Диссертация (1155208), страница 4
Текст из файла (страница 4)
41].Проф. Ю.Е. Прохоров тоже придерживается подобной точки зрения, говоряо сложности структуры концепта. Исследователь отмечает, что концепт имеет«этимологический слой и актуальный слой; ядро и периферию», а также считает,что «моделировать структуру концепта невозможно…» [Прохоров, 2009, с. 21].Тем не менее существует немало вариантов интерпретаций концепта.З.Д. Попова [Попова, 2003] и Г.В. Токарев [Токарев, 2000] предлагают модельконцепта в виде облака.
Н.Н. Болдырев сравнивает концепт с катящимся комомснега, «который постоянно увеличивается в объеме» [Болдырев, 2014, с. 45].И.А. Стернин видит модель концепта в форме плода [Стернин, 2001]. В.В. Колесов метафорически представляет концепт как некое зернышко первосмысла[Колесов, 2016].
Многие исследователи отмечают сложную структуру концепта, однако почти единогласно выделяют в концепте ядро и периферию. В широком смысле, по мнению В.А. Маслова, структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие – ядро концепта,а на периферии находится все то, что привнесено культурой, традициями, народным и личным опытом [Маслова, 2016, с. 55].19Как отмечают З.Д. Попова и И.А. Стернин, «ядро концепта выделить можно, а для постоянно изменяющихся слоев концепта четкая организация не характерна, поэтому моделировать концепт как структуру в принципе невозможно: концепт все время функционирует, актуализируется в разных своих составных частях и аспектах, соединяется с другими концептами и отталкивается отних» [Попова, Стернин, 2001, с.
61]. По мнению исследователей, структураконцепта включает образующие концепт «базовые структурные компоненты −чувственный образ, информационное содержание и интерпретационное поле, иописывается как перечисление когнитивных признаков, принадлежащих каждому из этих компонентов» [Попова, Стернин, 2010, с. 106].В статье «Лингвокультурный концепт как единица исследования» В.И.
Карасик и Г.Г. Слышкин отмечают, что структура концепта имеет три компонента. В их понимании концепт состоит из ценностного, фактуального и образногокомпонентов. «Ценностный компонент является центральным, так как концептслужит исследованию культуры, а в основе лежит именно ценностный принцип. Фактуальный компонент хранится в сознании в вербальной форме и поэтому может воспроизводиться в речи непосредственно, образный компонентневербален и поддается лишь описанию» [Карасик, Слышкин, 2001, с. 77−78].Рассматривая структуру лингвокультурологического концепта, Ю.С.
Степанов придерживаются иной точки зрения, говоря о трех слоях концепта. Так,исследователь выделяет активный слой, пассивные слои и внутреннюю формуконцепта [Степанов, 2004, с. 48].Проф. Н.Н. Болдырев справедливо замечает, что когда концепт того илииного объекта активизируется в нашем сознании в процессе мыслительной илиречевой деятельности, мы не задумываемся о составных элементах его структуры или о его содержании, и лишь оперируя данным концептом как единицейзнания, мы начинаем выделять его конкретные характеристики [Болдырев,2014, с. 45]. Только в этом смысле можно говорить о том, что концепт обнаруживает целый ряд характеристик, которые иногда также, в силу устоявшихся20традиций, называют компонентами или концептуальными признаками.
Этипризнаки отражают в нашем сознании объективные и субъективные характеристики предметов и явлений и различаются по степени абстрактности. Ядроконцепта составляют конкретно-образные характеристики, которые являютсярезультатом чувственного восприятия мира, его обыденного познания. Абстрактные признаки являются производными по отношению к тем, которые отличаются большей конкретностью, и отражают специальные знания об объектах,полученные в результате теоретического, научного познания.Идентичную точку зрения имеет М.Влад. Пименова, которая считает, чтоконцептуальная структура состоит из базовых и образных признаков.
Базовыепризнаки формируются мотивирующим признаком, который закреплен вовнутренней форме слова, понятийными признаками, актуализированными всловарных дефинициях соответствующей лексемы − репрезентанта концепта −в виде семантических компонентов (сем и семем), а также в системе синонимов. Вторичные признаки являются образными, они объективированы в видеконцептуальных структур: «Концептуальная структура формируется шестьюклассами признаков: мотивирующим признаком слова − репрезентанта концепта, образными признаками, понятийными признаками, объективированными ввиде семантических компонентов слова − репрезентанта концепта, а также синонимами, ценностными признаками, функциональными признаками, символическими признаками, выражающими сложные мифологические, религиозныеили иные культурные понятия, закрепленные за словом − репрезентантом концепта» [Пименова, 2011, с.
66–68].Аналогичной точки зрения придерживаются и другие исследователи. Например, З.Д. Попова и И.А. Стернин считают, что на периферии содержанияконцепта находятся разнообразные концептуальные признаки, стереотипы, отраженные в паремиях, афоризмах, крылатых выражениях, притчах, а иногда изначительных по объему публицистических, художественных и научных текстах.
