Диссертация (1149110), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Трикстер,будь то гонзо-журналист, освещающий любое событие, или мультфильм«Южный Парк», через смех и цинизм также рефлексирующий все актуальныесобытия, является провокатором для общества. Будучи амбивалентнымперсонажем, трикстер видит обратную сторону Луны, видит ложь идвуличность общественных отношений и событийных интерпретаций, выводяих на свет. Это соответствует образу мифологического трикстера, которыйбыл посредником между миром людей и миром богов.
Кроме того, трикстер,рефлексирующий события в медиасреде, активно работает с ними. Трикстерзанимается майевтикой: заставляет зрителя извлекать истину из медиасобытия.Такой нестандартный способ интерпретации медиа-реальностиесть одна из форм пробивающегося через банальность и «пошлость»неклассического логоса.
В то же время задорная агрессивность трикстера, скоторой высмеивается социальная действительность, не стремится навязатьсвое исключительное мнение, но лишь подчеркивает релятивизм своейустановки. В этом проявляется его трансгрессия. Трикстер по природе своейтрансгрессивен, он шут и плут, указывающий болевые точки и пробующийграницы социального.137ЗаключениеКлючевой толчок развитию масс-медиа как автономной формысоциального пространства, придает капиталистическая формация. Рынокрождает спрос и предложение, это касается и новостей. С появлением первыхрукописных информационных листовок, и далее, с изобретением печатногостанка и печатных газет, появилась возможность конвертировать в ценностьто, что не представляло никакой информационной ценности ранее, наделяя этонечто статусом информативного.Примером эволюции средств медиа для нас стала историягазетного производства.
Газеты, начиная с Нового времени, задаютпотребность в них у образованной части социально активного населения.Новости, мнения и различного рода симуляции о них стали продаваться ипокупаться.Новоевремяявилосьэпохой,позволившейсовместитьтехнические и мировоззренческие аспекты культуры. Возникновение новыхсредств передачи сообщения стало новой силой, что осознал дискурс власти.Движущимикомпонентамиэтогопространствамасс-медиаввидеинформационного поля являются с одной стороны автореферентивные, а сдругой событийные составляющие, проникающие извне.
Медиасобытие,попадаявусловиягиперреальности,симулируется,приобретаянепредсказуемые формы и очертания.Какие бы события в экономике или политике ни происходили,обладая достаточной степенью медиапригодности, они могли попасть в полемедиа, а значит подтвердить свой информационный статус. Со временем этоприводит к доминированию медиасреды в информационном поле, позволяяговорить о себе как о «четвертой власти». Предложенная иллюстрациясоветской прессы 1930-х годов позволяет наглядно увидеть манипулятивноевыстраивание в медиасреде положительного образа государства в условияхтоталитарного строя.
Изучение и рефлексия событийного наполнения138пространства масс-медиа представляются весьма востребованными в эпохуинформационных, медийных и традиционных «горячих» войн, возникающих ифункционирующих в совместной кооперации.Тезис М. Маклюэна «medium is a message» заявил о новомонтологическом понимании субъекта: мы все причастны системе медиа, и мынеможемвыйтиизнее,такилииначевыступаяпосредникамиинформативности в информационном обществе. Однако с выделением разныхподходов к изучению масс-медиа, а затем и медиафилософии как отдельногокурса и даже как отдельной дисциплины, у исследователей появляетсясолидный background, чтобы рефлексировать над нестабильной медиасредой.Современный индивид способен настроить «машину зрения» таким образом,чтобы не только быть объектом внимания масс-медиа, но познающим ихактивным субъектом.Онтологический статус масс-медиа в социальной реальностиобразует сложную структуру с двойным дном: мы видим то, что показывают вэкране, но не видим сам экран.
Для понимания функционирования этойсистемы мы используем ключевые понятия феноменологии масс-медиа Н.Лумана само (авто)- и инореференция. Для первого понятия характерносозданиеипрокручивание(симулирование)собственноймедийнойреальности, второе же придает ей легитимность, создавая эффект присутствияв иной реальной реальности. Последовательное производство смыслов вмедийном поле его агентами (сначала экономистами, затем писателями ижурналистами) порождает сетевую структуру еще до появления сетиИнтернет. Акт первичной коммуникации, отразившись от сознания адресата,завязывается сам на себя.
