Орлов И.Б. Политическая культура России XX века (2008) (1152142), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Амери*канский политолог Герберт Ашер в своем исследовании электорально*го поведения 1980*х гг. определил индивидуальные установки в каче*стве наиболее непосредственной детерминанты поведения избирателей,выделив три кластера установок: приверженность, проблемные установ*ки и оценки кандидатов. Другой исследователь — Ангус Кэмпбэлл вработе «Американский избиратель» также обозначил три центральныеустановки: партийная идентификация, ориентация на кандидатов и по*литические проблемные вопросы.
Помимо вышеуказанных существу*ют и другие — гражданские — установки: чувство гражданского долга,интерес к выборам, удовлетворенность участием и т.п. Немаловажнаяроль в исследованиях также отводится установкам по отношению к по*литическим институтам и политической системе в целом. При этом спо*собами выражения и развития политического сознания выступают об*щественное мнение, диалог, пропаганда и участие в политическомпроцессе.3.Нравственно-оценочные элементы политическойкультурыВ структуре ценностных отношений политической культуры выде*ляют прежде всего общекультурные ориентации, а также отношения квласти и политическим явлениям. Характер и направленность общекуль*турных ориентаций раскрывает место политических явлений в струк*туре ценностей личности, группы или общества. Исключительно важ*ными нравственно*оценочными характеристиками политическойкультуры являются политические настроения и чувства, традиции, цен*ности и идеалы.
Особое значение имеют оценочные суждения челове*ка, выражающие его индивидуально*личностное отношение к явлени*ям политики и власти. Способность осуществлять политическиесуждения непосредственно зависит от занимаемой позиции в поле по*литики, а также от наличия у агента культурного капитала, тогда какостальная часть населения, как правило, использует готовые стереотипы.В политических настроениях можно отдельно выделить рациональ*ные и иррациональные, стихийные и сознательные стороны. Кроме того,следует говорить об удовлетворенности или неудовлетворенности темиили иными явлениями политической жизни.Именно традиции (или «шлейфу прошлого», по выражению изве*стного театрального режиссера К. С.
Станиславского) присуще уни*кальное качество, обеспечивающее сохранение непрерывностиисторического и политического процесса. Российский религиозный21ГЛАВА 1философ*эмигрант Г. П. Федотов (1886–1951) по этому поводу отмечал:«… как ни резки бывают исторические разрывы революционных эпох, онине в силах уничтожить непрерывности. Сперва подпочвенная, болезнен*но сжатая, но древняя традиция выходит наружу, сказываясь не столько вреставрациях, сколько в самом модернистском стиле воздвигаемого зда*ния».
Наиболее устойчивыми являются традиции в политической куль*туре. В известном смысле они выступают как объективное, не зависящееот воли людей явление. Как констатировал К. Маркс, «традиции всех мерт*вых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». В традицияхотлагаются те элементы предшествующего политического опыта, которыеобъективно отвечают интересам и целям общества. Кроме того, полити*ческие традиции представляют собой способ передачи образцов полити*ческого сознания и поведения. Другими словами, традиция — специфи*ческий процесс передачи и сохранения ценностей.В свою очередь, ценности (представления людей о свободе, соци*альной справедливости, равенстве, демократии, роли государства и т.п.)являются неким «зерном» традиции и центральной составляющей по*литической культуры.
Наиболее предметно политическая культура вы*является в процессе культивирования ценностей (прежде всего поли*тических), именно через них раскрывая собственную социальнуюзначимость в политической жизни. Одновременно политическая куль*тура может быть представлена как пространство реализации ценностей. Всвою очередь, укорененность политических ценностей напрямую связанас доминирующими в данной культуре архетипами. Например, для Россиитрадиционными политическими ценностями можно считать: этатизм, кол*лективизм, социальную справедливость, жертвенность личным во имяобщественного.
Неким интегративным показателем являлось то обстоя*тельство, что, по словам еще одного видного представителя русского зару*бежья, правоведа и социолога П. И. Новгородцева (1866–1924), средиважнейших ценностей для российского человека на первый план всегдавыдвигался идеал не свободы, а равенства. Эта традиция в советскомобществе получила дополнительный импульс со стороны почти тоталь*ного контроля государства над личностью и коллективистских начал,утверждаемых Советской властью в общественной жизни.В политической культуре так или иначе отражаются сущностныечерты некоторой идеальной модели бытия, имеющейся у каждого ин*дивида.