Из этого арсенала в основном и выявляется интерпретационное поле кон-21цепта, в котором можно обнаружить весьма разнообразные смысловые признаки, скрытые от прямого наблюдения. Как отмечают З.Д. Попова, И.И. Стернин,очень информативны для выявления интерпретационного поля паремии. В нихмы находим застывшие осмысления того или иного концепта, сложившиеся напротяжении длительного времени и менявшиеся в зависимости от места, времени и условий проявлений концептуальных сущностей в жизни народа, отдельных групп людей, отдельного человека [Попова, Стернин, 2001, с. 99–100].Однако для отдельных концептов может не существовать пословиц, поговорок и афоризмов или их количество может быть по тем или иным причинамвесьма незначительным. В этом случае интерпретационное поле исследуетсяэкспериментальными приемами при помощи так называемого рецептивного эксперимента (эксперимента на понимание) – методом анкетирования с вопросами.Применяется также свободный и направленный ассоциативный эксперимент.Таким образом, экспериментальными приемами может быть выявлено актуальное содержание концепта и описано его интерпретационное поле.
Подчеркнем, что признаки концепта, извлеченные из его интерпретационного поля,хорошо показывают плывучесть, диффузность когнитивных слоев, образующихпериферию концепта [Попова, Стернин, 2001, с. 99–100].Концепты – составные части концептуальной системы – основы языковойкартины мира. Они объективируются в виде слов или сочетаний слов, в которых «прочитываются» признаки фрагментов языковой картины мира. Признакиконцептов, представляющие национальную картину мира, консервативны. Картина мира народов меняется, структура признаков концептов расширяется засчет продолжающегося познания мира. В языке отражены знания о человеке:человек описывается как сложное образование, что лишь отчасти можно объяснить существующими и существовавшими ранее мифологическими и религиозными представлениями.Анализ концептов приводит к выявлению архаичных знаний о мире.
Этизнания не относятся к разряду научных, это народные, обыденные представле-22ния, на них накладывают отпечаток меняющиеся религиозные и научные воззрения социума.Архаичные понятийные признаки − это признаки концептов, которыезафиксированы в исторических и историко-этимологических словарях конкретных языков, но не отмеченные в словарях современных языков, а также признаки, диктуемые языковым материалом, но отсутствующие в словарях [Колесов, Пименова, 2016, с. 157].Любой автор художественного произведения пользуется фондом языка приописании своих чувств, переживаний, мыслей. При этом он воссоздает признаки концептов, которые уже существуют в языковой картине мира, но иногда онизобретает новые признаки.Авторские признаки, не входящие в структуру национального концепта, называются окказиональными признаками [Колесов, Пименова, 2016,с.
173].Таким образом, концепт в современных лингвистических исследованиях восновном изучается путем выявления его признаков. Большинство исследователей выделяют в концепте ядро и периферию.1.1.2. Типология концептовДругим не менее важным вопросом в современной лингвистической наукеявляется вопрос о типологии концептов. Разработка типологии концептов находится в центре исследовательского внимания, при этом в качестве основаниясуществующих классификаций предлагаются самые разнообразные параметры.В настоящее время известно множество классификаций концептов, однаконаиболее распространенной типологией является следующая: концепт-схема,концепт-сценарий, концепт-инсайт, концепт-гипероним, концепт-фрейм, мыслительные картинки, калейдоскопические концепты; по мнению других иссле-23дователей, – представление, конкретно чувственный образ, схема, понятие,прототип, сценарий (скрипт), пропозициональная структура, фрейм, гештальт.Рассмотрим данные типологии подробнее.По мнению Н.Н.
Болдырева, по своему содержанию и степени абстракцииконцепты могут подразделяться на несколько типов: конкретно-чувственныйобраз, представление, схема, понятие, прототип, пропозициональная структура,фрейм, сценарий (скрипт), гештальт и т.д. [Болдырев, 2014, с.
51].Концепты могут классифицироваться по различным основаниям. С точкизрения тематики, концепты образуют, например, эмоциональную, образовательную, текстовую и др. концептосферы. Классифицированные по своим носителям концепты образуют индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Могут выделяться концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса:педагогическом, религиозном, политическом, медицинском и др.
[Карасик,Слышкин, 2001, с. 3].Проф. А.П. Бабушкин предлагает классифицировать концепты по способуих выражения и словарного представления, различая лексические и фразеологические концепты, а также концепты конкретных и абстрактных имен. Концепты он рассматривает как мыслительные картинки, схемы, фреймы, сценарии, калейдоскопические и логически-конструируемые концепты [Бабушкин,2001, с. 54].Похожая классификация концептов фигурирует в работах З.Д.