Диссертация (1148187), страница 44
Текст из файла (страница 44)
Дополнительные предпосылки возникновения процесса религиозной конверсии вроссийской среде создаёт сам характер социальной трансформации, который в случае Россииопределяется высокой социальной ценой реформ проводимых сверху и отсутствиемпреемственности с прежним культурным порядком. Социальные смещения, выражаемые внеэффективностии/илинелегитимностипредлагаемыхинституциональныхрешений,становятся неотъемлемым спутником процесса социально-экономических преобразований вРоссии. Обзор макросоциальных условий 1990-х позволяет констатировать, что на этаперадикальных социально-экономических реформ произошло существенное падение уровняжизни населения страны, значительное ухудшение социального самочувствия граждан; быларазрушенасистемакультурно-символическойориентации,чтоповлекломассовуюдезориентацию субъектов, выпадение из социального времени, разрушение биографии, потерюуверенности в будущем.
Ликвидация советской монокультуры сопровождалась отсутствиемновой стабильной системы духовно-нравственных ориентиров, которая бы предлагалась160гражданам России как новая основа идентификации и планирования жизни. Антигуманныйхарактер преобразований проводимых сверху породил устойчивое недоверие граждан кинститутам власти. В 2000-е годы наметились тенденции стабилизации новых структур ипроцессов и улучшения социального самочувствия россиян.
Однако на этом этапе отчётливообозначились застойные сферы жизнедеятельности российского общества, в которыхнаблюдается консервация социальных смещений и их воспроизводство. Эффективные и/илилегитимные решения ряда проблем отсутствуют в экономической подсистеме ввидуинновационного застоя; в политико-правовой сфере из-за высокой степени нарушаемостинаиболее важных прав и свобод граждан; в культурной и социальной сферах, где нетинститутов саморазвития граждан и достаточных возможностей реализации человеческогопотенциала. Данные тенденции сохраняются с 2002 года по настоящее время. Все этапысоциальной трансформации сопровождаются снижением интенсивности общения междулюдьми,низкимуровнеммежличностногодоверия,какследствиевозникновениемотчуждённости и одиночества.
Культурная политика религиозной организации карма кагью,проводимая в условиях социальной трансформации российского общества, характеризуетсястремлением к освоению ценностной системы демократического общества, акцентированиемценностных доминат наиболее ему созвучных, таких как социальный активизм, оптимизм,индивидуализм. Духовно-нравственные ориентиры, предлагаемые буддийской общиной,выступаютальтернативойнасаждаемойкультурепотребленияиосновываютсянаидеалистических представлениях о взаимообусловленности и взаимозависимости человека,общества и природы. Нормативная система сообщества ориентирована на доверие вотношениях адептов между собой и буддийскими учителями, терапевтическое использованиемедитации и равные возможности религиозного участия для мужчин и женщин.
Длякультурной политики карма кагью характерно стремление к легитимации статуса религииисторического наследия России, поиск исторических корней на территории РоссийскойФедерации, борьба с нарушением права на свободу совести. Община карма кагью утверждаетполитическую не вовлеченность и ограничивает круг своей деятельности культурносимволической сферой, активно занимаясь культурно-просветительской деятельностью с цельюознакомления граждан с буддийской культурой и традициями.Анализ биографических интервью с адептами основного состава петербургскойбуддийской общины Карма Кагью позволил выявить четыре типа конверсии и элементысоциального механизма, характеризующие каждый тип конверсии и раскрывающие смысловуюориентацию конвертитов в процессе смены ценностных установок и картины мира.Проведённое исследование позволило определить религиозную конверсию как социальнуюадаптацию субъектов к условиям переходного общества через обращение в инокультурную161религию и включение в социальное время посредством рационализации биографическогоопыта в символах религиозной системы.
