Диссертация (1168836), страница 46
Текст из файла (страница 46)
Им бросили вызов и нанесли поражениевыхода из Депрессиибезоглядный эгоизм – аморален; а теперь мы знаем еще и то, что он вреден дляэкономикиКрах процветания, творцы которого хвастались своим практицизмомзлоупотреблениям властинелегко забыть те недобрые делаЖесткость не должна быть оправданием жестокостимы далеко ушли от времен упадка и отчаянияМотивами прогресса стали страх и страданиеУже снова начинают поднимать голову бесстыдство, безответственность инемилосердный эгоизм.
Такие симптомы процветания могут статьпредвестниками новой катастрофы!чтобы их страну не разъедали раковые опухоли несправедливости3-я речь 20 января 1941г.уберечь эту страну от попытки разрушить ее изнутриспасти эту страну от разрушения извнеЕсли мы этого не сделаем, то рискуем подвергнуть себя бездеятельностижизнь нашей республики, казалось, замерла от фаталистического страха,ужасные пророчества позорно сошли на нетОжидания и идеалы республики никогда не смогут спокойно сосуществовать снесправедливой бедностью и алчным эгоистическим богатством4-я речь 20 января 1945г.переживаем период чрезвычайных испытанийЕсли мы выдержим это испытание успешно и с честьюсегодня мы работаем и бьемся ради победы в войнеМы можем ошибаться, но это не должны быть ошибки, вызванныеслабодушием или же отречением от принципов моралиМы усвоили, что должны жить как люди, а не как страусы, или как собаки насенеМы не обеспечим продолжительного мира, если будем относиться к нему сподозрением, недоверием и страхом267Каквидно,абсолютнаяиотносительнаянасыщенностьинаугурационных речей Франклина Рузвельта лексикой и фразеологиейконфликта неодинакова.
Также меняются объекты и способы лексическоймаркировки объектов вражды. В первых двух речах выражается неприязньисключительно к внутренним объектам и проблемам: это «презренныеменялы», «спекуляции с деньгами», «гонка за прибылью», «слепой эгоизм»,«поколениекорыстолюбцев»,«безрассудныйстрах»,«экономическиеэпидемии», «упадок и отчаяние», «страх и страдание», «бесстыдство»,«безответственность и эгоизм», «раковые опухоли несправедливости». Втретьей речи, в условиях разгоравшейся Второй мировой войне (хотя США втот момент еще не были в нее втянуты), среди опасностей и угроз, скоторыминации«бездеятельность»,надлежитбороться,«фаталистическийуказаныстрах»,«разрушение«ужасныеизвне»,пророчества»,«несправедливость», «эгоистическое богатство». Наконец, в последней,предельно краткой речи, накануне разгрома Германии и поражений Японии,указаны следующие объекты вражды: «чрезвычайные испытания», «война»,«слабодушие и отречение от принципов морали», «подозрение, недоверие,страх».
При этом сама тематика противоборства с Японией и Германией неявляется доминирующей, эти страны вообще не названы конкретно. Общиепоказатели «лексики вражды» в политической риторике Ф. Рузвельтапоказаны в виде сводной диаграммы (см. рис.43).Ввиду больших значений поясним числовые значения столбцов:1-я речь содержит в себе 98 синтаксических единиц, из которых 14относятся к языку вражды, что составляет 15%; во 2-й речи эти показателиравны 126/20 и 19%; в 3-й речи – 72/6 и 8%; в 4-й речи – 27/6 и 21%.Преемником Рузвельта в Овальном кабинете Белого дома стал ГарриТрумэн, при котором США вступили в эру «холодной войны» с СССР. Егоинаугурационная речь есть отражение новых политических реалий (см.
Табл.18).268Рисунок 43 – Инаугурационные речи Ф. Д. РузвельтаТаблица 18 – Инаугурационные речи Г. Трумэна1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.речь 20 января 1949 г.трудные задачипосягательствами на права человекадвумя страшнейшими войнамипрямым сопротивлением режима, цели которого абсолютно противоположны, аконцепция жизни — кардинально отличналживой философииОдураченные этой философиейгорькому разочарованиюобман и насмешка, тирания и нищетаэтой лживой философией является коммунизмКоммунизм бросает в тюрьму индивидуумакарает без суданасильственно отправляет на каторжные работынасильственным путемвойна неизбежнаразногласия между демократией и коммунизмомкоммунистическая философия, создают угрозу усилиям нацийотпор отчаянию и пораженческим настроениямоборонный пактотпор вооруженному нападениюлюбое вооруженное нападение, которое будет угрожать нашей национальнойбезопасности, получит мощный и решительный отпорстрахе перед собственными правительствамивлияния лживой пропаганды269На 180 синтаксических единиц приходится 22 синтаксическихединицы, которые относятся к «языку вражды».
