К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю - Экономикс (2003) (1160721), страница 124
Текст из файла (страница 124)
2. Адиипистритивпый разрыв. Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда этн меры на самом леле принимаются. У Конгресса США иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация 1епевает полностью измениться н предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими. 3, Операяиоииый разрыв. Кроме того, существует также разрыв между тем моментом„когда Конгресс принимает решение о фискальных лгерак, н временем, когда эги меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.
Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расколов на общественные работы, такие, как сооружение плотин, автострад и т д., требует длительногоо планирования и сше более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому подобные расколы приносят весьма сомнительную пользу н качестве средства преодоления коротких, скажем, от б до 18 месяцев. спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов, а не расходов.
Политические проблемы 267 Фискальные меры формируются на политической арене, и зто во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики. Прочие цели. Вспомните, что зкономическая стабильность — это ив единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство заннлкается также обеспечением населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов.
Приведем классическим пример. Во время второй мировой войны государственные расходы на тонары военного назначения резко возросли, что оказало сильное н устойчивое инфляционное давление на экономику в начале 40-х годов. Победа над нацистской Германией н Японией была более приоритетной целью по сравнению с поддержанием стабильности цен. Финансы штатов и честных органов власти. Фискальная политика правительств штатов и местных органов власти часто носит проциклический характер: онн не принимают леер против спала илн инфляции. В отличие от федерального правительства большинство правительств штатов и честных органов власти обязано соблюдать требования конституции или других законодательных актов о сбаланси-. рованности их бюджетов. Так же как домохозяйства и частные предприятия, правительства штатов и местные органы власти увеличивают свои расходы в периоды экономического подъема и сокращают нх н периоды спада.
Во время Великой депрессии ЗО-х годов большая часть прироста федеральных расходов полностью перекрывалась сокрашением расходов честных властей и правительств штатов. В период спада 1990 — !991 гг. многим правительствам штатов и местным властям пришлось повысить налоговые ставки, ввести новые налоги и сократить расходы, чтобы компенсировать уменьшение налоговых поступлений, которое было вызвано сокрашением личных доходов и расходов граждан. Пристрастие к стимулирующим мерам? В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное," а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно.
В фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим рост инфляпионным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш, Обе меры могут сиро-~" воцировать инфляцию. В противоположность этому более высокие налоги вызывают недовольство избирателей, в то время как сокращение правительственных расходов — мера, довольно рискованная для политиков.
Например, для сенатора из сельс-' кохозяйственного штата голосование за повышение налогов и против аграрных субсидий равносильно политическому самоубийству. Политический деловой циклу Некоторые экономисты утверждают, что цель, которую преследуют политики, — это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты лаже высказывают предположение о существовании волитическаго делового цикла. Оии заявляют, что политические деятеяи могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, лаже еслв их фискальные решения оказывают двсп1абилиэирующве воздействие ца экономику. С этой точки зрения фискальная политика, как мы ее описали, может быть извращена ради политических интересов и потому стать прикипай экономических колебаний.
Предполагается, что население при голосовании иа выборах принимает во внимание экономические условия. Власть предержащие булуг наказаны ва избирательных участках, если экономика находится в депрессивном состоянии; если же экономика процветает, оии будут вознаграждены. Следовательно, по мере приближения срока выборов правящая администрация (поддерживаемая Коигрессом, который тоже настроен иа предстоящие выборы) прибегнет к снижению налогов и увеличению государственных расходов. Зги шаги не только будут весьма популярны сами по себе, ио и высвободят такие силы в экономике, которые в конечном итоге подтолкнут все ключевые зкономические показатели в нужном направлении.
Увеличатся объем производства и реальный доход, снизится уровень безработицы, а уровень цеи останется относительно стабильным. В результате находящиеся у власти политики смогут воспользоваться благоприятной экономической обстановкой для переизбрания. Но после выборов продолжающийся экономический рост проявится в большей степени в повышении цен и в мсиьшей — в увеличении реальных доходов. Нараста1ошее общественное недовольство инфляцией подтолкнет политиков к цроведеиию сдерзкиваюшей фискальной политики. Точнее говоря, в результате сокращения государственных расходов и повышения налогов, направленных на сдерживание инфляции, будет искусственно вызван экономический спад, который смело можно снабдить ярлыком»сделаио в Вашингтоне».
