Диссертация (1154631), страница 19
Текст из файла (страница 19)
компания «Биогазэнергострой» и Российское энергетическоеагентство (РЭА) подписали меморандум о взаимопонимании с Национальнойбиоэнергетической компанией Китая (NBE) и договорились о строительствеэлектростанций, работающих на биомассе. NBE при этом будет обеспечиватьпредоставление данных о технологиях в области энергосбережения,биоэнергетики,возобновляемыхисточникахэнергии,атакжеинвестиционную поддержку согласованных проектов. Еще одно соглашениеNBE заключила с Интер РАО ЕЭС.
Совместное предприятие под названиемGreenEnergy Corporationбудет строить в России электростанции,вырабатывающие тепло, электричество и биогаз из различных видовбиомассы, а также реконструировать угольные и мазутные электростанции,создавать заводы по производству древесных отходов и иной биомассы193.АктивизацияэнергодиалогасКНРобусловленадляРоссиинеобходимостью диверсифицировать свои экспортные потоки углеводородовдля того, чтобы уравновесить их западное направление, характеризующеесяусиливающейсятенденциейконсолидированнойборьбыевропейскихпотребителей против монопольных российских поставок.Развитие трубопроводной системы и сопутствующей социальноэкономической инфраструктуры на востоке страны позволит Кремлюукрепить экономическую взаимосвязь и бюджетно-финансовые отношениямежду огромными территориями Восточной Сибири и Дальнего Востока.193Томберг И.Р.
Энергетика КНР в мирохозяйственном контексте. С. 79-80.101Шаги, совершаемые Россией в восточноазиатском направлении,очевидно, будут определять статус державы и её геополитическое положениена десятилетия. Тем не менее, опасно забывать о том, что в Азии Россиядействует в условиях «минного поля» взаимных территориальных претензий,исторической вражды и нестабильных союзов, что может в один моментобернуться для Москвы необходимостью занять чью-то сторону, что,безусловно, негативно отразится на отношениях Российской Федерации содним из государств региона.102Раздел 4.ПРОБЛЕМЫ, ПРИОРИТЕТЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСЛОВИЯИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА РОССИЙСКИХЭНЕРГОРЕСУРСОВВ КИТАЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКАВ длительной истории российско-китайских отношений имели местомногочисленныеколлизиииперипетии,которыеопределилипротиворечивый характер двустороннего сотрудничества. Как отмечаетавторитетный китайский эксперт по международным вопросам Бобо Ло,«напряжение и недоверие, которые присутствуют в российско-китайскихотношениях, во многом объясняются историческими обстоятельствами:захват монголами Руси в XIII в.
и три столетия последовавшего ига;царистская экспансия в Китай в XIX в.; неравноправный договор, покоторому династия Цин была вынуждена уступить 1,5 млн кв. км китайскойтерритории; жестокое разочарование в нерушимом российско-китайскомсоюзе в 1950-е гг.; пограничный конфликт 1969 г.; постсоветскаямодернизация и серьезные перемены после правления Мао Цзэдуна. Этисобытия и вехи в отношениях принесли больше горечи, нежели спокойствия.Результатом всего этого стали смешанные чувства: с одной стороны, тревога,отчуждение и недоверие; с другой — приспособление к условиям,здравомыслие и прагматизм.
Сложившаяся враждебность со временемстихла, но не сошла на нет. Результатом этих противоречивых событий сталаизбирательность и осторожность в договоренностях»194.194С. 21.Бобо Ло. Оси удобства. Москва, Пекин и новая геополитика. – М.: Прогресс-Традиция, 2010.
–103Экономические отношения между Россией и Китаем характеризуютсярядом асимметрий, некоторые из которых создают проблемы, а некоторые –открывают возможности. Одна такая асимметрия заключается в постепеннорастущем разрыве в ВВП двух стран, что, по мнению ряда наблюдателей,является главной проблемой сегодняшних российско-китайских отношений.ВВП России составляет лишь около 20% от ВВП Китая. Показателен икоэффициент зависимости двух стран: при 1,76% в 2009 г. и 2,15% в 2013 г.,доля России во внешней торговле Китая остается небольшой, в то время какКитай занимает основное место в российской внешней торговле, и его долязначительно выше 10%195.На первый взгляд кажется, что отношения России и Китая вэнергетической сфере основаны практически на полной комплементарности:с одной стороны, крупнейший экспортер нефти и газа, с другой, - второй повеличине после Соединенных Штатов Америки потребитель энергоресурсов.Если добавить к этому активные двусторонние контакты и публичныезаявления о развитии связей в сфере энергетики, то может показаться, чтодля близкого партнерства, основанного на схожих интересах, существенныхпомех просто нет.
