Диссертация (1151085), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Характерной чертой процессаолигополизации является прекращение взаимодействия между данными лидерами.Другими словами, на базе ПР создается несколько бизнес-групп, которые дробятпроизводственную систему ПР на несколько уже не взаимосвязанных частей. Такиесобытия потенциально могут привести ПР к первому сценарию, когда фирмы меняютспециализацию предприятий и ПР постепенно исчезают.
Ярким примером данногопути служит ПР Беллуно по производству очков и линз, где многочисленные МСПбыли буквально вытеснены или частично поглощены несколькими крупнымипроизводителями-лидерамисоответствующейчастности,компанииречьидетоотраслиLuxottica,намировыхвыпускающейрынках;продукциювподнебезызвестными брендами Ray-Ban, Oakley, Vogue, Persol и др. В определенной мере77данный путь напоминает формирование описанных Э. Маркузен «веерообразныхрайонов», описанных в первой главе диссертационного исследования.
Последнееутверждение скорее верно в случае иерархеизации системы производства ПР крупнымипредприятиями,т.е.такойсценарийпредполагаетсохранениеюридическойсамостоятельности МСП на фоне тщательного контроля их действий. В качествепримера можно привести эволюцию ПР по производству керамической плитки вЭмилья-Романья.3.
Данный эволюционный путь носит название «глокализации ПР», при этомпромышленные районы превращаются в открытые системы, сохранившие классическиепризнаки ПР, и тем не менее характеризующиеся тесными связями с зарубежнымиэкономическими акторами, имея в виду всевозможных поставщиков, субконтракторов,иностранных покупателей. Несмотря на то, что в глокальных ПР может наблюдатьсясокращение числа МСП, данные региональные объединения способны заниматьустойчивые положения в современных ГПС благодаря сохранению местной системывзаимоотношений и активной интернационализации производства не без участияякорныхпредприятий.Вданномслучаелокальнаясистемапроизводстваимплементируется в глобальную и становится неотъемлемой частью последней.Примером может служить эволюционный процесс района обувной промышленностиРивьера, фармацевтический ПР Мирандола, а также ПР ювелирных изделий Валенца.В целом надо сказать, что глобализация спровоцировала изменения в мировомхозяйстве и заметно повлияла на экономическую науку.
Сформировавшиеся ГПСоказывают воздействие на всех экономических акторов, являющихся игроками намировых рынках, включая ПР. Для оценки изменений в ПР, связанных с глобализациейи ГПС, была выбрана экономика Италии, предприятия которой в значительной степениинтернационализированы. Было доказано, что высокие позиции Италии на мировыхрынках и в ГПС во многом обеспечены за счет активности ПР в сравнении с инымитерриториями Италии.
С 1990-х гг. итальянские промышленные районы начинаютиспытывать влияние иммиграционного фактора и выхода на зарубежные рынкипроизводителей развивающихся стран, что создало необходимость компаниям ПРпересматривать инструменты интернационализации. Это обусловило и различныеэволюционные пути, которыми можно охарактеризовать деятельность ПР Италии – втом числе, закат ПР, олигополизация и глокализация. При этом становится очевидно,что встраивание ПР в ГПС в процессе интернационализации предприятий ПР редкообходитсябезучастияТНК.Вэтойсвязицелесообразно изучитьвопрос78взаимодействия ТНК и ПР в рамках их отношений в ГПС, что и описано в следующемпараграфе.2.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНОВ И ТНКФеномен глобализации, влияние на ПР которого было подробно изучено иописано в работе ранее, в науке также тесно связывается с деятельностью ТНК 13.Рассмотрению значимости ТНК в международной торговле и инвестиционнойдеятельности на рубеже ХХ и ХХI века посвящено немало работ, а также детальныхстатистических докладов международных институтов, при этом часто приводятсязначительные аргументы в пользу роста влияния ТНК в мировой экономике [91; 201].Сегодня масштаб деятельности ТНК достиг колоссальных значений, причем объемыпродаж крупнейших ТНК стали сопоставимы с ВВП некоторых стран.
Так, годовойобъем продаж GM почти равен ВВП Дании, а продажи Toyota Motor превышают ВВППортугалии [84].Еслив 60-хгг. ХХ века числотолько материнскихкомпанийпоприблизительным подсчетам составляло 7000 предприятий, то к 2012 г. КонференцияООН по торговле и развитию заявляет о более чем 80 тыс. материнских и 800 тыс.зависимых компаний [229; 235]. Колоссально значение ТНК в отношении мировогопромышленного производства, где их доля оценивается более чем в ½ всего объема,что также говорит о возможной взаимосвязи ТНК и ПР [235]. Кроме того, известнароль ТНК в рамках создания рабочих мест, а также в международной торговлеконечными и промежуточными продуктами.Несомненно,деятельностьТНКпоспособствовалауглублениюпроизводственной фрагментации, являясь, при этом, не единственным факторомдробления производственного процесса в мировом хозяйстве. В большей степени этотпроцесс своим развитием обязан сложившемуся международному разделению труда,которое имеет глубокие исторические корни и зарождается задолго до колоссальногоувеличения влияния ТНК в мировой экономике.
