Диссертация (1154631), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Акционерное общество«Национальная Компания «КазМунайГаз» совместно с КННК реализуетпроект строительства нефтепровода Казахстан – Китай, который позволитобеспечитьвозможностьпоставкиуглеводородовсместорожденийЗападного Казахстана на китайский рынок. Первым этапом явиласьреализация проекта нефтепровода Атасу – Алашанькоу, строительствокотороговелосьвсоответствиисрамочнымсоглашениеммежду121правительствомРеспубликиКазахстаниправительствомКитайскойНародной Республики о развитии всестороннего сотрудничества в областинефти и газа, подписанным в Пекине 17 мая 2004 г.232Претворение в жизнь проекта строительства нефтепровода Кенкияк–Кумколь пропускной способностью 10 млн тонн представляет собой первуюочередь второго этапа строительства нефтепровода Казахстан – Китай.Строительство осуществлялось на паритетной основе в соответствии с«Соглашением об основных принципах строительства второго этапанефтепроводаКазахстан-КитаймеждуКитайскойНациональнойНефтегазовой Корпорацией и акционерным обществом «НациональнаяКомпания «КазМунайГаз» от 20 декабря 2006 г.233По некоторым оценкам, к 2015 г.
Китай владел примерно 25%нефтегазовой продукции, производимой Казахстаном. Однако значительнаячасть нефтегазовых месторождений, находящихся в собственности КНР,разработаны уже давно и прошли пик добычи. В этой связи Пекин большезаинтересован в молодых шельфовых месторождениях Казахстана. В 2013 г.КННК выкупила 8,33% акций крупнейшего шельфового нефтегазовогоместорождения Кашаган, открытого в 2000 г. в северной части Каспия.Разработка данного месторождения началась в сентябре 2013 г.
Это одно изкрупнейших перспективных нефтяных месторождений в мире, его общиезапасы, по оценкам, составляют более чем 30 млрд баррелей. В Кашаганетакже содержатся солидные запасы природного газа, которые оцениваются вболее чем 1 трлн кубометров234. Причем, как уже отмечалось, газпредставляет для КННК даже больший интерес, чем нефтяные запасы.232Халова Г.О., Иллерицкий Н.И.
Энергетические проекты нефтегазодобывающих государств ЦАР:вызовы для России // Перестройка мировых энергетических рынков: возможности и вызовы для России / подред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – С. 126.233НефтепроводКазахстан–Китай//АОНК«КазМунайГаз»(http://www.kmg.kz/manufacturing/oil/kazakhstan_china/)234Халова Г.О., Иллерицкий Н.И. Энергетические проекты нефтегазодобывающих государств ЦАР:вызовы для России // Перестройка мировых энергетических рынков: возможности и вызовы для России / подред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – С.
126.122В2006г.КитайподписалрядпрорывныхсоглашенийсТуркменистаном по развитию туркменского газового сектора. В обмен назначительные инвестиции в разведку и добычу газа, а также строительствоэкспортнойкитайскиеинфраструктурыкомпаниидляполучилитуркменскойдоступкнефтегазовойкрупнымотраслиместорождениямприродного газа на суше. За восемь лет Китай построил системумагистральных экспортных газопроводов, связавших газовые месторожденияТуркменистана с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР черезтерриторию Узбекистана и Казахстана. Кроме того, в конце 2014 г.
началосьстроительствоновойветкимагистральнойсистемыгазопроводовТуркменистан – Китай через территорию Таджикистана и Киргизии235.Результатом стратегического сотрудничества Китая и Туркменистана вгазовом секторе стал ускоренный рост объемов поставляемого на китайскийрынок туркменского газа. Экспорт природного газа из Туркменистана в КНРвырос с 5 млрд кубометров в 2010 г. до 20 млрд кубометров в 2014 г.236Начиная с 2010 г.
природный газ в Китай начал экспортировать Узбекистан, ас 2013 г. – Казахстан, однако в более скромных объемах, нежели чемТуркменистан.Кроме того, Китай активно участвует в разработке урановыхместорождений Казахстана и Узбекистана.Таким образом, нельзя не признать: все более заметное вовлечениестран Центральной Азии в экономическую орбиту КНР связано с тем, чтоинвестиционный потенциал России в данном регионе явно уступаеткитайскому. Более того, рост инвестиционного присутствия Китая вЦентральной Азии неизбежно влечет за собой усиление китайскогополитического влияния в регионе.
Практически все центральноазиатские235Резникова О.Б. Центральноазиатский газ в стратегии Китая // Перестройка мировыхэнергетических рынков: возможности и вызовы для России / под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН,2015. – С. 95.236Там же.123государства уже состоят в значительной финансовой зависимости от КНР, икризис 2008 г. только усилил эту зависимость.В свою очередь, главным интересом России в энергетической сфереЦентральной Азии является сохранение своего присутствия в регионе,обусловленного сохранившейся с советских времен инфраструктурой,которая соединяет российскую энергетическую систему с системамицентрально-азиатских республик.237Центральная Азия во многом сохраняет свою зависимость от России.Это выражается в том, что практически все добываемые в регионеэнергоресурсытранспортируютсячерезтерриториюРоссии.ТолькоКазахстан ведет относительно независимую энергетическую политику,несмотря на прочную связь казахской и российской трубопроводных систем.Вероятно, развитие южного и транскаспийского направлений поставокэнергоносителей из Центральной Азии действительно может оказатьсярентабельным, однако в обозримом будущем этого не случится – пока вАфганистане царит хаос, Пакистан разрушается изнутри, страны Кавказанаходятся под постоянной угрозой из-за отсутствия нормального диалогамежду Ираном и государствами Запада, а уровень научных разработок непозволяет рисковать экосистемой Каспия.