Москва и Пекин часто обсуждают вопрос о потенциалесотрудничества. Однако, несмотря на столь благоприятный контекст,двусторонние отношения в области энергетики не лишены проблем.Безусловно, большая доля экспорта нефти и газа предполагаетзависимость российских поставок от ресурсной политики Китая. Некоторыеэксперты утверждали, что Китай, развернувшись в сторону России, простостремится минимизировать свои риски в секторе импорта энергоносителей. Внастоящее время импорт нефти и газа из России составляет всего195Шпангер Х.-Й.
Поворот России на Восток, поворот Китая на Запад: взаимодействие и конфликтына шелковом пути// Валдайские записки. – №47. – Май 2016. – С. 13.104соответственно 6% и 4% всех поставок этих двух видов энергоносителей вКитай из-за рубежа196.Одна из ключевых сложностей состоит в том, что Россия и Китай поразномуподходятквопросунациональнойэнергобезопасностииэффективности энергопоставок. Для Москвы это, главным образом,безопасность спроса, в особенности – трубопроводного газа. В стоимостномвыражении нефть и газ составляют более 60% российского экспорта и более50% государственного бюджета.
Потеря зарубежных рынков, которая внастоящее время выглядит невозможной ввиду мирового спроса наприродные ресурсы, стала бы катастрофой для политической стабильности иэкономического процветания страны. В свою очередь, китайские принципыэнергетической безопасности основаны на представлении о безопасностипоставок. Непростые задачи по поддержанию наиболее стремительной иобширной модернизации требуют надежного и долгосрочного доступа кэнергии. Как представляется, не менее важен этот фактор и для сохранениянынешнего политического режима197.Этивыливаютсяполярныевпредставлениянеполнуюобэнергетическойкомплементарность.Важноебезопасностиструктурноерасхождение отчуждает крупнейшего поставщика энергии от перспективногопокупателя: Москва хотела бы продавать Китаю природный газ, в то времякак Пекин больше заинтересован в приобретении нефти.
«Газпром»рассматривает Китай как следующий крупнейший газовый рынок и каквозможного покупателя огромных резервов Восточной Сибири. Однако насегодняшний день природный газ составляет только 3% от общего196Шпангер Х.-Й. Поворот России на Восток, поворот Китая на Запад: взаимодействие и конфликтына шелковом пути// Валдайские записки. – №47. – Май 2016. – С. 14.197Бобо Ло. Оси удобства.
Москва, Пекин и новая геополитика. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – С.162 – 163.105количества энергии, потребляемой Китаем; по прогнозам, к 2020 г. этотпоказатель увеличится незначительно - до 8%198.ЭкспортроссийскогогазавКитайявляетсястатистическинесущественным, и в ближайшем будущем такое положение дел вряд лиизменится, если учесть разногласия по ценам (о них будет сказано ниже) идлительное время, необходимое для разработки месторождений ВосточнойСибири и строительства трубопровода в Китай.Несмотрянаобоюднуюзаинтересованностьвуглублениисотрудничества, российско-китайское сближение происходит непросто.
ВРоссии переориентация внешней политики с Запада на Восток оцениваетсяпо-разному. Так, большие трудности вызвали переговоры по поводуответвления трубопровода ВСТО в Китай. Как правило, противниковданного проекта не устраивает складывающийся формат экономическихотношений с Китаем, в том числе в ТЭК, по схеме «сырье из России –готовая продукция из Китая», так как это подчеркивает ресурсный характерроссийской экономики199.Намеченному Россией развороту части экспортных углеводородныхпотоков с западного направления в Восточную Азию (прежде всего, в Китай)препятствуетцелыйрядфакторов.Развитию«восточноговектора»энергетической стратегии России мешают, прежде всего, внутренниепроблемыроссийскойэнергетики.Средиосновныхотрицательныхтенденций российского энергетического рынка можно выделить недостатокмощностей по добыче энергоносителей, прежде всего, в Восточной Сибири иДальнем Востоке, нехватка перерабатывающих мощностей и низкая глубинапереработки энергоносителей.
Россия поздно (в конце 2009 г.) вышла нарынок198сжиженногоприродногогаза(СПГ),потокикоторогоужеБобо Ло. Оси удобства. Москва, Пекин и новая геополитика. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – С.163.199Пермякова Е.В. Современное состояние и перспективы российско-китайского экономическогосотрудничества: дисс.