Диссертация (1169258), страница 16
Текст из файла (страница 16)
был связан единственный периодактивногопривлеченияменьшинствнаруководящиепостывгосударственном управлении. Их удельный вес в парламенте возрос с 16 %до 30 %178, они были назначены на ряд ключевых должностей – премьерминистра (В. Тарлев), вице-премьера – министра сельского хозяйства(Д. Тодорогло),советниковпрезидентапополитическимвопросам(М. Ткачук) и экономике (О.
Рейдман), заместителя председателя парламента(В. Мишин) идр.Носвозвращениемквластиправоцентристовпреобладание титульной нации в системе государственного управлениявновь стало абсолютным.Жигэу И.К. Состояние электорального пространства Молдовы, особенности и динамика его развития. //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2011. – № 1 (101). С. 167.177Protsyk O., Osoian I. Ethnic or Multi-Ethnic Parties? Party Competition and Legislative Recruitment in Moldova.(ECMI Working Paper, No. 47). – Flensburg, 2010. P. 11.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://academos.ro/sites/default/files/biblio-docs/102/working_paper_47_en1.pdf (Дата доступа: 06.11.2016)178Republic of Moldova Parliamentary Elections, 25 February 2001. Final Report. / OSCE Office for DemocraticInstitutions and Human Rights. – Warsaw, 2001. P. 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.e-democracy.md/files/elections/parliamentary2001/final-report-osce-elections-2001-en.pdf(Датадоступа: 15.10.2017)17667С начала 1990-х гг. национальный фактор определял региональнуюспецифику политических процессов. Кроме Приднестровья, где молдаваненикогда не составляли большинство населения, в Молдавии выделялись трирегиона с особым национальным составом: Кишинёв, Северная Молдавия(Бельцы и шесть районов к северо-западу от них, не включая Дрокиевскийрайон) и часть Южной Молдавии (Гагаузия, Бессарабский, Кагульский иТараклийский районы).
В 2004 г. в данных регионах доля национальныхменьшинств составляла соответственно 27,9 %, 32,4 % и 63,4 %. Воставшейся части страны меньшинства составляли лишь 8,7 % населения.179В Кишинёве и Бельцах основу этнической специфики составляло русскоукраинское население, в районах Северной Молдавии – украинское, вЮжной Молдавии – гагаузское и болгарское.В многонациональных регионах левые силы получали дополнительнуюподдержку на выборах.
Это находило отражение в результатах какнациональных, так и региональных выборов. Так, на парламентских выборахв ноябре 2010 г. компартия получила в Северной Молдавии 52,2 % голосов, вЮжной Молдавии – 52,0 % (результат по стране – 39,3 %). УнионистскаяЛиберальная партия получила на севере страны 4,4 % голосов, на юге – 4,0 %(в целом по стране – 10,0 %). Из числа избирателей ПКРМ 29,7 % проживалив северной и южной части страны, из числа избирателей ЛП – лишь 9,6 %.(Всего на данные регионы приходилось 22,4 % избирателей).180 В местнойполитике одним из примеров являются местные выборы 2011 г., когдакомпартия получила абсолютное большинство в горсоветах Кишинёва иБельц, а также в шести районах, из которых пять отличались этническойспецификой.Особенностью политических процессов в Кишинёве была наиболеесильная поляризация по этнополитическому признаку. Столица былаодновременно главным центром общественно-политической деятельностиРасчёты по: Recensămîntul populaţiei, 2004...
P. 301 – 327.Расчёты по: Rezultatele alegerilor parlamentare anticipate din 28 noiembrie 2010. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.e-democracy.md/elections/parliamentary/2010/results/ (Дата доступа: 22.01.2016)17918068как национальных меньшинств, так и унионистов. В целом панрумынскиесилы имели преимущество. Представители левых партий руководилигородом лишь в 2005 – 2007 гг. в качестве и.о. мэра и в остальные периодывыступали, как правило, в роли главной оппозиционной силы. В силуснижения доли русского и русскоязычного населения в населении, а такжерасширения унионистского движения перспективы их прихода к власти встолице снижаются.В Бельцах национальные меньшинства составляли в 2004 г.
45,8 %населения и оказывали определяющее влияние на язык и культуру местныхмолдаван.ЭтнолингвистическаясредавгородебыласхожейсПриднестровьем. Этим объяснялся интернациональный русскоязычныйхарактер местной власти, главы которой от разных партий (В. Морев,В. Панчук, Р. Усатый) имели репутацию пророссийских политиков. Местныевласти стремились к расширению своих полномочий и более активномуучастию в общенациональной политической жизни, что ярко проявилось вовремяобостренияотношенийсцентральнойвластьюв2012 г.181Прорумынские силы имели в городе минимальное влияние.Особое место во внутренней политике Молдавии имел гагаузскийфактор.
