диссертация (1169233), страница 31
Текст из файла (страница 31)
L., 1978, p.133.309Данные стремления нашли своё выражение в «Радикальной программе» (1883-1884 гг.,журнал «Двухнедельное обозрение»).308142ва. Ортодоксы либерализма выступали против любой социальной политики государства: не только той, что нарушала свободу договора (фабричное законодательство), но и против заботы о больных, бедных, несовершеннолетних, санитарного надзора, жилищного строительства для рабочих.Анализируя новый либеральный курс Гладстона, выдающийся английский социолог и философ Г.
Спенсер310 в своём труде «Личность и государство»311, впервые опубликованном в 1884 году, констатирует процесс постепенного вырождения классического либерализма в Великобритании: «Большинство тех, которые считаются теперь либералами — это тори нового типа»312. Cэтих строк начинается первый раздел данной работы под названием «Новыйторизм», в котором Спенсер доказывает, что сутью истинного либерализма(или вигизма), начиная с времён противостояния Карлу313 и его клевретам314,является уменьшение стеснения и принуждения со стороны государства, синонимом которых по Спенсеру является торизм.
При этом, с точки зрения философа, не имеет значения, какими мотивами руководствуются сторонники государственного вмешательства (народным благом или корыстными целями): заставляя правительство ограничивать сверх меры свободу граждан, сторонники«социального либерализма» представляют собой, по мнению Спенсера, резкийконтраст либералам тех времён, когда они соответствовали этому понятию315.310Герберт Спенсер (1820–1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века,основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологическиевзгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К.
Бэр, Смит и Мальтус.311Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908.312Там же. С. 22.313Карл I (1600–1649) — король Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Издинастии Стюартов. Его политика абсолютизма и церковные реформы вызвали восстания вШотландии и Ирландии и Английскую революцию. В ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение, был предан суду парламента и казнён 30 января 1649 года в Лондоне.314Клеврет — м. (лат. соllibertus) товарищ, собрат. Имеются в виду сторонники Карла —«кавалеры», поддерживающие абсолютную королевскую власть.
Их противниками выступали «круглоголовые» (виги) — сторонники парламента и Оливера Кромвеля.315Интересно, что подобную критику в адрес либералов высказывал с своей известной, наделавшей много шума статье «Дезинтеграция» (1884 г.) Р. Солсбери, лидер партии консервато-143Нынешний же либерализм (то есть, «социальный либерализм», определявший политику либеральных кабинетов во второй половине XIX века.
– примеч. aвт.), согласно Спенсеру, есть лишь новая форма консерватизма, поскольку он поддерживает государственное принуждение.Причину утраты современным либерализмом своего исконного духаСпенсер видит в смешении понятий и смещении фокуса: «Так как внешней выдающейся чертой всех либеральных мер древнего времени было приобретениекакого-либо блага для народа (а благо это состояло главным образом в уменьшении стеснения), то и случилось так, что либералы увидели в народном благене цель, которую следовало достигать косвенным образом, путем уменьшениястеснения, но цель, которую следует достигать непосредственно.
А стараясьдостигнуть ее непосредственно, они стали пользоваться методами, по существусвоему противоположными тем, которые употреблялись прежде»316.В работе Спенсер даёт многочисленные примеры законодательных инициатив и реформ, проведённых либералами, в духе «нового торизма» или «социального либерализма», что (ещё раз необходимо подчеркнуть) для него однои то же 317 : реформа всеобщего начального образования, начало жилищногостроительства для рабочих, реформы фабричного законодательства (ограничение рабочего дня), здравоохранения и иные социально ориентированные меры(как-то, снижение платы за проезд в пригородных поездах, снижение налогового бремени для рабочих и пр.): «Возьмем в самой простой его форме вопрос,который ставится каждый день: «Мы уже сделали это, почему бы нам не сделать и то?» И всегда подразумевающееся уважение к прецедентам побуждаетнеизменно расширять сферу регламентации…»318.ров после смерти Б.