Многочисленные новые проектытранспортировки – и уже осуществленные, и разрабатываемые (ЗападныйКазахстан – Китай, Туркменистан – Китай, Узбекистан – Китай) – даже вслучае их скорой реализации все же не способны в среднесрочнойперспективе коренным образом изменить ситуацию в сфере энергопоставокизрегиона.Повсейвидимости,заинтенсивнымипопыткамидиверсифицировать экспорт углеводородов из Центральной Азии скрываетсяодна задача: нарушить доминирование России в регионе. Возможныеежегодные поставки энергоносителей (в значительных объемах) в обход237Гребениченко С.Ф., Сагиндиков Р.Е.
Состояние и перспективы экономического сотрудничестваРоссийской Федерации и Республики Казахстан // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 29-36.124России способны нанести урон не столько ее экономическим интересам,сколько стратегическим позициям238.Геоэкономическимкаспийской нефтиинтересамРоссииотвечаеттранспортировкачерез ее территорию. Транзит казахстанской нефтиосуществляется по российской территории как через старые советскиенефтепроводы (Атырау – Самара, Махачкала – Тихорецк – Новороссийск),так и через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК)239.Каспийский трубопроводный консорциум – это международная акционернаякомпания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КПК, которыйсоединяет месторождения Запанного Казахстана (Тенгиз) с российскимпобережьем Черного моря (терминал близ Новороссийска).Также Россия заинтересована в импорте каспийского природного газа.В связи с этим в 2007 г.
Россия стала инициатором сооруженияПрикаспийского газопровода, целью которого является транспортировкаприродного газа с месторождений на Каспии, а также других месторожденийКазахстана и Туркмении на территорию России. Одновременно быладостигнута договоренность между Россией, Казахстаном, Туркменистаном иУзбекистаном о расширении построенной еще в СССР трубопроводнойсистемы Средняя Азия – Центр240.Среди партнеров Казахстана в энергетической сфере Россия стремитсязанять лидирующие позиции.
Компания «Лукойл» приобрела за 2 млрд долл.США иностранную компанию Nelson Resources, добывающую нефть вКазахстане.Другаясоглашениеороссийскаяразделепродукциикомпания,с«Роснефть»,Министерствомзаключилаэнергетикииминеральных ресурсов Республики Казахстан по нефтяному месторождениюКурмангазы, находящемуся в казахстанском секторе Каспийского моря. Обе238Галямова В. Центральная Азия и Китай: новые горизонты международной регионализации.//Центральная Азия и Кавказ. – Лулео, 2007.
№3. – С. 92.239Мухаметов Р.С. Центральная Азия во внешней политике России.// Известия Уральскогогосударственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2010. – №3. – С. 113.240Там же. – С. 114.125ведущие российские нефтяные компании – «Лукойл» и «Роснефть» –участвуют в 11 нефтяных проектах Казахстана, совместно с местнымипартнерами ведут разведку и добычу нефти на крупных месторождениях. Вгазовой сфере в 2002 г. было создано объединение «РосКазГаз», призванноерегулировать совместный экспорт газа на европейский рынок241.Отношения России с Казахстаном и Туркменистаном осложненыпроблемой правового статуса Каспийского моря и различными подходамипяти прикаспийских государств к урегулированию данного вопроса.В ходе длительной поездки В.
Путина по странам Центральной Азии13 мая 2007 г. президенты России, Казахстана и Туркменистана вг. Туркменбаши договорились о строительстве Прикаспийского газопровода.Следует отметить, что Соглашение было подготовлено еще в сентябре 2006г.,однакопричинойзадержкиегоподписаниябылотребованиесреднеазиатских партнеров России повысить закупочные цены на газ.Проект строительства Прикаспийского газопровода явился ответом напланы западных стран по прокладке Транскаспийского газопровода.
Такимобразом, длительный визит В. В. Путина в Центральную Азию весной 2007 г.преследовал не только цели в области энергетики, но и обеспечениеперспектив сохранения политического влияния России в этом стратегическиважном регионе.Прикаспийский газопровод фактически можно было начинать строитьуже летом 2007 г., так как существовала необходимая для этогоинфраструктура,былипроведеныземлеотводы,проделаныдругиенеобходимые работы для третьей ветки системы Средняя Азия – Центр242.Тем не менее, окончательно все детали строительства были согласованылишь к концу 2007 г.
20 декабря Россия, Казахстан и Туркмения подписали241Кондаков С.А. Энергетическая геополитика России. – М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. –С. 96 – 97.242Прикаспийский газопровод даст России новые аргументы в диалоге с ЕС // РИА «Новости». 13мая 2007 г. (http://www.rian.ru/economy/resource/20070513/65392116.html)126окончательное соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода.ПодписаниеэтогосоглашениясостоялосьвКремлепоитогамконструктивных переговоров президента Российской Федерации ВладимираПутина и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.Вместе с тем, государства Центральной Азии, несмотря на активноепродолжение энергетического диалога с Россией, стремятся расширить кругсвоих партнеров в данной сфере.
Так, в конце 2009 г. была запущена перваяочередь газопровода из Туркменистана в Китай через Узбекистан иКазахстан. Кроме того, Китай и Казахстан создают единый транспортныйкоридор, который позволит транспортировать нефть с месторожденийЗападного и Центрального Казахстана в КНР по маршруту Атырау – Кенкияк– Кумколь – Атасу – Алашанькоу243.Некоторые эксперты предполагают, что влияние Китая в регионеКаспиябудетпо-прежнемурасти.Налицореальныерезультатывзаимовыгодных отношений между Китайской Народной Республикой иприкаспийскими странами. Китай стремится ослабить свою зависимость отменее стабильного региона Персидского залива, что, безусловно, ведет кувеличению спроса на центральноазиатскую нефть.