Как указывал первый глава Гагаузии С. Топал, «гагаузы всегдасвязывали своё прошлое с Россией. […] Знали гагаузы родной язык или нет,но русский язык знал и знает каждый».182 Нормализация этнополитическойобстановки в Молдавии в 1993 – 1994 гг., победа аграриев и социалистов навыборах 1994 г. создали условия для компромисса между Кишинёвом исамопровозглашённойГагаузскойреспубликой.Центральныевластистремились разрешить конфликт прежде всего для создания прецедента вотношениях с Приднестровьем и внешними партнёрами. Для Гагаузиипричинами компромисса были малочисленность гагаузов, аграрный характерВ 2012 г. власти города отказались проводить антиконституционный референдум о введении прямыхпрезидентских выборов, а также попытались назначить референдум о расширении местных полномочий иввести параллельную государственную символику в духе идей молдовенизма.182Топал С.
По зову предков. – Комрат: Tipografia “Elena-V.I.”, 2013. С. 30.18169региона,отсутствиеестественныхгранициисторическогоопытасуществования государственности, а также позиция России и Турции.В декабре 1994 г. парламент принял органический закон об особомправовом статусе Гагаузии.
Ключевое значение имело уникальное положениезакона, по которому «в случае изменения статуса Республики Молдова какнезависимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнеесамоопределение».183 Гагаузия получила автономный статус в составеМолдавии, право на принятие регионального основного закона (уложения) иформирование органов власти в особом порядке. В отличие от другихрегионов, глава (башкан) Гагаузии избирался на прямых выборах и подолжностибылчленомправительстваМолдавии.Начальникитерриториальных управлений правоохранительных и силовых органовназначались по представлению местных властей.
Официальный статусполучили молдавский, гагаузский и русский языки. Предусматривалосьучастие регионального парламента в осуществлении внешней политики повопросам, касающимся интересов Гагаузии. Некоторые из положенийданного закона были закреплены в конституции страны в 2003 г. В уложенииГагаузии, принятом в 1998 г., содержалась норма, что «статус Гагаузии неможет быть изменён без согласия её народа».184Политическийклассрегионабылсильноразобщён,нопоэтнополитическим и внешнеполитическим вопросам выступал, как правило,с единых позиций в отношениях с центром. Это было вызвано стремлением ксохранению гагаузской идентичности, исторически сформировавшейся вкачестве этнической только на юге Бессарабии и не ставшей этническиммаркером у православного тюркоязычного населения в других регионахмира.185 Данное стремление усиливалось вследствие малочисленности этносаи активной трудовой миграции гагаузов в другие регионы, прежде всего вЗакон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери).
// Monitorul Oficial al Republicii Moldova. –14.01.1995. – Nr. 3 – 4. P. 47.184Уложение Гагаузии (Гагауз Ери). // Вести Гагаузии. – 11.07.1998.185Гагаузы. / Отв. ред. М.Н. Губогло, Е.Н. Квилинкова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. МиклухоМаклая РАН. – М.: Наука, 2011. С. 126 – 127.18370Россию. Наиболее значимым примером этнополитической консолидациигагаузов после начала 1990-х гг. была организация не признанногоКишинёвом регионального референдума в феврале 2014 г., на котором 98,5 %населения выступило за вступление страны в Таможенный союз.Уровень поддержки общенациональных политических лидеров ипартий в Гагаузии обуславливался в первую очередь их позицией по статусуавтономии и отношениям с Россией.
Так, ПКРМ получила в Гагаузии 81 %голосов на выборах 2001 г. после того, как заключила с региональнымпарламентомсоглашениеобобщихпрограммныхположениях.Егоневыполнение после выборов привело к попытке автономии выдвинутьнамного более жёсткие требования, в основе которых лежала идеяравноправных договорных отношений между Молдавией и Гагаузией.186Впоследствии местное руководство настаивало на предоставлении Гагаузииравного статуса с Приднестровьем в случае преобразования Молдавии вфедерацию187, что нашло отражение в содержании «плана Козака» в 2003 г.Неудача данного проекта и падение авторитета ПКРМ среди гагаузовпривеликростувлиянияврегионеальтернативныхлевыхсил,представители которых возглавляли регион с 2006 г.
Если первые главыавтономии(Г. Табунщик,Д. Кройтор)избиралисьприподдержкевлиятельных властных сил в Кишинёве, то последующие (М. Формузал,И. Влах) не имели её на момент избрания и стремились к самостоятельностив выборе политических партнёров внутри страны и расширению прямыхсвязей с Россией и Турцией.ЭтнотерриториальныесохранениерайоннойособенностиструктурыМолдавиипредопределилиадминистративно-территориальногоделения страны. Она соответствовала интересам национальных меньшинств,обеспечивая адекватный уровень их представительства в местных органахвласти и отражая этническое своеобразие территорий. С учётом разделенияГубогло М.Н. Именем языка: очерки этнокультурной и этнополитической истории гагаузов.