Диссертация (1154631), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Так, российские икитайские корпорации тесно сотрудничают в геологической разведке, атакже по техническому и экономическому обоснованию запасов иэксплуатации Венинского газового месторождения в рамках проекта«Сахалин-3», потенциала природных запасов и перспектив газодобычи впроектах «Магадан-1» и «Магадан-2».14 октября 2014 г. в рамках трехдневных бизнес-переговоров президентРоссии В.В. Путин встретился с премьер-министром Китая Ли Кэцяном. Затри дня было заключено порядка 38 соглашений на сумму около 25 млрддолл. США182.
Среди крупнейших сделок – соглашение между китайскимЭксимбанком и российским Внешэкономбанком, подпавшим под западныесанкции, о долгосрочном кредите для российской стороны в размере 2 млрд181Henderson J. The Commercial and Political Logic for the Altai Pipeline // The Oxford Institute forEnergy Studies.
December 2014 (http://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2014/12/TheCommercial-and-Political-Logic-for-the-Altai-Pipeline-GPC-4.pdf)182A Chronology of Russia's Rekindled Alliance with China // Stratfor Analysis, October 14, 2014(https://www.stratfor.com/analysis/chronology-russias-rekindled-alliance-china)95долл. США. Кроме того, Пекин заявил, что инвестирует 10 млрд долл.
СШАв проект строительства высокоскоростного железнодорожного коридора,соединяющего Москву и Казань. Общая стоимость проекта составляет 25млрддолл.США,ноегореализациябылаотложенавследствиеприостановки притока западных инвестиций из-за санкций.Кроме того, Москва предложила Пекину приобрести долю акцийроссийскогонефтяногогиганта–корпорации«Роснефть».Такжепредполагается участие Китая в проектах строительства объектов сжижениягаза на востоке России и в плане расширения газопровода «Сила Сибири» засчет строительства ответвления трубы до западных районов Китая.
Причемобе стороны тщательно просчитывают свои шаги: Пекин и Москва,естественно, опасаются быть обязанными друг к другу. В настоящее время,однако, есть общая готовность прийти к соглашению, которое предлагаетявное преимущество для России, которая остро нуждается в новых рынках иинвесторах, а Китай идеально подходит для реализации обеих целей.Некоторые западные исследователи полагают, что «поворот» России наВосток имеет целью оправдать затратный проект по строительству завода посжижению газа во Владивостоке, а также планы развития инфраструктурыДальнего Востока. По их мнению, президент России В.В.
Путин «поставилсильный геостратегический акцент на развитии «Восточной газовойпрограммы» Газпрома в том числе с тем, чтобы усилить влияние Москвы вТихоокеанском регионе, а также в качестве катализатора социальноэкономического развития российского Дальнего Востока и ВосточнойСибири»183.Другие исследователи, в свою очередь, отмечают, что «смысл поворотаМосквы в сторону Азии довольно сильно отличается от того, что по этомуповоду думают в Вашингтоне. США рассматривают растущее влияние Китая183Skalamera M. The Sino-Russian Gas Partnership: Explaining the 2014 Breakthrough. Belfer Center forScience and International Affairs, November 2014.
Р. 2.96как вызов, а то и как угрозу, которую необходимо каким-то образомнейтрализовать(либозаинтересоватьисточникеевозникновениявсотрудничестве). «Китай представляет собой один из самых сложных изначимых в плане последствий вариантов двусторонних отношений, скоторыми Соединенным Штатам когда-либо приходилось иметь дело»184.Именно так Хиллари Клинтон (в качестве государственного секретаря США)обосновала этот поворот в политике США. Это была стратегическаяпрограмма из шести элементов: укрепление традиционных альянсовбезопасности; создание новых партнерств с восходящими державами, в томчисле (желательно, но не обязательно) с Китаем; взаимодействие срегиональными многосторонними институтами;активизация в сфереторговли и инвестиций; расширение военного присутствия за пределамиустановленных параметров; продвижение демократии и прав человека»185.Ханс-Йоахим Шпангер продолжает: «С одной стороны, поискнадежного укрытия в Азии – и особенно в Китае – это явно защитныйманевр, который призван нейтрализовать усилия Запада по международнойизоляции России и смягчить последствия экономических санкций (резкоепадение цен нефть одновременно и усилило, и затмило их значение).
Но, сдругой стороны, такой шаг явно выходит за рамки текущих проблем. Онскорее вписывается в русло заявленной Россией цели покончить сдоминированием США и с «ориентированным на Запад и ведомым США»миропорядком»186.Действительно, каким бы ни было объяснение причин «поворота»России на Восток, мы уже можем наблюдать смену внешнеполитическихприоритетов России, в которой Евразия, как минимум, должна стать новым184Clinton H. America’s Pacific Century. 1 October 2011 (http://foreignpolicy.com/2011/10/11/americaspacificcentury)185Шпангер Х.-Й.
Поворот России на Восток, поворот Китая на Запад: взаимодействие и конфликтына шелковом пути // Валдайские записки. – №47. – Май 2016. – С. 3.186Там же. – С. 7.97центром экономического и политического притяжения, где Россия и Китайбудут задавать тон без вмешательства США.187Какпредставляется,партнерскоевзаимодействиепообменутехнологиями, финансовыми и материальными активами, накопленнымопытом и знаниями являет собой мощный потенциал для дальнейшегороссийско-китайскоготопливно-энергетическогосотрудничества.Главароссийского энергетического ведомства А. В.
