Концепции религии, сакральные тексты (1159495), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Буддизм, особенно в своем тибетском, китайском и японском вариантах, уделяет значительное внимание сакральному церемониалу. Эта ритуальная составляющая исторична и не имеет корней в раннем буддизме.
Авраамические религии в значительной степени ритуализированны. От последователей иудаизма ожидается совершение церемонии инициации (обрезания) для мальчиков, ежедневная молитва в синагоге, сопровождаемая многочисленными детальными правилами молитвы и поведения, соблюдение субботы и еврейских праздников, особая диета.
Мусульманство во многом сохраняет авраамичеаские традиции, формулируя свои обязательные рукнам. Некоторые ритуалы мусульманства имеют доисламское происхождение (почитание Каабы), большинство же связано с авраамическими корнями ислама (обрезание, пятикратная молитва).
В христианстве на первых соборах утверждаются таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, священства, венчания, соборования. Крещение (омовение) имеет древнюю историю и существовало в иудаизме. Причастие, осенение себя священным знаком присутствовало в митраизме и, вероятно, было заимствовано в первых веках н.э.
В качестве философско-теоретической части в религиях сформулированы определенные каноны мировосприятия, картина мира, этика, а также могут быть и эпистемология, экзегетика, онтология, космогония. Иными словами, все религии дают какую-то картину мира своим адептам.
Говоря о мистическом начале в религии, я имею в виду то, что в религиях обычно проводится грань между эзотерическим и экзотерическим и некоторая часть явлений, превосходящая обыденный уровень реальности трактуется как божественная, сакральная. Иначе говоря, в религии чудеса — это одна из объективных сторон бытия.
Эстетическое наполнение религии заключается в эмоциональном удовлетворении, получаемом субъектами при следовании религиозной практике, культу, совершении ритуалов, или просто от созерцания ценностей и идеалов религии. Это удовлетворение неутилитарно и не связано с физиологическими запросами индивида. Сами религии трактуют этот непрагматический стимул как «благодать», «нисхождение Святого Духа», «любовь к Богу» и т.д.
Динамика развития религии заключается в движении от эстетического начала к диверсификации ее вторичных функций религии — мистической, философской, ритуальной. Религия на первом этапе своего развития привлекает своим эстетическим началом, но через какое-то время этот дух утрачивается и ценности меркантилизма, формализма, гностицизма или мистики все больше подменяют его. Часто в первоначально одном учении образуются ответвления, акцентирующие какой-то один аспект религии — ее теологию, мистику или ритуал. Ритуал в религии умирает последним, т.к. он может использоваться как средство экономического вознаграждения, плюс это самое доступное средство идентификации с религией для среднего человека.
4. Роль религии
Роль религии субъективна для восприятия, поэтому более целесообразно говорить о функциях религии, что она делает. Функции религии в общественном времени и пространстве многообразны, можно из них выделить основные:
• Регулирующая функция;
• Пищевые запреты;
• Мировоззренческая;
• Экзистенциальная;
• Интегрирующая;
• Политическая.
Теперь перейдем к более подробному знакомству с каждой из этих функций.
Регулирующая функция. «Ежели Бога нет, то все дозволено…» (Ф.М.Достоевский)[94]За историю человечества не было лучшей воспитательницы, чем религия. В религиях эти ограничения выступают как средство очищения души, однако их можно рассматривать и в этическом и социологическом значении. Рассмотрим их по очередности.
Пищевые запреты. Наиболее строгие запреты по отношению к жречеству. Часто от него требовалась вегетарианская диета, сопровождавшаяся еще и частыми постами. Членам высших сословий в Индии дополнительно к лакто-вегетарианской диете запрещается употреблять лук, чеснок, грибы как нечистые растения (Ману-самхита 5.5)
В Ветхом завете наиболее отвратительным считается убийство крупного рогатого скота: "Закалывающий вола — то же, что убивающий человека, приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса" (Библия: Исайа, 66, 3). Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, всё же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1, 29) Господь говорит: "Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" (Бытиё 1, 29) Если проанализировать динамику Ветхого Завета в отношении мясоедения, то она выглядит как ряд уступок по отношению к еврейскому народу. Так, в 9 главе книги Бытие Бог позволяет есть все, что движется («Все движущееся, что живет, будет Вам в пищу..»). Однако в следующем же абзаце налагается запрет на определенную пищу и обещается воздаяние за нарушение этого запрета «Только плоти с душею ее, с кровию её не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от каждого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его». Отсюда мы имеем сложные кошерные правила у евреев. В иудаизме разрешена только кошерная пища — ритуально очищенное мясо (говядина, баранина и козлятина). Мясо должно быть без крови, а рыба — с чешуей и плавниками.
В Пятикнижии описывается вторая попытка установить вегетарианскую диету среди евреев. Когда они покинули Египет, то Бог им послал «манну небесную», но некоторые были недовольны: <Ибо они плачут передо мной и говорят: дай нам есть мяса> <Не один день будете есть, не два, и не пять дней. Не десять и не двадцать дней; Но целый месяц, пока не пойдёт оно из ноздрей ваших и не сделается для Вас отвратительным:> (Числа 11, 13 — 19-20) Бог посылает мясо и поражает язвой тех, кто ест мясо: <И пока ещё мясо было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвой; И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттава (гробы похоти); ибо там похоронили похотливый народ> (Числа 11, 33-34).
