Диссертация (1151085), страница 19
Текст из файла (страница 19)
В результате, по состоянию на 2013 г. 86% иммигрантов вИталии живет в центральных и северных регионах [154]. С течением времениизменяется и география иммиграционных потоков – c начала ХХI века превалирующийпоток мигрантов исходит не из восточной Европы, а из азиатских стран. Это привело ктому, что уже сегодня китайские переселенцы занимают четвертое место по числупроживающих иммигрантов в Италии сразу после неизменно лидирующей Румынии,Марокко и Албании, доля иммигрантов которых ежегодно сокращается [155]. Нужнотакже учитывать, что с 2000 по 2010 г. доля иностранных работников в общем объемерабочей силы Италии увеличилась с 3,9% до 9,1%, что в какой-то степени затронулозанятость в ПР [155].73Кроме того, в 2015 г.
иммиграционный фактор стал масштабнее с учетом потокабеженцев с Ближнего Востока в Европу, составляющего, только по официальнымданным, около 450 тыс. человек; при этом, по утверждению некоторых экспертов этацифра давно превысила порог в 1 млн. человек [см., например, 130; 183]. С однойстороны, почти 70% беженцев прибывает в Европу морскими путями, что делаетИталию одной из привлекательных стран для въезда.
С другой стороны, Европарламентна текущий момент контролирует поток беженцев и не допускает его хаотичногораспределения; кроме того, есть сомнения по поводу квалификации труда беженцев иего соответствия спросу на труд в ПР.Тем не менее, власти регионов Италии уже высказывают недовольства в адресЕвропарламента на тему потока беженцев. В частности, по статистике еще в 2014 г.через Италию осуществили въезд более 170 тыс. беженцев, а в 2015 г.предположительно эта цифра будет составлять более 200 тыс. человек, что вызываетсоциальные волнения в крупных городах и ПР [221].
При этом, в отличие отиммигрантов, беженцы в Италии в основном находят пристанище в южных регионах.Так, почти 21% беженцев от их общего числа в Италии по состоянию на апрель 2015 г.проживает в Сицилии. На северные регионы приходится относительно меньшеедавление беженцев – около 9% из них обосновались в Ломбардии, а в Венеции,имеющей на своей территории крупнейшие ПР Италии, - менее 5% от общего потока[221].Имеется ряд примеров, связанных с влиянием иммиграции в Италию надеятельность ПР.
Так, регистрируются случаи вытеснения МСП в ПР более крупнымипо размеру фирмами, находящимися под контролем доминирующей этнической группы[109]. ПР дубильной промышленности в Венеции и ПР текстильной отрасли в Прато из«итальянских» постепенно превратились в «китайские», при этом сотни предприятийитальянского происхождения прекратили свою деятельность [210]. Существуютпримеры массового миграционного давления на отдельные города: к 2001 г. в городеАльтиволе, являющимся частью ПР Монтебеллуна, описанном в следующемпараграфе, насчитывалось 900 иммигрантов, что составило более 15% от общего числагородскихжителей[109].Отметим,чтосуществуютслучаииммиграциипредпринимателей, которые могут значительно повлиять на национальный составрабочей силы в ПР.Однако почему иммиграционный фактор с 1990-х гг.
значим для итальянскихПР? Возвращаясь к уже описанным характерным чертам ПР по А. Маршаллу и по Дж.Бекаттини, нужно вновь вспомнить такие признаки, как важность социальных74взаимосвязей, чувство принадлежности к району и гомогенность местного общества.При массовом и растущем потоке мигрантов из-за рубежа существует угроза дроблениягомогенизированного общества с уникальной культурой и неповторимыми традициямина отдельные социальные группы, которые слабо контактируют друг с другом [111].Такое социальное давление в основном вызывается иммиграцией квалифицированнойрабочей силы, в то время как поток беженцев, актуальный для Европы по состоянию на2015 г., скорее всего не окажет заметного воздействия на деятельность ПР.Помимо иммиграционных тенденций в Италию, существует еще один болеезначимый фактор, влияющий на предприятия в ПР.
Он связан с массовым выходом намировые рынки развивающихся стран Азии, Северной Африки, Южной Америки.Производители данных государств приобретают конкурентоспособность за счетразницы факторных цен в мире. Определенно, такой сценарий провоцируетперестановку сил на мировых рынках и в рамках большинства ГПС, заставляетосуществлять пересмотр инструментов интернационализации компаний [147]. Для ПРэти события можно выразить фразой «глобализационный кризис», потому как в какойто мере они поставили под удар одну из основ классических ПР, заключающихся вмаксимальной географической концентрации большей части производственногопроцесса на одной территории.
С конца 1990-х гг. многие исследователи отмечают, чтоПР Италии всё более склонны сотрудничать с поставщиками и субконтракторами,расположенными за пределами страны, в связи с адаптацией к новым вызоваммирового хозяйства. Такой тезис подкреплен многими практическими исследованиямиитальянских компаний [см., например, 208]. Местная производственная система ПРдробится на части, этапы процесса производства рассредоточиваются географически, атесные связи между компаниями, которые также являются отличительной чертой ПР,рвутся и потенциально угрожают существованию некоторых ПР.Действительно, обращаясь к статистике нужно отметить, что за 1991-2011 гг.число ПР сокращается до 141 единицы.