На первый взгляд, этогораздо меньше в относительном плане, чем в выступлениях Ф. Рузвельта, нораспределение и направленность лексики и фразеологии конфликта вединственнойинаугурационнойречиТрумэнасущественноиное.Практически все маркеры вражды помещены в первой половине речи. Такимобразом, на первые 80 предложений приходится 22 фразы и речевых оборота,содержащих ярко выраженную конфликтную направленность, т.е. 27,5%. Всеэти фразы относятся исключительно к сфере внешней политики, чегоникогда не было при Рузвельте, да и при любом другом американскомпрезиденте.
Наконец, объект употребления «языка вражды» всего один. Всобственной терминологии Трумэна – это коммунизм. Но de facto – этоСССР, ведь именно он являлся опорой коммунистической идеологии во всеммире. Набор лексических маркеров экспрессивен. Сюда относятся: «ложь»,«нищета», «насилие», «тирания», «война», «отпор», «оборона», «нападение»и т.п. В результате достигается эффект максимальной демонизации объектавражды при формально невысоком проценте синтаксических и лексическихединиц. Можно сделать вывод, что наряду с количественными показателямизначительную роль играют группировка и концентрация слов и выражений,взятые в совокупности с их эмоциональным накалом.Внешнеполитическаянаправленность,включаяииспользованиеконфликтной лексики, отчетливо (хотя и в меньшей мере) проступает в речахДуайта Эйзенхауэра (см.
Табл. 19).Таблица 19 – Инаугурационные речи Д. Эйзенхауэра1.2.3.4.5.1-я речь 20 января 1953 г.столетия беспрестанных угрозсилы добра и зла объединились, вооружились и противостоят друг другу какникогда в прошедшей историижесточайшие войнывремя беспрерывных испытанийтревоги Депрессии и через войну270Окончание Таблицы 196.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.1-я речь 20 января 1953 г.мы были вынуждены сражатьсяпути от тьмы к светунависла угрозаспособность уничтожить человеческую жизньпредает дух свободы и проторяет дорогу тирании угнетенияВраги нашей веры не знают другого божества, кроме силыучат людей предательствужируют тогда, когда другие голодаютподвергают пыткамУдар этого конфликта нацелен прямо на веру наших предков и на жизнь нашихпотомковСвобода восстала против рабства, свет — против тьмыНенавидя войнусдержать силы агрессииспасения человечества от самоуничтоженияникогда не будем пытаться задобрить агрессораотвергаем любые инсинуацииидти на любой риск ради нашей страны.Ибо история никогда не вверяла судьбу свободы в руки слабых или трусливых.Поэтому мы должны быть искусными в обороне2-я речь 21 января 1957 г.редко когда наша земля испытывала такие лишенияСлишком много еще остается на нашей Земле нищеты, распрей и опасностейвеликое добро, или же великое злосвободу от жестокой нищетыОтчаяниемнедавней мировой войнойГермания до сих остается трагически разделенной.
Точно так же разделеннымостается весь европейский континентразъединяющей силой является международный коммунизм и мощь, которойон располагаетКоммунизм стремится навсегда остаться хозяином судьбы тех, кого онпоработилпытается разрушить связи, которые объединяют свободныххочет захватить – и использовать для усиления своей мощи – все факторыперемен в нашем мире, особенно — нищету голодных и надежды угнетенныхмир международного коммунизма не так давно был потрясен мощной имогучей силой – готовностью людей, которые любят свободу, пожертвоватьсвоими жизнями ради этой любвидать отпор тем, кто стремится править при помощи силы, мы должныоплачивать необходимую нам военную мощьвспыхнет пламя конфликтакрупных мировых проблем и конфликтовуважаем стремление тех народов, которые, хоть и порабощены сейчас,страстно желают свободыдрожа от страха перед угрозой применения силы271Таким образом можно сделать вывод о том, что в начале 2-й половиныХХ в.
сформировалась своеобразная инерция или традиция актуализациивнешнегоидеолого-политическогомоментавпубличнойриторикеамериканских президентов, когда главным объектом использования языкавражды выступал СССР как главный источник проблем и угроз дляамериканского общества и для мира в целом. Этим обстоятельствомоправдывались как участие США в «Grossweltspiele» (большая мировая игра– нем.), так и наращивание вооружений, т.е. прагматика речей очевидна.Данная тенденция прослеживается даже в инаугурационной речи Дж.Ф.Кеннеди, который традиционно рассматривается как сторонник мирногососуществования.