Диссертация (1151085), страница 23
Текст из файла (страница 23)
евро, ПИИ в ПР обеспечили менее 18% общего объемаинвестиций в Италию [152]. Это говорит не о слабой инвестиционной активности в ПРИталии, а о резистентности компаний ПР к инвестиционным механизмам, упомянутойпри анализе ПР Монтебеллуна.Заметим также, что тот же индекс пассивной интернационализации больше врамках торговли услугами – 14,3% против 11,7% для товарного производства. Инымисловами, инвестиционная форма сотрудничества более популярна среди компаний,торгующих услугами.
Учитывая промышленную специализацию ПР, это в очереднойраз подтверждает мысль об устойчивости локальных систем производства ПР.Продолжая размышления о влиянии зарубежных инвестиционных механизмов напредприятия Италии, проведем сравнительный анализ предприятий ПР и компаний заих пределами.Таблица 9. Показатели сотрудничества компаний Италии с ТНК, 2013 г., в %%Доля компаний,частью ТНКявляющихся Доля объема производстваконтролем ТНКЧислосотрудниковПРДругие территорииПРДругие территории1-90,30,30,310-490,92,01,050-2494,99,16,0>25012,727,413,2Общая доля1,83,19,1Источник: разработано автором на основе [150]под0,42,911,534,321,0Тот факт, что в большинстве своем именно крупные предприятия Италииявляются частью зарубежных ТНК, не нуждается в объяснении; инвестор предпочтетбольший размер фирмы вследствие ее относительно более масштабных возможностей,ресурсов, числа специалистов. Речь идет о фирмах-лидерах, тема которых ужезатрагивалась ранее в исследовании.
Крупное якорное предприятие под контролем ТНКболее перспективно в рамках имплементирования в ГПС.Однако, примечательно то, что доля компаний, входящих в состав зарубежныхТНК, выше на территориях, не входящих в ПР, на 41,9%; отношение создаваемогопродукта под эгидой ТНК в ПР и вне их также значительно разнится – здесь доляпоследних выше уже на 56,7%. В рамках средних предприятий (от 10 до 49сотрудников) этот показатель достигает рекордного значения в 190%.92Полученные данные однозначно позволяют говорить об относительно большейактивности ТНК за пределами ПР. Кстати говоря, если аналогично вычислить доликоличества предприятий и объема выпуска по отрасли спортивной обуви и аксессуаров,то мы получим следующие значения: 1,6% числа предприятий и около 5,8%производства находится в руках ТНК, что ниже средних по Италии показателей и ещераз подтверждает тезис о резистентности ПР Монтебеллуна к зарубежномуинвестированию.
В связи с этим, интерес вызывает расчет данного индекса и длядругих отраслей в целях сопоставления результатов.мебельдубильная промышленностьизделия из металламеталлургияювелирная промышленностьтекстиль и трикотажобувьдругие отраслипищевая промышленностьвсе отраслиодеждакожаные изделиястройматериалыбытовая техникамашиностроение010203040506070Рис. 9. Доля производства ПР под контролем ТНК, 2013 г., в %%Источник: разработано автором на основе [11; 149; 152]Наиболее подверженными влиянию ТНК оказываются ПР, занятые в отрасляхпроизводства машин и оборудования, а также техники для дома.
Вообще говоря,относительные показатели по отраслям сильно разнятся (от 0,61% до 57,3%), чтоговорит о значимости специфики ГПС по отраслевому признаку. При этом, забегаявперед, отметим, что бытовая техника и машиностроение не являются ключевымиотраслями специализации ПР Италии, что будет показано в третьей главе.Возвращаясь к примеру ПР Монтебеллуна, был сделан вывод о влиянии ТНК наукрупнение предприятий и сокращение их общего числа. Чтобы проанализироватьналичие подобной тенденции в целом по всем итальянским промышленным районам,нужно привести некоторые данные: в 1991 г. в среднем на один ПР приходилось 7143сотрудника, в 2001 г. этот показатель увеличился до 26,6 тыс. человек, а в 2011 г.составил 34,6 тыс.
работников. На фоне сокращения числа предприятий, происходитукрупнение средней компании в ПР: если в конце ХХ века на предприятии93промышленного района работало менее 20 сотрудников, то к 2011 г. этот показательвозрастает в 1,5 раза до более чем 30 человек [153]. По такому порядку цифр можно вчастности судить о более интенсивном, нежели экстенсивном развитии ПР.Кроме того, надо заметить, что тенденции сотрудничества ПР и ТНК могутсерьезно отличаться от страны к стране. Расширяя исследование до целого ряда стран,существует риск снижения объективности исследования.
