Диссертация (1169258), страница 44
Текст из файла (страница 44)
ЛДПМ получила 12,4 % голосов и 15 меств парламенте, в июле 2009 г. – 16,6 % и 18 мест, в 2010 г. – 29,4 % и 32 места,в 2014 г. – 20,2 % и 23 места. Партия позиционировала себя в качествеглавного партнёра ЕС в Молдавии, претендовала на всю полноту власти ипыталась создать В. Филату образ национального лидера. Кроме должностипремьер-министра, ЛДПМ контролировала ряд важнейших министерств(иностранных дел и европейской интеграции, внутренних дел, финансов,юстиции), таможню, налоговую службу и др.495 При поддержке ЛДПМполитической деятельностью также занимались близкие родственникиМ. Снегура и П.
Лучинского. Однако вследствие активного противодействиясо стороны демпартии В. Филат не смог создать «вертикаль власти» иограничить влияние своего главного соперника – В. Плахотнюка. Кроме того,ряд главных соратников лидера ЛДПМ в итоге не сохранили ему лояльность,в том числе первые заместители по партии М. Годя, А. Тэнасе, Ю. Лянкэ.После «кражи миллиарда» В. Филат был арестован в октябре 2015 г. ивпоследствии осуждён, что привело к утрате ЛДПМ политического влиянияи распаду её фракции в парламенте.Oleksy P.
Discouse on National Identity in Moldovan Politics after 2009. // Przeglad Strategiczny. – 2012. – Nr.2. P. 132.495В решении Высшей судебной палаты по уголовному делу против В. Филата от 22 февраля 2017 г.говорилось, что он принимал от других лиц материальные блага и услуги в обмен на влияние, оказываемоена решения, принимаемые премьер-министром, МВД, налоговой службой и таможенной службой. См.:Decizie Curţii Supreme de Justiţie din 22.02.2017, Dosarul nr. 1ra-418/2017.
P. 5. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://jurisprudenta.csj.md/search_col_penal.php?id=8400 (Дата доступа: 19.09.2017)494189На электоральном поле либерал-демократов в 2015 г. возникли новыеполитические формирования: «Действие и солидарность» и «Достоинство иправда».
Их единый кандидат М. Санду, ранее бывшая одной из главныхпубличных фигур ЛДПМ, заняла второе место на президентских выборах2016 г. (47,9 % во втором туре). Называя себя румынкой и разделяя умеренноунионисткие взгляды, М. Санду одновременно играла на правоцентристскоми унионистском поле. Возглавляемая ей партия «Действие и солидарность»стала центром консолидации бывшего электората ЛДПМ и ЛП, чтосвидетельствовалоунионистамииоразмыванииидеологическихправоцентристами.«Достоинстворазличийимеждуправда»былаправопопулистской партией, что сближало её с «Нашей партией» Р.
Усатого,но без ориентации на русскоязычный электорат. Её лидер А. Нэстасевыражал интересы и ранее был личным адвокатом владельца телеканала“Jurnal TV” В. Цопы – заочно осуждённого в Молдавии оппонентаВ. Плахотнюка,стремившегосявусловияхкрахаЛДПМсохранитьполитический противовес демпартии.ДПМв2000-е гг.продолжалапозиционироватьсебявролилевоцентристской силы, имеющей социал-демократическую направленность.Демпартия в июле 2009 г.
вновь прошла в парламент, когда её возглавилбывший председатель парламента М. Лупу после своего выхода из ПКРМ.В июле 2009 г. ДПМ получила 12,5 % голосов (13 мест в парламенте), в2010 г. – 12,7 % (15 мест), в 2014 г. – 15,8 % (19 мест).М. Лупухарактеризовалидеологиюпартиикак«современныйевропейский молдовенизм».496 В уставе ДПМ говорилось, что онаподдерживает формирование и утверждение в Молдавии гражданской нациив соответствии с принципом «Мы все молдаване – граждане РеспубликиМолдова», уважая при этом право на этническую самоидентификацию.497Liderul Partidului Democrat susține că proiectul Codului educației trebuie definitivat. // Infotag.md.
–30.05.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infotag.md/politics-ro/188990/ (Дата доступа:23.01.2017)497StatutulPartiduluiDemocratdinMoldova.[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://www.pdm.md/ro/pdm/statut (Дата доступа: 23.01.2017)496190М. Лупу неоднократно подчёркивал, что является молдаванином и говоритна молдавском языке. Впрочем, мнение главы ДПМ по языковому вопросуменялось в зависимости от политической конъюнктуры: вначале он заявлял,что с научной точки зрения правильным является название «румынскийязык», но впоследствии признал, что «передумал» и в соответствии с наукойследует говорить «молдавский язык».498 Пытаясь повысить популярностьдемпартии среди национальных меньшинств, М.
Лупу чаще, чем другиеруководители партий правящей коалиции, публично выступал на русскомязыке.499 В экономике ДПМ выступала за рыночную модель с активнойролью государства. Во внешней политике демпартия ориентировалась на ЕС,вначале имея небольшие колебания, но по мере усиления своей властизанимая всё более однозначную позицию. Также партия поддерживаласохранение нейтралитета страны. ДПМ активно выступала за введениесмешанной системы выборов. В отличие от ЛДПМ, её лидеры непозиционировали себя как идейных антикоммунистов.ФактическимлидеромДПМбылкрупныйпредпринимательВ. Плахотнюк, который в 2010 г.
