диссертация (1169218), страница 16
Текст из файла (страница 16)
В целом до начала «Арабской весны»вовлеченность России в этот регион ограничивалась экономическимиинтересами и вопросами безопасности, в связи с поддержкой, которуюбоевики на Кавказе получали из этого региона165.Концепция «Ноль проблем с соседями»В 2008 г. А. Давутоглу предложил новую внешнеполитическуюконцепцию «Ноль проблем с соседями». В официальном тексте концепцииотмечено, что новый внешнеполитический курс осуществляется в рамкахдоктрины М.К. Ататюрка «Мир в стране, мир во всем мире»166.
Тем самымподчеркивается некая преемственность во внешней политике ТурецкойРеспублики.Однако,помногимвопросам,новаяконцепциянесоответствовала идеологии кемализма. Принцип «Ноль проблем с соседями»является одним из пяти принципов, которые выдвинул А. Давутоглу дляведения внешней политики Турции. Остальные четыре принципа – этобаланс между свободой и безопасностью, многовекторная внешняя политика,превентивная мирная дипломатия и активное участие в международныхорганизациях167.В основе принципа «Ноль проблем с соседями» лежит идея о созданиипояса мира и стабильности вокруг Турции, которая должна обеспечиватьбезопасность как самой Турции, так и соседних государств с помощьюмирного, дипломатического урегулирования споров.
При этом отмечается,165Ульченко Н.Ю., П.В. Шлыков Динамика российско-турецких отношений в условиях нарастанияглобальной нестабильности. М.: ИВ РАН, 2014 – C. 24.166Komşularla ıfır Sorun Poli ikamız. // Türkiye Cumhuriyeti ışişleri Bakanlı ı. [Electronic resource]. – Mode ofaccess: http://www.mfa.gov.tr/komsularla-sifir-sorun-politikamiz.tr.mfa (accessed: 11.02.2017).167a u o lu A. Turkey’s Zero-Problems. 20.05.2012 // Foreign Policy. [Electronic resource]. – Mode of access:http://foreignpolicy.com/2010/05/20/turkeys-zero-problems-foreign-policy/ (accessed: 11.02.2017).76что конфликты на Ближнем Востоке, Южном Кавказе и Балканах имеют дляТурцииивнутриполитическуюсоставляющую,учитываямногонациональный состав турецкого общества.
Однако, власти Турции недолжны воспринимать внешнеполитические конфликты как непреодолимуюугрозу её безопасности. То есть из-за невозможности сразу урегулироватьэти конфликты, не стоит отказываться от действий, направленных насоздание благоприятных условий для их будущего разрешения.Наряду с безопасностью, этот пояс должен обеспечивать включениевходящих в него государств в интеграционные процессы и способствовать ихэкономическому развитию. С помощью концепции «Ноль проблем ссоседями» Турция планировала наладить сотрудничество в торговоэкономической, культурно-гуманитарной и социальной сферах, естественно,в первую очередь, со своими соседями. Тем самым она стремилась наладитьтесное сотрудничество в тех сферах, где это возможно, и не затрагивать те,где есть трудноразрешимые разногласия и противоречия. В итоге, все этодолжнобыло способствовать разрешению конфликтов с соседнимистранами, а исторически сложившиеся стереотипы у государств в отношениидруг друга должны исчезнуть.
Турции, в свою очередь, необходимоиспользовать все эти тенденции для усиления своего влияния как в регионе,так и в мире168.А. Давутоглу, комментируя новую внешнеполитическую концепцию,отметил, что то государство, которое постоянно находится в состоянииконфликта с соседями, не способно проводить свой внешнеполитическийкурс, как на региональном, так и на глобальном уровне. При этом он добавил,чтоотношения между государствами – это не отношения междуруководителями и политическими институтами, а скорее отношения между168Свистунов И.А.
Ближний Восток во внешней политике Турции в XXI в.: региональная стратегия. //Международная политика. Проблемы национальной стратегии. - 2012. - № 4 (13). – С. 39-55.77народами. И именно в этой связи нужно развивать сотрудничество вэкономических и гуманитарных сферах169.Таким образом провозглашалась некая ответственность Турции запроисходящее в регионе. То есть, вместо того, чтобы просто следить засобытиями в регионе, Турция должна активнее участвовать в региональныхвопросах, выступать с инициативами, влиять на ход событий и применятьпревентивные меры. Этому способствовали её экономические успехи,достижения в области демократизации общества и доверие со стороны рядаближневосточных государств.
В связи с этим в концепции говорится онеобходимости Турции выполнять активную посредническую роль вурегулированииконфликтов, которыенаходятсяв непосредственнойблизости от границ Турции. Имеются в виду конфликты вокруг НагорногоКарабаха, Голанских высоткипрскогоурегулирования,170между Израилем и Сирией, проблемаситуациявИраке,Ливанеидругиезамороженные конфликты.Успешной оказалась посредническая роль Турции на Балканах. Вапреле 2010 г. президенты Турции, Сербии, Боснии и Герцеговины провелисовещание, по итогам которого была принята Стамбульская декларация мираи стабильности на Балканах.
Подписание этой декларация, согласно которойстороны обязались выступить в защиту территориальной целостности исуверенитета Боснии и Герцеговины, в рамках норм международного права,привело к открытию посольства Боснии и Герцеговины в столице Сербии –Белграде. Также, при посредничестве Турции Сербия, Босния и Герцеговина169Turkish foreign policy: from status quo to soft power. // European stability initiative& Berlin-Brussels -Istanbul.2009 – p. 10 [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.esiweb.org/pdf/esi_picture_story__turkish_foreign_policy_-_april_2009.pdf#page=5 (accessed: 11.02.2017).170Часть сирийской провинции Кунейтра. После Шестидневной войны 1967 г.