Некоторые исследователи считают, что посостоянию на 1990 г. в Италии существовало не 199 официально признанных властямистраны ПР, а 238 [105]. Однако такие данные не меняют сути заключения: за 20 летввиду глобализационного кризиса, а затем и мировой рецессии 2008 г., в Италиипрекратили существование как минимум 58 ПР; за этот период не появилось ни одногонового ПР, что может говорить об устойчивости и далеких исторических корняхсовременных ПР. Свидетельства об исчезновении ПР фиксируются в трудах многихученых [см., например, 244].75Зачастую траектория роста ПР связана с деятельностью ТНК, а точнее сиспользованием инвестиционных механизмов ТНК для выхода на зарубежные рынки,сопровождающееся разрывом связей между предприятиями в ПР, что, в свою очередь,приводит к стиранию границ ПР и утере большинства его черт. Процессвзаимодействия ПР и ТНК не однополярен и требует более детального изучения;данный вопрос подробно описан автором исследования в следующем параграфе.
Здесьнужно лишь подчеркнуть тот факт, что на фоне снижения числа ПР, вырослапроизводственная концентрация районов в связи с увеличением относительного объемарабочей силы, а также укрупнения размеров предприятий в ПР.Ко всему перечисленному выше можно добавить еще один фактор, имеющийсоциологическую природу и косвенно связанный с глобализацией. Он заключается всмене поколений в Италии на рубеже последних веков. Современные молодыеитальянские специалисты при выборе направления профессиональной деятельности всознательном возрасте относительно реже предпочитают работать в семейном бизнесе,а скорее останавливают свой выбор на попытках самореализации в обществе инымипутями [113].
Семейный бизнес крайне популярен в Италии - к примеру, он составляет85% числа всех компаний Италии и 70% объема национального рынка труда [157];учитывая тот факт, что концентрация семейных предприятий в ПР выше, чем за ихпределами, в результате упомянутой смены поколений ставится под угрозунеобходимая, с точки зрения Дж. Бекаттини, преемственность культуры, традиций,особенно в отношении предпринимательства и производственных отношений.В современных условиях, включающих феномен глобализации и масштаб ГПС,а также иные затронутые в исследовании факторы, становится очевидно, чтопроисходит эволюция ПР. Данный тезис подтверждается многими исследованиями исегодня он по-прежнему порождает активные дискуссии в научных кругах. Взависимости от набора внутренних характеристик ПР, а также совокупности факторов,влияющих на промышленные районы, последние избирают сегодня различныеэволюционные пути.
В частности, на эволюцию ПР может влиять отраслеваяспецифика или некоторые особенности ГПС в отношении определенной категориитоваров или услуг. Поэтому актуальным является разработка сценариев развития ПРИталии с учетом действия фактора глобализации.В результате анализа статистических материалов, а также с учетом описаниярезультатовисследованийнекоторыхзарубежныхавторов,наданномэтапеисследования были выявлены черты интернационализации предприятий ПР и ихреакция на последствия глобализации с 1991 г. Основываясь на полученных выводах,76выделим три альтернативных друг другу эволюционных пути ПР, кратко описанныхниже:1.
Первый путь представляет собой наиболее пессимистический сценарийэволюции и был условно озаглавлен автором как закат ПР. Здесь подразумеваетсяотнюдь не коллапс экономической деятельности в регионе, а исчезновение ПР понекоторым причинам. Зачастую имеет место разрыв тесных социально-экономическихсвязей, утрата маршалловской «промышленной атмосферы». Двигаясь далее попричинно-следственным связям, надо понимать, что распад ПР в первую очередьсвязан с недостатком ресурсов для функционирования компаний в ГПС.
Кроме того,влияет и отсутствие фирм-лидеров и других инициативных компаний, способныхукрепить позиции ПР в ГПС, впитывать знания и информацию из внешних источников,что в итоге приводит к затуханию местного производства. При этом, в рамках первогопути существует два потенциальных сценария – компании либо могут сменитьспециализацию и диверсифицировать производство до целого набора отраслей, чтоприведеткразрывувнутреннихвзаимоотношений,либо,становясьнеконкурентоспособными на мировых рынках, свернуть свою деятельность.
Первыйсценарий в какой-то степени можно наблюдать в ПР Виченца, описанном в третьемпараграфе диссертационного исследования. Примером второго сценария являетсяистория ПР Ливенза по производству мебели, который ввиду нежелания перехода сдерева на пластик и полимерные материалы исчез ввиду отсутствия спроса в 1990-х гг.;такжеповторомусценариюразвиваласьдеятельностьПРтекстильнойпромышленности Комо [156].2. Второй путь может быть охарактеризован как олигополизация ПР, прикоторой явные компании-лидеры распределяют между собой ресурсы, доступ ккоторым ранее имело большинство компаний в районе.