В то же время политические программы партий и движенийвсегда апеллируют к проекту определенного общественного устройства.Идеалы всегда служили основой политического доверия к субъектамполитики — государствам, партиям, лидерам, а политическая действи*тельность предполагала их ответственность за оптимальность разреше*22Политическая культура: функции, структура и проблемы типологииния противоречия между идеалом и возможностью его реализации.В России политическая культура проявлялась прежде всего в понима*нии и искании российским человеком социального идеала, который врусском сознании представлен как категория нравственная («правда»),а не как категория знания — «истина».
В литературе неоднократно от*мечалось тяготение русского человека к абсолютному идеалу, без кото*рого он не может существовать. Например, поэт и историк — славяно*фил К. С. Аксаков (1817–1860) считал «русским политическимидеалом» строй, в котором фактически соединены низовая представи*тельная демократия и сильная власть центра.4.Политическая культура и политическое поведениеВ современной политической науке есть мнение, что политическоеповедение шире понятия политической культуры, которая выступаетодним из источников первого и внутренним регулятором политическо*го поведения. Однако большинством исследователей политическое по*ведение признается составной частью политической культуры, которая,в свою очередь, реализуется через политическое поведение.
Другимисловами, именно постоянный процесс взаимовлияния политическогосознания и поведения образует такую подвижную структуру, как поли*тическая культура.Поведенческий элемент в структуре политической культуры пред*полагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов госу*дарственных и партийных документов, в референдумах, плебисцитах ивыборах, в работе различных государственных и общественно*полити*ческих органов и организаций, в других видах общественно*политичес*кой деятельности, а также членство в политических партиях, обществен*но*политических организациях и движениях.Политическое поведение, помимо отношений власти, господства,конфликта или согласия, определяют такие факторы, как общая ситуа*ция в стране, расстановка политических сил, личные интересы полити*ческого деятеля и т.п.
На политическое поведение граждан оказываютнепосредственное воздействие не только их личные взгляды и убежде*ния, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознатель*ные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружаю*щей социальной среды и передаваемые из поколения в поколение.Существенным фактором политического поведения, особенно в экст*ремальных обстоятельствах, выступают массовые психозы.Важным элементом политического поведения являются политиче*ские диспозиции — закрепленные в социальном опыте людей предрас*23ГЛАВА 1положенности воспринимать, оценивать и осмысливать политическиеобъекты и события. Ведущим фактором становления политических дис*позиций выступает процесс социализации, главными институтами ко*торого являются школа, институт и работа.
В период политической ста*бильности эти институты поддерживают устойчивый ансамбльдиспозиций, который образует в поле политики согласие со всем про*исходящим в данной сфере. В период же глубоких социально*полити*ческих потрясений структура политических диспозиций подвергаетсязначительным трансформациям. Происходит процесс вовлечения ин*дивида в политику, который носит не только физический, но и симво*лический характер. На первый план в этих условиях выходит функцияполитических диспозиций в поддержании легитимности происходящихизменений в области распределения политической власти и ресурсоввнутри поля политики. Кроме того, в ситуации политической неопре*деленности усиливается значимость политических идей и лозунгов,которые в самом общем виде выполняют функцию координации в про*цессе политической коммуникации.Политические установки являются значительным аспектом не толь*ко политического сознания, но и политического поведения, ввиду тогочто способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость ихпрактической реализации.
Примером такой политической установкиявляется отношение российских избирателей к авторитарной системеправления, долгие годы господствующей в нашем обществе и не пре*одоленной полностью до настоящего времени. Ярким подтверждениемэтого стали президентские выборы 1996 года, которые показали, каккомбинация многовекового феодального и самодержавного правления,а также существовавшей долгие годы командной системы послужилапитательной средой для пассивности масс.Говоря в связи с этим о формах политического поведения, следуетвыделить активные и пассивные типы последнего. При этом отказ отполитического поведения следует рассматривать, особенно примени*тельно к российской политической культуре, как своеобразную формупротеста.
Помимо этих видов, отдельно в политологической литерату*ре выделяются экстремальные формы политического поведения и по*литическое поведение маргинальных групп.5.Основные типологии политической культуры5.1. «Идеальные» типы Г. Алмонда и С. ВербыГ. Алмонд и С. Верба разработали классическую типологию поли*тических культур, в основание которой были положены «психологиче*24Политическая культура: функции, структура и проблемы типологииские ориентации людей на политические объекты»: политическую сис*тему в целом, «входные» и «выходные» каналы системы, самоориента*ции индивидов как акторов внутри системы.
Политологи типологизи*ровали политические культуры в зависимости от того воздействия,которое «оказывает культура на регулирование конфликтности и сни*жение политической напряженности, или, точнее, напряжения, фоку*сирующего вокруг вопроса о делегировании власти или об участии вовласти».