Орлов И.Б. Политическая культура России XX века (2008) (1152142), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Кроме того, именно политическаякультура обеспечивает преемственность политической жизни и стаби*лизацию социума в период кризисов. Еще одной важной функцией яв*ляется политическая социализация человека. С одной стороны, в про*цессе социализации каждый человек формируется как социокультурноесущество, а с другой, являясь носителем политической культуры, вклю*чается в многогранный и динамичный процесс политических отноше*ний. Политическая культура выступает модификатором как политичес*ких отношений, так и политических организаций и институтов в первуюочередь через свои деятельные формы, включающие, наряду с полити*ческим опытом и традициями, способы и средства политической дея*тельности.Если ограничиться набором базовых функций, то структура поли*тической культуры с точностью их повторяет. В одной из наиболее из*вестных западных работ по проблемам политической культуры — книгеамериканских политологов Г. Алмонда и С.
Вербы «Культура гражда*нина» — политическая культура структурно представляется в виде трехуровней ориентаций:1) познавательных (политические знания, политическая образо*ванность, политическое сознание, способы политического мыш*ления), охватывающих знания о функционировании политичес*кой системы, ее ролях и носителях этих ролей. Познавательныйэлемент предполагает знание и понимание гражданами полити*ческих интересов разного уровня, конституции и законов стра*ны, программных положений основных политических партий идругих общественно*политических сил; сложившихся в странеполитических отношений, происходящих политических собы*17ГЛАВА 1тий и явлений.
В политические знания входит также понима*ние основных политических процессов международной жизни;2) эмоциональных (политические чувства, традиции, ценности,идеалы, убеждения), отражающих чувства, испытываемые по от*ношению к политической системе и ее функциям, участникамполитического процесса и их деятельности;3) оценочных, выражающих личное отношение к политическойсистеме, ее акторам и их действиям.Однако по мере развития концепции политической культуры услож*нялось и представление о структуре ориентаций.
Дело в том, что поли*тическую культуру можно рассматривать на двух уровнях. Все зависитот того, что взять за единицу анализа. Одни исследователи во главу угластавят «системный уровень», т.е. речь идет о политической культуре каксистеме коллективных ориентаций народа. Другие же делают упор наизучение «субъективных ориентаций» индивида. Например, Г. Алмонди Г. Пауэлл, характеризуя политическую культуру как совокупностьиндивидуальных позиций и ориентаций, выделяли в числе последних:познавательную (истинное или ложное знание о политических объек*тах и идеях), эффективную (ощущение связи, вовлеченности или про*тиводействия по отношению к политическим объектам) и оценоч&ную ориентацию, т.е.
суждение и мнение о политических объектах.Иногда в структуру политической культуры включается и поведен&ческий аспект (политические установки, типы, формы, стили, образцыобщественно*политической деятельности, политическое поведение).Упомянутый выше Е. Вятр, рассматривающий политическую культурукак «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затраги*вающих взаимоотношения власти и граждан», относил к ней не толькознания о политике, оценку политических явлений и эмоциональнуюсторону политических позиций, но и признанные в данном обществеобразцы политического поведения.Американский ученый У.
Розенбаум обратил внимание на то, что по*литическая культура — это не только особые формы ориентации на поли*тическую систему. По его мнению, структура политической культуры иесть структура ориентаций, среди которых базовыми компонентами выс*тупают ориентации относительно политической системы. АналогичноП. Шаран при определении главного в политической культуре ставит напервое место субъективные ориентации людей на политическую систему,считая, что именно политическая культура несет в себе основные «свой*ства или психологические критерии политической системы».Для Розенбаума ориентации различаются по тому, связаны ли онис «входом» (трансформацией требований общества в политические ре*18Политическая культура: функции, структура и проблемы типологиишения через партии, группы интересов или выборы) или «выходом»системы, т.е.
с результатами политического процесса, принятием реше*ний парламентом, правительством или другими органами власти. Пред*ложенная им схема ориентаций состоит из трех групп. Первая из них(относительно институтов государственного управления) включает всебя ориентации относительно режима (оценки и реакции индивида наосновные государственные институты, их нормы, символы и официаль*ных лиц) и ориентации относительно «входов» и «выходов» полити*ческой системы. Вторая группа — ориентации относительно «других»в политической системе — состоит из политических идентификаций,политической веры и «правил игры», которые признает индивид.