Во многом, подтверждениеэтим словам можно найти в работе автора по норвежским ПР [45, 291].Переходя к выводам, нужно сказать, что для оценки взаимодействия ПР и ТНКизначально была кратко охарактеризована позиция ТНК в мировом хозяйстве. Далеебыли выявлены возможные формы взаимодействия ТНК и ПР, которые затем мырассмотрели в привязке к ГПС. Оценка инвестиционной и контрактной формысотрудничества была произведена на примере истории и текущей деятельностипредприятий ПР Монтебеллуна, одного из крупнейших ПР в Италии. В результате, былсформулирован ряд выводов, касающихся сотрудничества зарубежных ТНК икомпаний ПР Монтебеллуна, истинность которых затем была проверена уже для всехПР Италии.Таким образом, нам удалось выявить ряд тенденций сотрудничества ТНК икомпаний в ПР.
В первую очередь, инвестиционная форма взаимодействия компанийявляется достаточно актуальным направлением в Италии. При этом, его актуальностьзначительно выше на территориях, не входящих в состав ПР.Сучетомрассмотренныхпримеровинвестиционногосотрудничества,предприятия ПР Италии показали заметную устойчивость к зарубежным механизмаминвестирования, к процессам слияний и поглощений. Мы доказали, что взаимодействиеитальянских компаний и ТНК не приводит к разрушению основ ПР. Такие взаимосвязимогут представлять потенциальную угрозу для компаний ПР, особенно длямикропредприятий с недостаточной конкурентоспособностью. Однако в целом, ТНК иэкономические акторы ПР характеризуются взаимовыгодным сотрудничеством,преимущественно в форме контрактного взаимодействия.Несомненным является тот факт, что зарубежные ТНК имеют возможностьвлиять на эволюционные пути ПР.
Они могут поспособствовать как превращению ПР вглокального игрока, так и вызвать ряд трудностей в процессе функционирования ПР.Изучив влияние последствий глобализации и характер взаимодействия ПР и ТНК,необходимо перейти к детальному анализу ряда ПР с учетом всех выявленныхтенденций для оценки положения данных ПР в современных ГПС и характера процессаинтернационализации местных компаний.942.3 ВОВЛЕЧЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНОВ В ГЛОБАЛЬНЫЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ОПЫТ ВИЧЕНЦА, АРЕЦЦО, ВАЛЕНЦАВыборданныхтрехПРобъясняетсяиходинаковойотраслевойпринадлежностью, схожим размером, ролью в ювелирной промышленности Италии.Схожесть базовых характеристик позволяет производить сравнительный анализпроцессов интернационализации предприятий ПР, что будет подробно показано далее впараграфе.Ранее мы уже выявили и обосновали, что ПР Италии с учетом влиянияглобализации, а также сотрудничества с зарубежными ТНК, претерпевают изменения.Данные факторы значительно влияют на интернационализацию предприятий ПР впроцессе их вовлечения в ГПС.
В этой связи, необходимо оценить место ПР в ГПС, атакже характер эволюционного процесса промышленных районов.Большинство практических исследований в этом направлении связано сизучением отдельных ПР, производство которых относится к различным отраслямпромышленности [96, 1149; 110, 24; 243, 7]. Такой подход далеко не всегда позволяетобъективно изучить процессы интернационализации ПР и выявить некие общиетенденции в исследуемых районах. Несомненно, имеет место отраслевая спецификаГПС, которая затрагивает характер взаимоотношений участников производственнойсистемы, особенности инвестиционного и контрактного сотрудничества, процессыпередачи знаний, технологий и опыта, характер производства и сбыта определенногорода продукции.Для сведения влияния данного фактора на объективность диссертационногоисследования к минимуму, мы сконцентрируемся на изучении интернационализацииПР Италии в рамках одной отрасли. В качестве практической базы исследования быливыбраны ПР Италии в ГПС золотой ювелирной продукции по ряду причин:1.Цепочкидобавленнойстоимостинарынкеювелирнойпродукциитрадиционно считаются сравнительно короткими, что упрощает исследование иповышает объективность получаемых результатов [223].2.
Мировой рынок ювелирных изделий с 2000 г. претерпел глубокиеструктурные изменения, что очевидно отразилось на перестановке сил в ГПС даннойотрасли.3. Италия с середины ХХ века занимает лидирующие позиции по экспортузолотой ювелирной продукции в мире.954. Для Италии в отрасли золотых ювелирных изделий характерна высокаястепень локализации производства – по данным 2013 г. 3 ПР Италии в совокупностиобеспечивают более 70% национального экспорта в соответствующей отрасли [152].Переходя к анализу ГПС золотых ювелирных изделий, нужно заметить, чтомировой спрос на них в период с 2000 по 2013 гг.
упал на 45,7%. В основном этопроизошло за счет роста цен на основной фактор производства, т.е. на золото, а такжеблагодаряснижениюпотреблениясоответствующихконечныхпродуктовиизменениям, связанным с потребительскими предпочтениями [223, 59]. Так, например,в начале 2000-х гг. популярными становятся изделия из различных проб золота скамнями неодинакового качества – от природных и полудрагоценных до драгоценных[137, 6].На фоне снижения спроса и роста цен на золото, мировой объем торговлизолотой ювелирной продукцией возрос с 17,9 млрд.