Дизраэли, премьер-министр Великобритании в 1885–1886 гг., 1886–1892гг., 1895–1902 гг.316Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908. С. 23–24.317Позиция Г. Спенсера, по мнению автора настоящей работы, подтверждает выводы, сделанные в работе ранее относительно отсутствия сущностных различий между курсами «нового торизма» и «социального либерализма» и необходимости применения партиями политических технологий для создания видимости борьбы и идеологических разногласий.318Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908. С. 34.144Рассматривая развитие индивида в духе позитивизма как результат исключительного органического совершенствования, Спенсер являлся самым решительным противником всех видов централизованного или покровительственного вмешательства со стороны государства, которое, по мнению учёного,препятствовало внутреннему совершенствованию личности и историческомупрогрессу.При этом Спенсер в работе описывает результаты и последствия конкретных реформ, целесообразность и польза которых для «конечного потребителя» зачастую сводились к нулю, если не приводили к ещё большим дисбалансам в тех отраслях, на которые они распространялись.«Неуспех при этом не разрушает веры в примененные средства, но внушает мысль применять их более строгим образом или в большем числе случаев» 319 — иронизирует Спенсер, анализируя причины злоупотреблений регламентацией, целью которой являлось, по мнению парламентариев, проводившихкурсы «нового торизма» / «социального либерализма», дополнить недостаточнодейственные меры, то есть, как пишет Спенсер, устранить неудобства, вызываемые искусственно (курсив автора).Данное положение вещей можно охарактеризовать как «спираль реформ» —тенденция, при которой социальные реформы порождают новые социальныереформы (по аналогии с «инфляционной спиралью» — процесс, при которомрост цен обуславливает рост заработной платы, доходов, который, в свою очередь, увеличивает денежную массу, что ведёт к дальнейшему росту цен).При этом спираль реформ раскручивалась, во многом, за счёт конкурентной борьбы между консерваторами и либералами за голоса новых избирателей,получивших право голоса по результатам реформ избирательного права 1832,1867 и 1884 гг., для которых социальная тематика имела первостепенное значение.
Для того чтобы разрушить «монополию» оппонентов на преобразования изаработать «бонусы» в общественном мнении, политическая партия, ранее на-319Там же.145ходившаяся в оппозиции и пришедшая во власть, выступала инициатором новых реформ, которые впоследствии вынуждены были более активно продолжить их конкуренты или же предложить социальные преобразования в новойсфере.Подобную ситуацию мы наблюдаем после прихода во власть консервативного кабинета Б. Дизраэли в 1874- 1880 гг., а также при правительствах, возглавляемых У. Гладстоном, в 1868- 1874 гг.
и 1880–1885 гг., 1886 г. (конкретные примеры рассмотрены в следующей главе).Цитируя по данному вопросу Спенсера: «Так как люди, которых уверяют,что будущее социальное преобразование принесет им громадные благодеяния,обладают избирательным правом, то результат получается следующий: чтобыовладеть их голосами, кандидат должен по меньшей мере воздержаться от того,чтобы доказать им ложность их верований, если он не уступит соблазну уверить их, что он сходится с ними в своих убеждениях. Каждый кандидат в парламент принужден бывает предлагать или поддерживать какой-либо новый закон как насущно необходимый…Каждый добивается популярности, обещаяболее, чем его противник.
Затем, как это доказывают разногласия в парламенте,традиционная верность вождю мешает подвергнуть сомнению внутреннююценность предложенных мер. Некоторые представители настолько бессовестны, что подают голос за предложения, которые они считают дурными в принципе, потому что нужды партии и желание быть переизбранным требуют, чтобы они поступали так. Таким образом, плохую политику защищают даже те,кто видит ее недостатки»320.Дополнительный импульс раскручиванию спирали придавали пропагандаи агитация сторонников марксизма, членов Социал-демократической федерации Гайндмана и Фабианского общества.Новые социальные курсы находили широкую поддержку и в общественном мнении, благодаря свершившемуся в нём перевороту: «В наше время самое320Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908. С.
115.146большое наказание, которому может подвергнуться человек, сомневающийсяво всемогуществе этого фетиша (необходимость проведения государством социальной политики. — примеч. автора), — это получить название реакционера.Он не может даже надеяться поколебать установившуюся веру при помощи собранных им фактов, ибо мы каждый день видим, что вера эта, вопреки всем доказательствам ее несостоятельности, — непоколебима»321.Данные тенденции находили поддержку и в ежедневной печати: «Журналисты, всегда остерегающиеся сказать что-либо, что могло бы не понравитьсяих читателям, по большей части следуют за течением и усиливают его.