В тре*тью группу (ориентации относительно своей собственной политиче&ской деятельности) входят политическая компетентность и политиче*ская действенность. Если на оценку первой влияет продолжительностьи способ участия индивида в политической жизни, а также частота, скоторой он использует свои политические «ресурсы», то политическаядейственность оценивается как ощущение того, что политические дей*ствия индивида оказывают или могут оказывать влияние на полити*ческий процесс, как «вера в возможность политической действенности».Если первая половина 1990*х гг. прошла для российской полити*ческой науки под знаком очевидного и даже доминирующего влияниязарубежной традиции, то последние годы ознаменованы активным кон*струированием российскими исследователями оригинальных моделейполитической культуры, с учетом отечественной специфики.
Преждевсего обращает на себя внимание интерес российских политологов к «не*артикулированным идейным и психологическим установкам» (по вы*ражению Б. В. Межуева) или к сфере ментальности. В предложен*ной В. А. Тихоновой альтернативной структурной «системе координат»базовые формы политической культуры разделены на две большие груп*пы: институциональные (правовые установления, форма государствен*ного устройства, символика) и нематериальные, или неинституциона&лизированные (традиция, харизма вождей, принятые способыразрешения конфликтов).
До сих пор не сложилось четкого представ*ления о целесообразности включения в структуру политической куль*туры религиозных элементов. Если К. С. Гаджиев предлагает рассмат*ривать религию как один из важных компонентов политическойкультуры, то для В. Ф. Пенькова априорное включение религиозногокомпонента в структуру политической культуры возможно лишь тогда,когда речь идет о конфессиональной модели политической культуры.Тем не менее, следует заметить, что при всем многообразии предла*гаемых вариантов структуры политической культуры общепризнано, что19ГЛАВА 1основными и в определенной мере комплексными составляющими по*литической культуры являются политическое сознание, нравственно*оценочные элементы и политическое поведение, содержание и прояв*ление которых мы рассмотрим ниже.2.Политическое сознание и его элементыВ научной литературе подчеркивается то обстоятельство, что при всейсхожести политической культуры и политического сознания между нимисуществуют значительные различия.
Во*первых, понятие «политическаякультура» значительно шире политического сознания, так как первая вби*рает в себя не только политические знания и идеи, но и социально*поли*тическую практику. Во*вторых, «ограниченность» категории «политичес*кое сознание» по сравнению с политической культурой видится в том,что первое характеризует исключительно духовную сферу, тогда как вто*рая — весь спектр политической жизни общества. Наконец, в*третьих,политическая культура «отбирает» только ту часть сознания, которая мо*жет способствовать фиксации политической практики.Основными элементами политического сознания выступают: взгля*ды, убеждения, верования и установки.
Устойчивые политические пред*ставления, составляя часть политической культуры, способны игратьвесьма существенную роль в социальной практике, во многом опреде*ляя состояние политического сознания. По убеждению известного рос*сийского историка Н. Я. Эйдельмана (1930–1989), «идея высшей цар*ской справедливости постоянно, а не только при взрывах крестьянскихвойн присутствовала в российском народном сознании. Как только не*справедливость реальной власти вступала в конфликт с этой идеей, воп*рос решался, в общем, однозначно: царь все равно “прав”; если же отцаря исходила неправота, значит, его истинное слово искажено мини*страми, дворянами или же этот монарх неправильный, самозваный иего нужно срочно заменить настоящим».Как было сказано выше, политическое сознание не только включе*но в политическую культуру представлениями, основанными на чув*ствах, традициях, взглядах и идеях, соответствующих конкретно*вре*менным границам и ментальности народа, но и отражено политическимиустановками, отличающими те или иные социальные группы.
Более того,политические установки (отношение людей к политическим явлениям)являются важнейшим компонентом политической культуры. Полити*ческая установка также может проявляться в стремлении к получениюполитических знаний или, наоборот, в негативном отношении к их при*обретению, в активном или пассивном участии в политической деятель*20Политическая культура: функции, структура и проблемы типологииности, в отношении к различным формам этой деятельности.