Соответственно типы конверсии представляют собойразные типы социальной адаптации субъектов к условиям переходного российского общества.Когнитивно-инструментальный тип идентифицируется через следующие элементы: интерес,абсолютная депривация, объективное религиозное участие; когнитивно-неинструментальный― интерес, субъективное религиозное участие; эмоционально-инструментальный ― кризис,абсолютная депривация, объективное религиозное участие; эмоционально-неинструментальный― кризис, субъективное религиозное участие.
Типологические характеристики информантовкоррелируютсослоевымиинструментальномутипуипоколенческимиотносятсяхарактеристиками.представителитехническойКкогнитивно-интеллигенции,кэмоционально-инструментальному ― профессионалы сферы производства, к эмоциональнонеинструментальному типу адаптации относится гуманитарная интеллигенция поколения«застоя» и наиболее молодые представители поколения «перестройки и реформ», которыхформально можно отнести к новому поколению гуманитарной интеллигенции; к когнитивнонеинструментальному ― выходцы из семей потомственной интеллигенции, освоившие сферытрудовой деятельности новые для постсоветской действительности.Инструментальность действия обозначает установку конвертитов на утилитарные цели,т.е.получениекаких-либоматериальныхресурсовчерезрелигиознуюобщину.Инструментальность действия характерна для информантов, которые не смогли адаптироватьсяк социально-экономическим изменениям в секулярной сфере.
Через адептов религиознойобщины или в самой общине они находят работу и получают другие материальные блага.Неинструментальность действия характерна для информантов, успешно адаптировавшиеся кэкономическим преобразованиям, освоив новые сферы деятельности. К ним относятся выходцыиз семей потомственной интеллигенции, гуманитарная интеллигенция из поколения «застоя»,молодые представители гуманитарной интеллигенции из поколения «перестройки и реформ».Их действие ориентировано непосредственно на нематериальные, ценностно-символические исоциальныересурсырелигиозногосообщества,поэтомухарактеризуетсянеинструментальностью.
Неинструментальность действия также присуща наиболее молодымпредставителям поколения «перестройки и реформ», 1980-х гг. рождения, находящихся встатусе студентов и не столкнувшихся с затруднениями материального характера.Информантам поколения «перестройки и реформ», представляющих эмоциональноинструментальныйиэмоционально-неинструментальныйтипы(профессионалысферыпроизводства и молодое поколение гуманитарной интеллигенции) свойственна ориентация насистему социальной солидарности религиозного сообщества. Эмоциональная рационализацияжизненного опыта и биографии становится основным следствием религиозной конверсии. Для162информантов со средним специальным образованием в ситуации выживания (отсутствиябазовыхматериальныхресурсов)нормативнаясистемаКармаКагьюобеспечиваетбезопасность, так как регламентирует существование социальных связей между адептами, накоторые можно положиться, потому что они основаны на таких нормах социальноговзаимодействия, как взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, понимание.
Для молодогопоколениягуманитарнойинтеллигенциинормативнаяопределённостьсоциальноговзаимодействия, т.е. эмоциональная рационализация жизненного опыта, становится ключевойценностью и целью. Во взрослой жизни они сталкиваются с ценностными установками инормами социального взаимодействия, которые вступают в фундаментальное противоречие сценностями, усвоенными ранее в семье. Речь идёт о ценностном расколе, который являетсянеотъемлемой характеристикой современной социокультурной действительности России. Содной стороны, утверждается потребительский индивидуализм и происходит снижениеориентации на нравственные максимы, что проявляется в таких установках как успех любойценой, богатство и карьера даже за счёт других и др. С другой стороны, в дискурсивномпространстве культуры сохраняются и традиционные установки на гуманистические ценности.Ещё одной релевантной для данных типов конверсии чертой современного российскогокультурного пространства выступает несоответствие инструментальных и терминальныхценностей, являющееся следствием социальных смещений, возникающих в различныхподсистемахобщества.Оносостоитвтом,чтоиндивид,используясредства,санкционированные обществом, не достигает поставленной цели и поэтому вынужден либоотказываться от неё, либо искать нелегитимные или альтернативные, но эффективные способыеё достижения.