Новак в связи с этим заявил:«Потенциал нашего взаимодействия с Китаем фактически по всемнаправлениям, в том числе по поставкам энергоресурсов, еще оченьбольшой. Однако речь должна идти не только о поставках энергоресурсов,но, главное, об обмене технологиями, об участии российских компаний впроектах на территории Китая и китайских компаний в российских проектах,то есть о взаимном обмене активами и опытом»188.Серьезным шагом в расширении сотрудничества между Россией иКитаем является взаимодействие в области производства нефтегазовогооборудования. Так, кооперационные связи с китайскими партнерами ужеустановленыроссийскимиобъединениями«Силовыемашины»и«Технопромэкспо»189.Китай заинтересован в обеспечении энергетических гарантий своегодальнейшего ускоренного развития.Перераспределение сил на мировом рынке атомного энергостроенияпривело к необходимости изменения географии продвижения за рубежроссийских187технологий.ПроизошлачастичнаяпереориентациянаГребениченко С.
Ф., Токтамысов С. Ж. Центральная Азия и геостратегия России // Социальногуманитарные знания. 2011. № 1. С. 3-27; Гребениченко С.Ф., Сагиндиков Р.Е. Евразийская идея Н.А.Назарбаева в условиях Содружества Независимых Государств // Вестник Российского университета дружбынародов. Серия: Всеобщая история. 2015. № 1. С. 65-73.188А. Новак: «Наиболее перспективные направления в китайско-российском энергетическомсотрудничестве – обмен технологиями, активами и опытом»// Жэньминь жибао. 30 августа 2008 г.(http://russian.people.com.cn/31519/7929484.html.30/08/2012)189Пермякова Е.В. Современное состояние и перспективы российско-китайского экономическогосотрудничества: дисс.
… канд. экон. наук/ 08.00.14/ Пермякова Екатерина Владимировна. – М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2009. – С. 100.98быстроразвивающиеся азиатские страны, в первую очередь, на Китай иИндию, что позволило сохранить ведущее положение России на мировомрынке строительства АЭС.В свою очередь, в 2011 г. Китай приступил к ускоренному развитиюсвоей атомной энергетики с целью укрепления своей энергетическойбезопасности. Упор на форсированное развитие атомного энергетическогокомплекса обусловлен, помимо многого, особым вниманием китайскогоруководства к экологическим вопросам. На XVIII съезде Коммунистическойпартии Китая (8–15 ноября 2012 г.) было отмечено особо важное значениенациональногорешенияэкологическихпроблем,провозглашенкурспоэтапного выстраивания «экологической цивилизации». Экологическичистыймирныйатомстановитсяоднимизведущихнаправленийдальнейшего поступательного развития китайской электроэнергетики190.Основные ядерные мощности Китая сосредоточены в густонаселенныхюжных и восточных провинциях страны, где нехватка угля и бурный ростпромышленности регулярно приводят к перебоям в электроснабжении.Как представляется, Китай в настоящее время можно рассматриватькак самую перспективную страну в области развития ядерной энергетики,вследствие чего страны-экспортеры ядерных технологий заинтересованы восвоении китайского рынка.
За последние 20 лет атомная энергетика КНРдостигла высокого уровня и крупных масштабов развития.В связи с тем, что Пекин планирует увеличить мощности своихатомныхэлектростанций,емунеобходимобудетрешитьпроблемуобеспечения ураном данной отрасли энергетики, и здесь Китаю не обойтисьбез поставок урана из-за рубежа.Перспективы российско-китайского сотрудничества в сфере атомнойэнергетики представляются впечатляющими. Уже на сегодняшний день19016.Бронников А.А. «Большой атомный скачок» Китая // Азия и Африка сегодня.
– 2014. – №5. – С.99спектр направлений двустороннего сотрудничества в атомной отрасливключает строительство реакторов, строительство газоцентрифужного заводапообогащениюурана,поставкаурановойпродукции,совместноесооружение реактора на быстрых нейтронах. Китай также заинтересован вроссийских ядерных технологиях.В электроэнергетической сфере наметился переход от обычнойторговлиэнергоресурсамиккомплекснойреализациисовместныхинвестиционных программ, которые предполагают введение в строй новыхгенерирующих мощностей на территории России. Так, группа «Синтез» иГосударственная электросетевая корпорация Китая заключили рамочноесоглашение о партнерском взаимодействии в энергетической области,предусматривающее совместное строительства электростанций в ВосточнойСибири и на Дальнем Востоке, часть электроэнергии которых будетэкспортироваться в Китайскую Народную Республику.
Предполагаемыйобъем инвестиций в это направление должен превысить 20 млн долл.США191.В сфере электроэнергетики уже реализуется проект по экспортуэлектроэнергии с Дальнего Востока в Северо-Восточный Китай, которыйосуществляетотделение«ИнтерРАОЕЭСРоссии»—Восточнаяэнергетическая компания (ВЭК). Общая мощность Бурейской ГЭС около 2млн кВт, действует высоковольтная линия постоянного тока до Хабаровска, ичасть электроэнергии на основе договора поставляется в ряд районовКитая192.Вопрос увеличения экспортных поставок электроэнергии из России вКитай был затронут в ходе переговоров между В. В.
Путиным и191Канояма Р., Смирнова В.А., Тыртышова Д.О. Инвестиционно-технологическое сотрудничествоРоссии с государствами АТР в сфере энергетики (на материалах Китая и Японии) // Перестройка мировыхэнергетических рынков: возможности и вызовы для России / под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН,2015. – С. 81 – 82.192Игумнов П.В. Восточный вектор внешней энергетической стратегии России. – М.: «Научнаякнига», 2010. – С. 34.100председателем Государственного Совета КНР Вэнь Цзябао в ноябре 2009 г.Практические аспекты развития российско-китайского сотрудничества всфере электроэнергетики обсуждались в рамках «Энергодиалога Россия –Китай», а также на заседании Подкомиссии по сотрудничеству в областиэнергетики российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встречглав правительств.В 2011 г.