Диссертация (1169000), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Сейчас в церкви можно увидеть женщин в брюках, несмотря на то,что официально это не одобряется. Или, проезжая церковь, человек можетостановиться и зайти, но боится, поскольку он не в праздничной одежде и неподготовлен. Что же в таком случае следует делать? С точки зрения традиции,человек действительно должен готовиться перед посещением храма. Но ведь унего может уже не выпасть время, пропасть желание или он попросту забудет.
Стакой точки зрения, любое посещение следует одобрять, чтобы поощрять желаниеприходить.Снижение обрядовых требований может сказаться и на моральной сторонеповедения человека. Чувствуя некоторое послабление в форме, человек допускаетнекоторые «поблажки» и в содержании – в своем поведении, не ожидая отрелигиозных деятелей строгого наказания.
В этом случае выявляется конфликтинтересов – человека, который хочет очистить совесть и успокоиться, исвященника (если речь идет о православии), который должен заставить человекаобдумать его поступок.123Все это ставит вопрос: что есть модернизация в религии? Это соответствиеи требование времени, или же потакание человеческим поступкам, проводимоедля того, чтобы не потерять «паству»? Поэтому, на современном этапепроводится поиск баланса между традицией и инновацией, который позволитсоответствовать вызовам общества и не потерять устои и ценности.Решение, которое поможет соблюсти баланс между всеми сторонамипроблем, относится к образовательному процессу. Его роль состоит впросвещении и ознакомлении с религиозными традициями и обрядами с раннихлет, то есть должное поведение «как надо» будет воспитываться вместе суважением к ценностям и толерантностью к различным мировоззрениям.Но для личности религиозное образование не является способом решенияпроблем.
В таком случае человек будет усматривать новые рамки и границы,препятствующие его свободе выбора, создающие новые противоречия междуличностью и организациями, государством.Чтобы не создавать новые противоречия и не усиливать уже существующие,необходимо создать разветвленную, многоуровневую и многообразную системуобразования, которая будет проводиться на платной и бесплатной основе.Свобода выбора человека в таком случае будет проявляться во всех направлениях.В первую очередь, такая система религиозного образования будет доступной длявсех возрастных категорий, будь то младшие классы или люди преклонноговозраста. Людям среднего возраста, возможно, будут интересны такие курсы как«Психология религии», «Философия религии» и «Социология религии», тогда какчеловек в возрасте сможет выбрать для себя курсы, помогающие познакомиться срелигией и культурой, узнать основы различных религий.
Для детей полезнымстанет воспитание уважения к традициям и толерантности, которые будутпроходить в сочетании с основами мировых и традиционных для российскогообщества религий. Данные дисциплины должны проводиться с выбором форм,уровней, направлений и тематики, что будет способствовать заинтересованностинаселения в получении религиозных знаний, поскольку на личностном уровнесвобода выбора (даже для младшего возраста посредством выбора родителями124курса) будет соблюдаться. Такое религиозное образование может проводитьсясветскими или религиозными организациями, или с равным участием обеихсторон. Ни в коем случае нельзя проводить давление на человека, потому что,посредством навязанной формулировки мировоззрения личности, сама личностьстанет отвергать такие взгляды, останавливая свой выбор на противоположных неиз-за собственного выбора, а в некоторой степени «назло».Тем не менее, распространение религиозного образования вскрывает ещеодну проблему – за счет увеличения числа учащихся увеличивается коллективнаяформа проведения занятий, что повлечет за собой стандартизацию и усреднениесистемы образования и воспитания.
В каждом классе обучаются люди с разнымивзглядами и религиозной принадлежностью, у каждого ученика существует илиеще формируется собственный взгляд на мир, который требует определенногоподхода и индивидуального обсуждения. К сожалению, в условиях повсеместногораспространения религиозного образования и увеличения числа учащихся,индивидуальный подход к каждому ученику не будет широко использоваться иотойдет на дальний план. На первый план выступит массовость и коллективность.Поэтому,несмотрянашкольнуюсистемурелигиозногообразованияивоспитания, оно должно быть подкреплено семейным обучением.В данном параграфе были найдены три основные группы противоречий:между государством и религиозными организациями; между религиознымиорганизациями и обществом; между государством, обществом, религиознымиорганизациямииличностью.Онизатрагиваютсоциальную,правовую,идеологическую, культурную и духовную сферы жизни общества, поэтомуобъединяют в себе противоречия, относящиеся к одной из сфер, котораянаходится на стыке двух или нескольких сторон вопроса.