Тем не менее, активность ТНК, вособенностиначиная с 1990-хгг., заметно повлияла на производственнуюфрагментацию, становясь в какой-то степени ее движущей силой. Ввиду этого,феномен ГПС тесно связан с деятельностью ТНК; главным образом, именно благодаряМы придерживаемся официального определения, разработанного специалистами ЮНКТАД, которыеопределяют ТНК как «инкорпорированные или неинкорпорированные компании, состоящие изматеринских и зависимых подразделений» [234, 207].
Материнские и зависимые компании ТНК –филиалы, дочерние предприятия и ассоциированные компании, – являются объектом статистическогонаблюдения многих международных институтов [232].1379последним системы производства приобретают глобальный характер, другими словами,преимущественно ТНК посредством интернационализации производства формируютглобальные устойчивые сети производства, которые пересекают границы многихгосударств.В экономической литературе и научном сообществе общепринятым являетсямнение о том, что ТНК - наиболее значимые акторы ГПС. В известной мере данныйтезис восходит к уже упомянутой статистике о роли ТНК в международной торговле.Сегодня при обзоре литературы по данному вопросу можно столкнуться с различнымиоценками деятельности ТНК в ГПС; можно сослаться на данные Конференции ООН поторговле и развитию, которая утверждает, что ТНК контролирует 80% всех ГПС [236].При этом, под контролем здесь прежде всего понимается не управление значительнойчастью производственной цепочки; в этом случае речь идет о захвате добавленнойстоимости конечного продукта ТНК.
В зарубежных экономических исследованияхпонятие GVC (что в докладе ЮНКТАДА 2013 года переведено как ГПС) дословнопереводится как «глобальные ценностные цепочки», подразумевая тот факт, чтопроизводственный процесс являет собой последовательность процедур по созданиюдобавленной стоимости [236]. ТНК как лидирующие фирмы в ГПС добиваются почтитотального контроля над процессом создания стоимости, осуществляя руководствобольшинством этапов производственного процесса, начиная с идеи и разработкипродукта или услуги и заканчивая ее сбытом конечному потребителю, а такжепослепродажным сервисом.Несмотря на такие внушительные цифры о роли ТНК очевидно, что последние не единственные участники ГПС.
Ряд промышленных районов занимает ведущиеположения в ГПС, конкурируя с ТНК по такому почти не поддающемуся измерениюфактору, как уровень власти в ГПС, влияние или возможность руководства системой.Данное утверждение верно в случае тех стран, в которых ПР составляют значительнуючасть национальной экономики. Здесь уместно упомянуть о выводах первого параграфаданной главы, а именно о прочном положении ПР Италии на мировых рынках, даженесмотря на глобализационный и финансовый кризисы.Если обратится к теории и проанализировать труды, касающиеся ПР и ГПС,можно заключить, что вплоть до 1990-х гг. ТНК и ПР по большей частипротивопоставлялись, являя собой две различные модели экономического ростапредприятия.Приэтом,соднойстороныактуальностьнабираликрупныепромышленные предприятия с вертикально интегрированной структурой, строгойиерархией, а с другой – сгустки компаний малого и среднего бизнеса смаршалловскими«экстерналиями».80Какбылоотмеченовпервойглаведиссертационного исследования, подобный научный спор зарождается в Италии впослевоенный период, а затем и в некоторых других европейских странах; происходитборьба фордистской модели и промышленных районов как на практике, так и внаучном мире, причем отличительной особенностью столкновения двух моделейявляется их альтернативность [242, 151]; иными словами, ПР и ТНК трактовались какдве силы, противодействующие и конкурирующие друг с другом.Однако в производственных системах глобального масштаба существуетмножество участников.
Тот факт, что ТНК являются наиболее влиятельными агентамив ГПС, не подразумевает их исключительности. В предыдущем параграфе былодоказано на примере Италии, что ПР также являются значимой частью ГПС, вособенности по некоторым отраслям.Очевидно,чтоприинтернационализациипредприятийПР,последниевстраиваются в ГПС и зачастую не могут избежать контакта с ТНК. Вследствие этого,спор о соотношении моделей ПР и ТНК более не является дихотомическим вопросом.Сегодня ТНК уже не рассматривается как форма организации производственногопроцесса, альтернативная модели ПР. Вспомним, что за основное определение ПР мыприняли интерпретацию промышленного района в современном законодательствеИталии,гдеПРопределяетсякак«сгустоккомпаний,объединенныхнатерриториальном и функциональном уровне, ставящих своей целью способствоватьразвитию отдельных территорий и отраслей […]» [171].