Обращение масс-медиа к своему же сообщениюпереводит его в фазу самосознания. Медиамашина, накопляя само (авто)- иинореферентную информацию, становится сферой отчужденного духа, кудасливаются мысли, а также рефлексия по их поводу.139Пребывание масс-медиа в своем праве господина задавать икодировать информацию,обретает целостное самосознание, которомуподвластны форма и содержание информации. Получателю или зрителю приэтом приходится вставать в подчиненное положение.
Медиа становитсяподвижным, перемещающимся в ситуативных контекстах современности,пребывая как бы во-вне-себя-бытии и пополняя за его счет свой контент.Такая трактовка масс-медиа позволяет показать их не толькопосредником, но и средой обитания. Это дает возможность не столькообъяснения, сколько понимания медиа, что является существенным всоциально-философском контексте его роли в формировании социальнойреальности. Одновременно с этим современному индивиду приходитсямириться с брошенными ему, говоря словами В.
Беньямина, «оптическимивызовами»визуальнойкультуры:она(культура)растворяетсявмировосприятии человека, всецело им поглощаясь.НовыеИнтернетакоммуникативныеперенимаютэстафетувозможноститрадиционныхкиберпространствамедиумов.Аурадоинтернетной эпохи обретает свое виртуальное пространство в Сети.
Здесьможно быть творцом, но невозможно быть субъектом; можно бытьинтересным,носовершеннонеинформативным.Этопространствопреодоления метафизики и макронарративов. И хотя преодолевать ихприходится через шумы и толки, современные медиативные средства, и впервую очередь Интернет, представляют собой живую иллюстрациютеоретическихположений«интертекстуальность,децентрализованность»231,философииплюрализм,ризомностьипостмодерна,както:горизонтальность,а-топичность,способностьнаходиться в междубытии. С помощью авторов Е. А.
Иваненко, М. А.231Новоженина О. В. Интернет как новая реальность и феномен современнойцивилизации//Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М.: ИФ РАН, 2004. С.198140Корецкой и Е. В. Савенковой мы зафиксировали межбытийное положениевиртуального субъекта, т. н.
виртуала. Виртуал по своему экзистенциальномупроекту лишен авторства, но при этом способен быть авторитетным. Вподобных условияхИнтернет-пространства расцветает архетип трикстера.Медиа-трикстер как событийный провокатор несет в себе как генетическиечерты мифологических предшественников (в диссертации предлагается образгероя китайского эпоса Сунь Укуна), так и признаки современного образамедиа-трикстера.Вкачествехудожественныйфильмегосреды«Криминальноеобитаниячтиво»рассмотреныК.Тарантино,мультипликационный сериал «Южный парк», а также феномен гонзожурналистики. Медиа-трикстер выполняет роль культурного ревизора как ктекущим медиасобытиям, так и к устоявшейся картине дня.Винтернет-пространствемогутсуществоватьсобытия,предназначенные только для данного пространства.
Однако здесь же могутвозникать события, работающие на опережение традиционных медиа,например при консолидации протестных настроений, как было, в частности, вслучае «арабской весны» или общественного давления на власти в Германиипосле беспорядков в Кельне.Интернет сопутствовал расцвету феномена т. н. троллинга каксмыслового разрушения, направленных помех, который также все чащевыходит из интернета в реальный мир и становится обыденным языкомобщения даже самых высоких лиц разных государств. Как ни странно,троллинг, будучи намеренной провокацией и, как правило, не несущийценностного значения, выступает новым инструментом манипуляции и однимиз факторов подчинения Интернета.
С другой стороны, троллинг проявляетамбивалентность: своим свойством энтропийного воздействия на смыслы, онспособен и противостоять манипуляциям и идеологическим догмам, распыляя141и обессмысливая их, разрушая выработанные за десятилетия жесткие схемывоздействующих приемов.***Факторы страха и боли, делающие индивида наиболее уязвимыми,приватизированыи эксплуатируется медиасредой. В качестве таковойвыступают современные локальные войны и конфликты, посредством массмедиа превращенные в «медийные войны».
Другой актуальный примертравматического события – современный терроризм, который оказалсяотлично вписан в гиперсимулированное пространство масс-медиа. Подобнотому, как сборка субъекта в современном потреблении происходит на уровнезнаков, так и разбалансировка системы происходит на уровне символического.Иесли«снафф»ввидемедийнойвойныпризванукреплятьиконсолидировать, то терроризм разрушает и дестабилизирует.Между тем, накопленный огромный фактологический материал поданной теме зачастую приводил нас в тупик, обманывая своей сложнойпростотой, и заставлял ловить себя на ощущении состояния привычки всмысле Д.