занятости горожан.Понятие фордизма, представляющего собой не только систему организациипроизводства, но и особую социально-экономическую систему, неразрывно связано с понятием крупного города.
Особенностями фордистской системы, помимовсего прочего, являются массовое промышленное производство и массовое потребление. Фордистский город – это, прежде всего, индустриальный город, таккак массовый характер производства предполагает концентрацию на единой территории не только многочисленной рабочей силы и потребителей производимыхтоваров, но также компаний и организаций, поддерживающих это производство:юридические фирмы, школы и университеты, банки и другие финансовые организации, управленческие и административные организации, конторы, оказывающиечастные услуги горожанам и др.Переход к постфордизму связан с реиндустриализацией и изменениемструктуры занятости горожан, обусловленных усилением роли сервисного сектора экономики.
Значительная часть инвестиций направляется теперь в отраслиэкономики, связанные с инновациями, знанием и технологией, что отражается ина структуре занятости, и на пространственной структуре города. М.К. Горшковвыделяет следующие особенности социально-профессиональной структуры российского общества в зависимости от типа населенного пункта121. В частности,См.: Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / М.К.Горшков [и др.]; отв.
ред. ГоршковМ.К., Петухов В.В. М.: Издательство Весь Мир, 2015. 432 с.12183концентрация представителей наиболее квалифицированной группы «белых воротничков» с высшим образованием максимальная в мегаполисах (37%) и падаетпо мере уменьшения размера населенного пункта. В то же время доля средне- инизкоквалифицированных рабочих в мегаполисах минимальна, что свидетельствует о постиндустриальном характере их экономики. Экономическое развитие мегаполисов все больше связывается с финансирование инновационных отраслей,исследований и разработок, что отражается и в городском ландшафте. Возникаетнеобходимость развития и перепланировки бывших промышленных зон.
Частьэтих зон отводится под жилую застройку, запуская процесс джентрификации икардинальной реконструкции городских районов. В классической интерпретации(сам термин предложен в 1964 году британским социологом Рут Гласс) джентрификация понимается как процесс реконструкции жилых районов, при которомсредний и высший классы переселяются в кварталы, ранее занимаемые представителями низших классов, которые из-за растущих цен на недвижимость вынуждены покинуть их122. Помимо классической джентрификации исследователивыделяют также сельскую джентрификацию (rural gentrification), джентрификацию нового строительства (new-build gentrification), супер-джентрификацию (super gentrification).В связи с процессами джентрификации особое внимание стоит уделить усиливающейся фрагментации городского пространства, являющейся отражениемрастущего социального неравенства и усиливающейся социальной поляризации истратификации.
Э. Сойя вводит понятие метрополяризации, представляя городкак реструктурированную социальную мозаику, репрезентирующую переход оттрадиционной стратификации, отражающей различия между категориями низшего, среднего и высшего класса, к новой стратификации, порожденной новыми неравенствами.122См. Lees L., Slater T., Wyly E. Gentrification. London: Routledge, 2008. 310 p.84Результатом такой фрагментации становится появление тюремного архипелага как новой формы социальной и пространственной регуляции123. В постметрополисе усиливается социальный и пространственный контроль, которыйобеспечивается за счет увеличивающейся приватизации, распространенности видеонаблюдения, создания закрытых кварталов (gated communities).
В работе «Город кварца» Майк Дэвис, еще один представитель Лос-анджелесской школы,обращает внимание на феномен приватизации публичного пространства124. С еготочки зрения, объем инвестиций в публичные пространства города уменьшается,в то время как происходит активное развитие приватизированных пространств.Строительство торгового центра на месте площади или парка может служитьпримером этого процесса. М. Дэвис рассматривает такие девелоперские проектыкак «пространственный апартеид».
Особое внимание уделяется созданию закрытых кварталов (gated communities), богатые жители которых добровольно заключают себя в некоторое подобие клетки, стремясь отгородиться от менееобеспеченных и благополучных слоев населения.Созданию закрытых кварталов способствует и усиливающаяся полиэтничность и полукультурность городского пространства. Из двух основных причинроста городов – естественный прирост населения и миграция (как внешняя, так ивнутренняя) – вторая становится все более значимой, особенно в развитых странах. Это неизбежно приводит к распространению мультикультурализма и связаннымснимпроблемамиинтеграциииассимиляциижителейгорода,принадлежащих к разным этническим и социально-культурным группам.Растущая полиэтничность городского населения является одним из примеров влияния глобализации на социально-пространственную структуру современных городов.