Данные противоречияпорождают проблемы, неизбежно возникающие в условиях модернизации.Проблемы здесь выступают в качестве ключевых спорных моментов, которыепомогают возводить общественную систему на новый уровень.Наиболее актуальной проблемой современного этапа развития религиозногообразования является проблема соотношения общекультурных и культовых125знаний: т.е., во-первых, соотношения объема знаний о мировоззренческойценности философии и морали определенной религии с объемом информации,направленной на воцерковление обучаемых в рамках определенной религиознойорганизации; во-вторых, соотношение знаний о своеобразии культовой практикирелигий с пропагандой, ведущей к вовлечению обучаемых в культовые действия.2.3.
Тенденции и перспективы развития религиозного образованияПрогнозы различных исследователей о дальнейшем развитии религиозногообразования в России складываются на основании тезисов о тенденциях,отражающих особенности и основные закономерности развития данногофеномена.Так, А.В. Колодин говорит о трех основных «тенденциях трансформациирелигиозного и религиоведческого образования в России: взаимодействиесветского и религиозного образования; формирование новых государственноконфессиональныхотношенийрелигиоведческогообразования;всферепоявлениерелигиозного,светскогоиинновационныхпроцессовврелигиозном и религиоведческом образовании». Характеризуя условия, в которыхразворачиваются данные тенденции, А.В.
Колодин акцентирует внимание на том,что проблема определения задач и путей развития религиозного образованиязачастую решалась только с участием сил общественности, то есть людей, частодалеких от данной проблематики и не всегда компетентных в тех вопросах,которые поднимались.При этом автор «не выступает против общественногообсуждения данной государственно важной проблемы, он выступает противдилетантизма в философии образования». Он справедливо полагает, что «можноучестьопытимнениядилетантов,нонельзяигнорироватьмнениепрофессионалов, а решение проблемы все-таки целесообразнее возлагать не на126Общественную палату, а на Академию наук, создавая для этой цели экспертныекомиссии»139.Главным выводом о перспективах и роли религиозного образования у А.В.Колодина является тезис о том, что «преподавание знаний о религии в системесреднего и высшего образования позволит оптимизировать правовые основывероисповедной политики Российского государства за счет согласованиязаконодательных актов об образовании, науке, свободе совести и т.п., что, вконечном счете, будет способствовать созданию атмосферы веротерпимости,толерантности в обществе, мира и дружбы между народами, исповедующимиразные религии»140.
При этом автор считает, что такое качество передачи знаний орелигиях должно обеспечиваться приоритетом развития религиоведческогознания, соответствующего государственным стандартам и научным критериям.И.В. Метлик полагает, что основной тенденцией в развитии религиозногообразования будет переход преподавания знаний о религиях под контрольрелигиозных организаций. Для него очевидно, что «что любое религиозноеобразование должно осуществляться при участии (непосредственном илиопосредованном) соответствующей религиозной организации. Это необходимодля обеспечения идентичности как в части собственно содержания знаний оконкретной религии, соответствии их первоисточнику, неискаженного и полногопредставления всех сторон истории, культуры, образа жизни в даннойрелигиозной традиции, так и для обеспечения преподавания любых знании наопределенной религиозной мировоззренческой основе.
Такое участие можетзаключаться в прямом контроле религиозных организаций за содержаниемобразования в школах, вузах и т.д., учрежденных ими непосредственно или139Колодин А.В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемыреализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РоссийскойФедерации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук:Специальность 09.00.13.
Религиоведение, философская антропология, философия культуры.Москва, 2007. С.10.140Колодин А.В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемыреализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РоссийскойФедерации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук:Специальность 09.00.13.
Религиоведение, философская антропология, философия культуры.Москва, 2007. С.154.127совместно с другими учредителями или в форме конфессиональной экспертизыквалификации педагогических кадров, учебных программ, учебников, пособий идр., используемых в любых других образовательных учреждениях»141.И.В. Понкин считает, что основной тенденцией развития религиозногообразованиястанет более четкое формальное и содержательное разделениерелигиоведческогоирелигиозно-культурологическогообразования,каксоставных частей светского религиозного образования. С его точки зрения,«религиоведческоеобразованиевгосударственныхимуниципальныхобразовательных учреждениях – это образование, связанное с общекультурнымпознавательным интересом обучающихся и реализуемое в соответствии сгосударственнымисущественныхстандартамиотличительныхпреподаваниеописательныхособенностяхзнанийвероучения,опрактики,самоорганизации, об основных событиях и исторически значимых личностях,историко-политической и социально-культурной роли религий и представляющихих религиозных объединений, а также преподавание, в том числе, всравнительном аспекте, иных знаний о религии как специфической формекультуры и явлении социальной жизни».