диссертация (1169182), страница 91
Текст из файла (страница 91)
Согласно директиве опрозрачности, эмитенты раскрывают финансовую отчётность напериодическойилипостояннойоснове.Директиваподробнорегулирует этот порядок. MiFIR уделяет основное внимание вопросампред-ипослеторговойпрозрачности,аегоправиладолжнывыполняться для различных видов торговых систем, включая системы,использующие окна (стаканы) заявок, системы на основе котировок,гибридные, системы с периодическими аукционными торгами иторговлю «с голоса».
MiFIR вводит требования по предторговой ипослеторговой прозрачности в отношении как долевых финансовыхинструментов,такинеакционныхфинансовыхинструментов(облигаций, структурированных финансовых продуктов, квот наатмосферные выбросы и деривативов). В MiFID II содержатся нормы,которыенаправленынасоблюдениеправилпрозрачностивдеятельности различных торговых площадок. В этом состоит отличиеот MiFIR, который нацелен на поддержание прозрачности в ходеторгов различными финансовыми инструментами.4601.14. Требования к бухгалтерской (финансовой) отчётности на основеМеждународных стандартов финансовой отчётности, а такжетребований к организации внутреннего учёта и внутреннего контроля(направление 14). Европейский союз использует МСФО, а компании,ценные бумаги которых обращаются на регулируемом рынке ЕС,должны готовить свою консолидированную финансовую отчётность всоответствии с этими международными стандартами (см.: регламент(ЕС) 1606/2002).
Очевидно, что использование МСФО создаётблагоприятные условия для привлечения финансовых ресурсов намировых рынках капитала. Важно правило, согласно которому, ИКдолжна иметь эффективные административные процедуры и системубухгалтерского учёта, механизмы внутреннего контроля, процедурыоценки риска, а также предпринимать меры по обеспечению контроляи защите информационных систем.
Кроме того, на инвестиционныекомпании ЕС ложится обязанность организовать учёт всех оказанныхуслуг, результатов деятельности и выполненных операций, а сам учётдолжен включать запись телефонных разговоров или электронныхсообщений (см.: MiFID II).1.15. Требованиявобластипротиводействияраскрытиянеправомерномуинформацииэмитентами,использованиюинсайдерскойинформации и манипулированию на рынке ценных бумаг (направление15). Первый правовой акт ЕС в форме регламента в этой области –регламент о рыночных злоупотреблениях – установил общие правовыерамки,охватывающиеманипулированиерынком.какВинсайдерскиенёмданысделки,единыетакиопределениязлоупотреблений на рынке ценных бумаг (инсайдерские сделки,манипулирование рынком); закреплён список инсайдеров; закрепленыобязательствалиц,обладающихинсайдерскойинформацией;предусмотрена хорошо разработанная система санкций (единые длявсех государств –членов ЕС санкции и меры административной461ответственности, например, в отношении физического лица засовершение инсайдерских сделок предусмотрен административныйштраф в размере 5 млн евро); значительно усилены (по сравнению справовым актом второго поколения) полномочия национальныхкомпетентных органов в части выявления злоупотреблений на рынкеценных бумаг.
Директива об уголовных санкциях за рыночныезлоупотребленияустанавливаетминимальныемерыуголовнойответственности в отношении физических и юридических лиц. Засовершение инсайдерских сделок (рекомендации по их совершению ипобуждение к ним) и манипулирование рынком предусмотренонаказание в виде лишения свободы для физических лиц от четырёх лети больше. Санкции в отношении юридических лиц включаютуголовные и административные штрафы и отказ в праве на получениегосударственных пособий или помощи; временное или постоянноелишение права осуществлять коммерческую деятельность и др.462ЗаключениеНа основе результатов исследования можно сформулировать вывод отом, что в ЕС за период 1973–2019 гг.
была принята обширная правовая базаи созданы в целом эффективные организационные основы в областирегулированияединогорынкафинансовыхуслуг.Врамкахэтогоисторического отрезка времени можно выделить два основных периода,каждому из которых свойственны собственные признаки: первый этап (1973–1998 гг.) и второй этап (с 1999 г. по настоящее время).На первом этапе формирование правовой базы происходило безпризнаков какого-либо программного подхода, но было системным идостаточно активным. В тот период главная задача состояла в гармонизациизаконодательства государств – членов ЕЭС в сфере финансовых услуг.
Цельбыла достигнута: четыре десятка директив сформировали правовые основы(acquis ЕС) в сфере единого рынка финансовых услуг, которые затем в рамкахвторого этапа совершенствовались и дополнялись. Этот опыт нормативногостроительства представляет интерес для межгосударственных образований (втом числе ЕАЭС), которые ставят задачи по интеграции в сфере финансовыхуслуг. В качестве организационных основ единого рынка финансовых услуг напервом этапе выступали комитеты, которые были созданы в секторахбанковском, страховом и рынка ценных бумаг.