Причем этот спад отпюль ие повредит тем, кто находится у власти, поскольку следующие выборы предстоят еще через два или три года, а большинство взбирателей формирую~ свое отношение к администрации по состоянию экономики примерно за год до выборов. Аспад фактически создает новую стартовую плошадку, с которой опять может быть запущена фискальная политика, призванная дать импульс иово- му экономическому подъему в период следующей избирательной кампании. Это возможное извращение фискальной политики — явление очень тревожное, ио также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические ланиые весьма иеодиозиачиы, есть некоторые свидетельства в поддержку данной политической теории экономического цикла.
Эффект вытеснения Теперь давайте переключим наше внимание с практических проблем применения фискальной политики иа основные недостатки фискальной политики как таковой. Критика в основном строится на эффекте вытеснения. Сущиосз ь эффекта аытесиеиия состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политики способствует росту працвитиих ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики.
Предположим, что экономика находится а состоянии спада и правитеяьство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит иа денежный рывок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену заимствоваииых деиег. Поскольку расходы изменяются обратна пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены. (В числе вытесненных могут оказаться также некоторые чувствительные к уровню процента потребительские расходы, например, кредиты иа покупку автомобилей.) Графическое изображевие.
Графически эффект вытеснения показан иа рис. 12-7, Предположим, что безыифляционный реальный ВВП при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов составляет 5!5 млрд дол., как показано иа рис. 12-7а. Для упрощения из пашей кривой совокупного предложения исключен промежуточный отрезок, отражающий реальное состоянве экоиомвки. Уровень цеи остается неизменным вплоть до точки полного использования произволствеииых возможностей и ресурсов — 515 млрд дол. Когда экономика достигает этой точки, основное значение иа кривой Аа приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.
Мы начнем (рис. 12-7а) с совокупного спроса ва уровне А))„который дает иам равновесный реальный объем производства в 495 млрд дол. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные иа экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо иа 20 млрд дол. — к А.Рь Таким 268 о ) Рт о 495 505 515 о Реальэый ВВП и игрд далз 495 515 Рэальныи ВВП )э млрд дап) 495 505 515 Реальный ВВП Ь нлрл яал ) э) Фискэпьиая политика и инфляция В) Фкскэпыия папин«а и эффект эьпесненил г) Фискальная политика и жРйект чистого этапа)па а) Фискальная политика а чистам вире риеушж 12-7.
Фискальная политика: эффекты вытеснения, чистого экспорта и инфляции Используя упрощенную кривую соэакупнага предложения, мы видим на рис. а ничем не усложненное и полномасштабное действие фискальная политики в чистом виде дпл дастюкенил полной занятости ари ВВП а объеме 515 млрд дал. На рис. б предполагается.
чта накатарая даля частных инвестиции вытесняется стимулирующей фискапьнаи политикой, так чта воздействие самой этой ювписи аглабляетсл, причем ВВП составит лишь 505 млрд дал На рис. е более реалистичная кривая соэокупнага предложения напоминает нам а там, что, когда экономика находится ла промежуточном отрезке кривой савокупнага предложения. часть вазденстэия стим)лирующеи фискальной политики проявляется скорее в рсюте инфляции, чем в увеличении реального прсмзвадстаа и занятости )урааень цен павышаетсл да Рэ1 Наконец, на рис г, который аналогичен рис. б, мы предполагаем. чта фискальная политика вызывает рост працентнаи ставки, а эта привлекает е США иностранныи финансавью капитал. В результате доллар псюышается е цене и американский чистый эксперт сокращаешься.
ослабляя, таким образам, результативность фискальной политики; ВВП снова возрастает, на талька до 505 млрд дал. образом, экономика достигает безынфляциониого уровня ВВП, созданного при максимальнолс использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрл дол. Принимая ПСП равной 0,75, а простой мультипликатор — 4, мы знаем, что прирост государственных расходов в 5 млрд дол., или сокращение налогов на 6„67 млрл даль как раз и будут созлавать этот эффек~ роста. Если нет никаких перевешивающик или осложняющих факторов, то благодаря такой »простой и ясной» стимулирующей Фискальной политике экономика будет двигаться от спела к уровню производства при максимальном использовании ресурсов. На рис.