Другим примером является образование и развитие мировыхСм.: Soja, E. Postmetropolis: critical studies of cities and regions. Oxford: Blackwell Publishers Ltd, 2000.440 p.124См.: Davis, M. City of Quartz: Excavating the Future in Los Angeles. London, NY: Verso Books, 2006. 462p.12385городов, которые представляют собой экономические, культурные и политические центры мировой системы.
Кроме того, у них появляются новые функции125.Во-первых, они становятся управляющими пунктами в мировой экономическойсистеме. Во-вторых, города являются штаб-квартирами финансовых фирм и организаций сервисного сектора, который занимает лидирующее положение в экономикепостиндустриальногообщества.В-третьих,города–этоцентрыпроизводства инноваций и, в-четвертых, основные потребители инноваций. Выполняя новые функции, мировые города становятся глобальными и превращаютсяв узлы в пространстве потоков.Первым теоретиком, концептуализировавшим понятие мирового города,стал Джон Фридман, предложив следующие семь тезисов126:1.Форма и степень интеграции города в мировую экономику, а также функции, приписанные городу в результате глобального разделения труда, являютсярешающим фактором его структурных изменений.
Изменения физической формыгорода можно объяснить с помощью мировых процессов, которые изменяют направление и объем потоков капитала, пространственное разделение финансовых иуправленческих функций, структуру занятости горожан.2. Ряд городов используется мировым капиталом в качестве «узловых пунктов» пространственной организации, что приводит к формированию иерархиимировых городов.3. Мировые города осуществляют контрольные функции.4. Мировые города являются основными площадками концентрации и накопления мирового капитала.5. Мировые города являются местом притяжения большого количествавнутренних и внешних мигрантов.См.: Sassen, S. The Global City: New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press, 2001.447 p.126См.: Friedman J. The world city hypothesis // Development and Change, 1986.
№2. P. 69–83.125866. Формирование мировых городов акцентирует внимание на двух противоречиях индустриального капитализма – пространственной и классовой поляризации. При этом пространственная поляризация проявляется на трех уровнях: международном, региональном и метропольном. Последний означает становление иразвитие сегрегированных городских районов, гетто и этнических анклавов.7. Мировой город создает социальные издержки, превышающие возможности государственного бюджета.Сформулированная Дж. Фридманом теоретическая рамка исследования мировых городов побудила интерес к этой проблематике в современной урбанистикеи социологии127. Кратко суммируем основные взгляды на специфику и динамикумировых городов.
Мировые города видятся как политические, экономические икультурные центры, то есть выполняют конкретные функции в глобальной системе разделения труда. Они также являются транспортными узлами, коммуникационными и информационными центрами. В них располагаются штаб-квартирытранснациональных корпораций и международных организаций. Мировые городастановятся источником притяжения капитала и долгосрочных иностранных инвестиций. Эти особенности мировых городов неизбежно отражаются на их пространственной структуре, которая также трансформируется в результате влиянияпроцессов миграции, изменений в структуре занятости, реиндустриализации и др.Рассмотренный подход отождествляет понятия «мировой город» и «глобальный город».
Однако Саския Сассен, одна из ведущих социологов, занимающихся проблематикой глобализации и ее влияния на города, различает этипонятия. С ее точки зрения, мировой город существовал на протяжении многихвеков, тогда как глобальный город является уникальной чертой современности иСм.: Трубина Е.Г. Город в теории: опыт осмысления пространства. М.: Новое литературноеобозрение, 2011. 520 с.; Вершинина И. А., Полякова Н. Л. Теоретические и методологические проблемысовременной социологической урбанистики // Вестник Московского университета. Серия 18:Социология и политология, 2013. № 4.
С. 60–84.12787напрямую связан с такой ее характеристикой как глобальность128. «Глобальныегорода по всему миру – это пространство, где многосложный процесс глобализации приобретает конкретные, локализованные формы. Эти локализованные формы в значительной степени и есть то, что мы называем глобализацией»129.Глобальные города, таким образом, становятся пространством, в котором глобальные процессы протекают на территории национального государства. С.