В мусульманстве запрещено есть животных не имеющих шерсти и рыб, не имеющих чешуи. Однако в мусульманской традиции также осуждается убийство животных: "И вот сказал Муса своему народу: "О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это — лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он — обращающийся, милосердный!" (Коран. 2.51). В другом месте, в книге "Так говорил Магомет" сказано: "Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному".
К пищевым запретам следует отнести и запреты на употребление галюценогенных веществ. В разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай. Связано это, в целом, с представлением об осквернении, которые они приносят. В мусульманстве считается, что в алкогольном опьянении человек не может осуществлять намаз, главную обязанность мусульманина.
Гендерные ограничения в религии связаны с дихотомией тело-дух. Телесный опыт (в данном случае взаимоотношения мужчины и женщины) считается осквернением и поэтому, как правило, сводится к минимуму. Наиболее строгие правила в этом отношении распространялись на жречество, которое в большинстве религий обязано было соблюдать целибат.
Религии также постулируют этические нормы, которые могут принимать юридический характер. Декалог иудаизма строго охранялся полиций еще в Древнем Израиле. В христианском мире десять заповедей послужили одним из источников формирования правовых норм.
Оценивая воспитательную роль религии можно привести следующие высказывания:
• …религия … есть защитная реакция природы против разлагающей силы ума. … Это защитная реакция природы против того, что может быть угнетающим для индивида и разлагающим для общества в деятельности ума. (А.Бергсон)[95]
• Религия есть высший и благороднейший деятель в воспитании человека, величайшая сила просвещения, между тем как внешние проявления веры и политическая своекорыстная деятельность суть главные препятствия движению вперед человечества. Деятельность и духовенства, и государства противоположны религии. Сущность религии, вечная и божественная, одинаково наполняет сердце человека везде, где только оно чувствует и бьется. Все наши исследования указывают нам на единую основу всех великих религий, на единое учение, развивающееся с самого начала жизни человечества до настоящего дня. В глубине всех вер течет поток единой вечной истины. (М.Флюгер)[96]
Мировоззренческая функция заключается в передаче религией человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприиятии), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки). Религиозное мировоззрение задает пределы мира, ориентиры, с позиций которых понимается мир, общество, человек, обеспечивается целеполагание личности.
Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития. Речь в данном случае идет не о формальной принадлежности к той или иной религиозной конфессии и даже не об отношении, которое описывается терминами «религиозность» — «нерелигиозность», а о повышенном интересе к религии и серьезности попыток ее осмысления. Все более или менее признанные «властители дум человеческих» — пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств — уделяли огромное внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни индивида и общества. Вокруг этих вопросов на протяжении столетий шла ожесточенная полемика, которая иногда перерастала в кровавые столкновения и заканчивалась для одной из конфликтующих сторон тюрьмами, изощренными пытками и казнями.
Экзистенциальная функция религии состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором. Человек — это существо с «инстинктом причинности». Он не удовлетворяется лишь удовлетворением своих физиологических запросов, его абстрактное мышление, отвлекаясь от многообразия видимого проявления, пытается понять происхождение его самого, мира, предназначение человека. Это философские вопросы и одним из источников ответа на них является религия. Она служит опорой, жизненной осью для миллионов верующих. Экзистенциальная функция заключается также в психотерапевтическом значении религии для человека, который достигается через утешение, катарсис, медитацию, духовное наслаждение.
Интегрирующая роль религии заключается в ее единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития. Немецкий социолог М.Вебер и английский историк А.Тойнби придавали религии самодовлеющее значение в историческом процессе. По Веберу, протестантизм, а не производственные отношения создали должные условия для капиталистического развития Европы, ибо рациональное жизненное поведение возникло на основе жизненного призвания, возникло из духа христианской аскезы.
А.Тойнби в 12-томной «Изучение истории» выделяет в мировой истории цивилизации, положив в основу деления религию. Так, для каждой цивилизации характерен определенный духовно-религиозный код деятельности. Источник развития западной цивилизации он видит в христианстве. Традиционное общество группируется именно вокруг религиозных эталонов и норм. Затем, эти религиозные нормы становятся этническими.
В традиционном обществе, где отсутствует дихотомия на сакральное и мирское (синкретизм) религия является всем для человека — законами, обычаем, культом, системой ценностей, наукой, искусством. Все сферы культуры пронизаны и спаяны религией.
Интегрирующая роль религии способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Религия обеспечивает сохранение и развитие ценностей сакральной культуры и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям. Однако эта интегрирующая роль сохраняется только в обществе, где доминирует более или менее единое по своим догматам, этике и практике вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются противоречащие тенденции, если в обществе имеются противостоящие конфессии, то религия может выполнять дезинтегрирующую роль. Когда религия насаждается колонизаторами, то она также может служить источником распада прежних норм (например, разногласия между коренными индусами и англо-хинду). Еще Э.Тайлор подверг сомнению цивилизаторскую роль белых европейцев-христиан: “Белый завоеватель или колонизатор, хотя и служит представителем более высокого уровня цивилизации, чем дикарь, которого он совершенствует или уничтожает, часто бывает слишком дурным представителем этого уровня и в лучшем случае едва ли может претендовать на создание быта более чистого, чем тот, который им вытесняется”. В гражданском обществе, обществе равных возможностей для всех законопослушных традиций дезинтегрирующая роль разных религий смягчается за счет их невмешательства в сферу законодательной власти.