стал первым заместителем председателяпартии и в 2016 г. – её главой. Кроме должности председателя парламента(с 2010 г.), влияние партии на органы власти подкреплялось контролем заминистерствомэкономики,генеральнойпрокуратурой,национальнымцентром по борьбе с коррупцией и др. Особенностью ДПМ среди всехцентристских партий была жёсткая дисциплина: ни один из депутатов партиине стал перебежчиком, в то время как переходы из других партий вбольшинстве случаев происходили в её интересах. О масштабе данногоявления говорит то, что в 2016 г.
партия получила должность премьерминистра, сформировав парламентское большинство из 19 депутатов отДПМ, 13 – от ЛП и 24 перебежчиков. В результате партия, никогда неLupu: M-am răzgândit. Ştiinţific nu mai este limba română, ci moldovenească. – 24.09.2012. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.publika.md/lupu-m-am-razgandit-stiintific-nu-mai-este-limba-romana-cimoldoveneasca_1047561.html (Дата доступа: 23.01.2017)499Oleksy P.
Op. cit. P. 132.498191получавшая более 16 % голосов на выборах, сосредоточила в своих рукахпрактически всю власть в стране.В заключение можно выделить следующие особенности развитияпартийной системы. Фланговые партии (левые и унионисты) былизначительно более устойчивыми структурами, чем центристские. В отличиеот большинства центристских партий, доступ к власти не был для нихнепременнымусловиемактивнойполитическойдеятельности.Этообъяснялось наличием чёткой идеологии, в основе которой лежалиэтнополитические принципы. Было относительно немного примеров, когдафланговаяполитическаясилаутрачиваламассовуюподдержку(«Соцединство» после 1994 г., ХДНП после 2005 г., ПКРМ после 2014 г., ЛПс 2016 г.), но в таком случае её место в политической системе немедленнозамещалось другой партией того же идеологического направления. Влияниефланговых партий можно было ограничить, но не полностью ликвидировать.С 1994 г.
до начала 2010-х гг. фланговые партии также отличалисьисключительной сплочённостью и внутренней дисциплиной даже припребывании в оппозиции.Вотличиеотфланговыхпартий,центристскиесилыбылинеустойчивыми и разобщёнными. До середины 2000-х гг. они в основномпредставлялисобойситуативныеобъединениявокругвлиятельныхчиновников, а с середины 2000-х гг.
– вокруг деятелей крупного бизнеса.Объём влияния данных партий зависел прежде всего от прочностиположения их лидеров во власти и в бизнес-элите, при утрате котороговозглавляемые ими силы уходили на периферию общественно-политическойжизни. Большинство из них сохраняли значительное влияние не более шестилет. Идеология имела второстепенное значение для их деятельности.Ключевую роль для центристов с середины 2000-х гг. играла прозападнаявнешнеполитическая ориентация, при помощи которой они стремились нетолько заручиться поддержкой ЕС, но и создать себе образ «идеологических»партий, а не ситуативных политических объединений.192В1991унионистов–1994 гг.главнойполитики-центристыполитическойугрозой,считаличтодеятельностьспособствовалоконсолидации молдавской элиты и закреплению идей молдовенизма вконституции. В 1995 г.
консенсус лидеров центристов распался, и длительнаяборьба за власть между ними во второй половине 1990-х гг. способствовалаусилению обеих фланговых партий, периодически выступавших в ролитактических союзников для правящих политических сил. В периодпребывания у власти левых сил в 2000-е гг. усилилось сближение центристовс унионистами, ставшее с 2009 г. постоянным явлением политической жизни.Это было обусловлено тем, что если в начале 1990-х гг. сценарийобъединения с Румынией воспринимался политической элитой как реальнаяугроза, то впоследствии центристы были уверены, что утраты независимостине произойдёт даже при привлечении унионистов во власть.
Имеяпреобладающие позиции в экономике и поддержку ЕС как главноговнешнего партнёра, центристы рассматривали левые силы как своих главныхполитических соперников, претендующих на всю полноту власти. В этойсвязи союз с унионистами рассматривается центристами как «меньшее зло».Следствием устойчивости фланговых партий и относительной слабостиразрозненных центристских сил было то, что определённые законом условияполитическойборьбысоответствовалиглавнымобразоминтересамфланговых партий. К данным условиям можно отнести парламентскуюформу правления (с 2000 г.), непрямые выборы президента (2000 – 2016 гг.) ипропорциональнуюустановленияизбирательнуюполновластиясистемуВ.
Плахотнюка(1994в–2016 г.2017 гг.).Доразобщённыецентристские силы не могли изменить данные условия, несмотря напериодически предпринимавшиеся попытки.Особенностью Молдавии является легальная деятельность и отсутствиеполитической изоляции партий, руководство которых открыто выступает заликвидацию её государственности.