и по настоящее времятерритория контролируется Израилем.78и Хорватия проводили регулярные трёхсторонние встречи на высшемуровне171.В 2009 г. А. Давутоглу становится министром иностранных делТурции. Возглавляя внешнеполитическое ведомство страны, он начинает ещёактивнее реализовывать те идеи, которые он выдвигал в своей работе.Результатом осуществления внешнеполитической концепции «ноль проблемс соседями» в ближневосточном регионе стало тесное сотрудничествоТурции с Ираком, Сирией, Ираном и с другими государствами БлижнегоВостока, в торгово-экономических, энергетических и в гуманитарныхсферах,атакжемежгосударственноевзаимодействияпомногимнаправлениям, включая безопасность172.До 2008 г. улучшение отношений Турции с арабскими странами неимело негативного воздействия на турецко-израильские отношения.
Однако с2009 г. со стороны Турции на высоком уровне начали звучать обвинения вадрес Израиля по поводу ситуации в Секторе Газа. В мае 2010 г. шестькораблей,подготовленныедвижением«СвободнаяГаза»,названные«Флотилией свободы», во главе с турецким паромом «Мави Мармара»попытались прорвать блокаду Газы. В ходе предпринятой Израилемоперации, с целью не допустить этого погибли девять человек, многиеполучили ранения173. Последовавшие после этих действий взаимныеобвинения и резкая критика Р.Т. Эрдогана в адрес Израиля привели ксерьёзному ухудшению двусторонних отношений. Однако, это повысилоавторитет Турции и самого Р.Т. Эрдогана среди арабских стран.В 2011 г.
с началом «Арабской весны» и после очередной победы ПСРна парламентских выборах у Турции появились новые возможности для171Турция продолжит посредничество на Балканах. Информационное агентство Регнум [Электронныйресурс].– Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1398417.html (дата обращеия: 12.02.2017).172Свистунова И.А. Ближний Восток во внешней политике Турции в XXI в.: региональная стратегия //Международная политика. Проблемы национальной стратегии. - 2012. - № 4 (13).
- С. 39-55.173«Флотилия свободы». Досье, // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://tass.ru/info/2079767 (дата обращения: 15.02.2017).79усиления своего регионального влияние. Её популярность росла высокимитемпами, на улицах многих арабских стран появились турецкие флаги ипортреты Р.Т. Эрдогана. Однако в дальнейшем Турция столкнулась сосложностями в отношениях с Сирией, Ираном, Ираком, которые обвиняли еёво вмешательстве в свои внутренние дела.
При этом отношения с Израилемпродолжали оставаться в плохом состоянии.С учетом нестабильности государственной системы многих стран ипадениярядарежимоввнешнеполитическаястратегияТурцииподостижению регионального лидерства на Ближнем Востоке столкнулась сбольшими трудностями. Анкара пыталась реализовать свои цели с помощьюустановления тесных экономических, культурных и политических контактовс послереволюционными правительствами арабских стран, основываясь наисторическом прошлом и исламских ценностях. В этих условиях выбраннаястратегиянуждаласьвпостоянныхкорректировках,учитываянестабильность как внутри отдельных стран, так и в регионе в целом.Впоследствии из-за Сирийского конфликта возникли разногласия и вроссийско-турецких отношениях.
Все эти события, а также ухудшениеотношений с Республикой Кипр после начала поиска нефтегазовых ресурсовв Восточном Средиземноморье 174 , привели к провалу внешнеполитическойконцепции «Ноль проблем с соседями». Однако, эта концепция вместе со«Стратегической глубиной» А. Давутоглу, ставшего с 2014 по 2016 гг.премьер-министром, официально продолжала оставаться основой турецкойполитики.174Официальная Анкара выступает против того, чтобы Кипр в одностороннем порядке потреблялшельфовые углеводородные ресурсы, настаивая на их использовании в интересах всех киприотов.802.2.
Особенности российско-турецкого политического диалога, наначальном этапе правления ПСРПочти сразу после победы на выборах в Национальное собраниеТурции в 2002 г. Партия справедливости и развития начала вестимноговекторную внешнюю политику, одним из ключевых направленийкоторой была Россия. В декабре 2002 г. Москву посетил лидер ПСР Р.Т.Эрдоган, который не смог возглавить правительство сразу после победысвоей партии из-за судимости в 1997 г.
На встрече с В.В. Путиным сторонывыразили удовлетворённость уровнем двустороннего сотрудничества идоговорились развивать и углублять экономические отношения. Этот визитстал началом стабильного политического диалога между Россией и Турцией,который уже в 2005 г. привёл к переходу отношений на уровеньмногопланового партнерства 175 . Таким образом, с приходом к власти вТурции Партии справедливости и развития в 2002 г. начался новый этапроссийско-турецкого сотрудничества.
При этом немаловажным для развитияэтого сотрудничества был тот факт, что по итогам выборов ПСР создалаоднопартийное правительство, что в целом упрощало принятие политическихрешений.Достаточноэффективноначалоразвиватьсяроссийско-турецкоесотрудничество на уровне Министерств иностранных дел двух государств.Регулярно проводились взаимные консультации по вопросам связанным сЮжным Кавказом, Кипром, Ираком, Афганистаном и ближневосточнымурегулированием. Более десяти консультаций, включающих вопросы,связанные с Организацией исламского сотрудничества (ОИС), Организациейчерноморского экономического сотрудничества и др., были проведены в175Гурьев А.А.