Эти комитеты выполнялипреимущественно консультативную функцию, с единичными случаямипроявления комитологической функции в банковской сфере.Несмотря на отсутствие в учредительных договорах цели построенияединого рынка финансовых услуг ЕС, итоги первого этапа можно признатьуспешными. Построение единого рынка финансовых услуг долгое времяосновывалось на инерции сначала Общего, а затем Внутреннего рынка ЕС,прежде чем стало обретать черты самостоятельной политики, которая попрежнему основана на фундаментальных свободах Общего/Внутреннегорынка (свобода движения лиц, услуг и капиталов), но в то же время выступаетв качестве важного условия экономического развития государств – членов ЕС463и позволяет развиваться этому пространству без внутренних границ, в рамкахкоторого обеспечены свободы движения лиц, услуг, товаров и капиталов.Самостоятельная политика ЕС в сфере единого рынка финансовых услугстала обретать реальные черты в тот момент, когда развитие финансовогосектора стало для Европейского союза одной из приоритетных задач, котораядолжна позволить ускорить экономический рост в ЕС и позволить емувыступать на мировой сцене на равных с США, а также создатьблагоприятные экономические условия в преддверии самого масштабного завсю историю ЕС расширения его состава (2004 г.).
Началу проведения этойполитикиспособствовалосозданиезоныединойвалюты,усилениеправозащитной тематики ЕС, поскольку любая интеграция (в том числефинансовая) способна как положительно, так и отрицательно сказаться наобеспечении некоторых прав и свобод человека, поэтому дополнительныегарантии этих прав и свобод в юридически обязательных документах (ХартияЕС об основных правах) предотвращали в тот период такие риски и создалиблагоприятные условия для проведения единой политики ЕС в сферефинансовых услуг. Важно подчеркнуть, что второй этап в построении единогорынка финансовых услуг был бы невозможен без успехов первого этапа.Начало второго этапа связано с принятием первого программногодокумента ЕС в области рынка финансовых услуг – Плана действий в сферефинансовых услуг (ПДСФУ).
Несмотря на отсутствие обязательнойюридической силы, ПДСФУ сыграл важную роль в построении единогорынка финансовых услуг, а его значение подтверждено положительнымиитогами реализации его основных целей. Программа реформ ПДСФУпредусматривала значительную ревизию действовавших в тот периодевропейских директив и создание новых организационных основ в сферерегулирования единого рынка финансовых услуг. Именно в начале текущегоХХI в.
ЕС, опираясь на предложения аналитического доклада Ламфалусси,приступил к созданию оригинальной четырёхуровневой организационнойсистемы, в рамках которой была задействована система новых комитетов,464благодарякоторымудалосьзначительноусовершенствоватьзаконодательный и правоприменительный процессы, что выражалось вускорении разработки, обсуждения и принятия новых правовых актов, вдополнительных возможностях ревизии и актуализации действующихправовыхнорм,благодаряпринятиюЕвропейскойкомиссиейисполнительных актов.
Новая система позволяла лучше учитывать мнениекомпетентных органов государств – членов ЕС по вопросам построенияединого рынка финансовых услуг, что также стало одним из главныхдостижений реформы Ламфалусси. Реформа Ларозьера позволила провестидополнительную настройку организационных основ и сделать их болеерезистентными в плане предупреждения и реагирования на глобальныекризисные ситуации в мировой экономике и финансах, наподобие кризиса2007–2009 гг.НаравнесреформойорганизационныхосновЕСпроделалзначительную работу по совершенствованию правовой базы в сфере единогорынка финансовых услуг.
В течение второго этапа в некоторых секторах иобластях (директива о рынках финансовых инструментов, директива орыночных злоупотреблениях, директива о проспекте) сменилось несколькопоколений основных законодательных актов, принятых Европейскимпарламентом и Советом. Смена поколения приводила к значительномуутяжелению новых правовых актов, так как значительно увеличивалоськоличество статей и соответственно расширялся круг вопросов, которыерегулировались на каждом новом этапе. Одновременно происходила ревизияисполнительных актов второго уровня, принятых Европейской комиссией.
Внастоящее время процесс законотворчества активно развивается, а одним изярких доказательств этого выступают многочисленные делегированные иисполнительныеакты,которыепринимаютсяврамкахреализацииположений второй директивы о рынках финансовых инструментов (MiFID II)и регламента о рынках финансовых инструментов (MiFIR). Большоеколичество актов второго уровня процедуры Ламфалусси, а также возросшие465полномочия европейских надзорных органов говорят о том, что ЕС на второмэтапе проводит не только нормативное строительство, но и управлениеединым рынком финансовых услуг. Создание новых норм права будетпродолжаться и в дальнейшем, так как усложняется сам мир финансов.Особенностью нормотворчества ЕС на современном этапе являетсяпереход от метода гармонизации к методу унификации; от применениядиректив к широкому использованию регламентов, которые служат целямунификации права. Благодаря использованию регламентов, единый рынокфинансовых услуг ЕС становится более взаимосвязанным, и эта тенденциясохранится в дальнейшем.Значение директивы для построения единого рынка финансовых услугпо-прежнему велико: директиве либо отведена роль правового акта,благодаря которому реализуется гармонизация в новых ранее недоступныхобластях (например, директива об уголовной ответственности за рыночныезлоупотребления), либо она сопровождает регламенты, так как перевод всехбез исключения новых правил в режим прямого действия может привести кнедовольству государств – членов ЕС, поставить под сомнение соблюдениепринципов субсидиарности и пропорциональности, а значит, можетнарушить динамику в деле построения единого рынка финансовых услуг.Будущее единого рынка финансовых услуг ЕС зависит не столько отвнутренних, сколько от внешних факторов, поскольку основные внутренниереформы в ЕС завершены:- в секторе рынка ценных бумаг к середине 2019 г.