Поэтому молодёжь реагирует на противоречия социокультурной средыпереживанием кризиса, т.е. проявляет негативную эмоциональную реакцию на социальнуюситуацию. Это относится и к предшествующему типу, эмоционально-инструментальному,представители которой на момент своей интеграции в общину также относились к возрастнойгруппе молодежи. Религиозная конверсия помогает преодолеть несоответствие ценностныхустановок и выстроить непротиворечивую картину мира социальных взаимодействий.Для информантов, представляющих когнитивно-инструментальный и когнитивнонеинструментальный типы (представители технической интеллигенции и выходцы из семейпотомственной интеллигенции, освоившие новые для постсоветской действительности видытрудовой деятельности) характерна ориентация на картину мира Карма Кагью.
Когнитивнаярационализация повседневного жизненного опыта и биографии становится основнымследствием религиозной конверсии.Статус российской интеллигенции традиционно определяется двумя ключевымихарактеристиками:умственныйквалифицированныйтрудиопределённаяморально-163нравственная позиция, определяющая её как элиту общества, ответственную за трансляциюкультурных и этических ценностей. В переходном обществе российская интеллигенциясталкиваетсяс(значительноеусловиями,снижениекоторыеуровняизменяютжизни,еёсоциально-экономическийобесцениваниеумственнойстатусдеятельностивобщественном сознании) и как следствие происходит смещение в сторону духовнонравственной и морально-этической составляющих. Однако повышенная социальная нагрузка,обусловленная необходимостью адаптироваться к рыночным отношениям и информационнымтехнологиям, распад традиционного образа жизни, норм и ценностей, поведенческих практикделают и эту позицию весьма уязвимой, нуждающейся в специальном обосновании илегитимации.Молодое поколение «перестройки и реформ», выходцы из семей потомственнойинтеллигенции, освоившие новые сферы деятельности в постсоветской России реагируют насоциальную ситуацию переходного общества возникновением интереса к общностям исистемамзначений,которыепотенциальномогутпомочьпреодолетьтрудностиидентификации, возникшие из-за разрыва поколенческой преемственности.
Поэтому ихдействие типологизируется как когнитивно-неинструментальное, так как ориентировано наосвоение религиозных практик с целью доступа к картине мира религиозного сообщества,которая позволяет непротиворечиво осмыслить свою биографию во взаимосвязи с историейсемьи и страны.Длятехническойинтеллигенции(когнитивно-инструментальныйтип)большехарактерны утилитарность, ориентация на реализацию повседневных целей, поэтому реакциейна социальную ситуацию становится интерес к религиозной общине, как месту проведениядосуга, где порядок коммуникации определён, непроблематичен и месту, через которое можнополучить доступ к материальным ресурсам.
Старшее поколение гуманитарной интеллигенции(люди творческих профессий), поколение «застоя» реагирует на такую социальную ситуациюсостоянием кризиса, что характерно для эмоционально-неинструментального типа.Принятие новой религиозной картины мира позволяет интеллигенции поколения«застоя» сохранить критичность и оппозиционность по отношению к обществу, реализоватьмировоззренческие установки, связанные с социально-активистскими ориентациями. Идеяслужения обществу, ответственность за трансляцию культурных ценностей, стремление решатьпроблемы общественных идеалов, справедливости ― те установки, которые исконнотрадиционны для российской интеллигенции и вновь актуализируются на этапе социальнойтрансформации общества, находят своё выражение в религиозно-нравственной и религиозноэтической позиции информантов.164Для представителей интеллигенции когнитивно-инструментального и когнитивнонеинструментального типа конверсии характерно более целостное осмысление общества и мирасквозь призму религиозно-символической системы, формирование на её основе представленияо том, каким должен быть современный человек, каково его предназначение.