Автореферат (1147403), страница 6
Текст из файла (страница 6)
По-видимому, это связанос исторически более низкой дистанцией власти в голландской культуре, в связи с19которой руководитель теряет право на доверие и уважение своих подчиненных вситуации нарушения им своих обязательств (G. Hofstede, 2001).2.В деловом конфликте с вышестоящим партнером, вызваннымпрофессиональными разногласиями, голландцы проявляют большую готовность кпризнанию чувств и позиции партнера, по сравнению с представителямироссийской культуры. Результаты исследования свидетельствуют, чтопредставители голландской культуры испытывают большее доверие и уважение квышестоящему партнеру в деловых отношениях в ситуации профессиональныхразногласий, что может быть связано с их большей уверенностью в деловых инравственных качествах вышестоящего партнера.3.Россияне по сравнению с голландцами проявляют большуюготовность к выражению своих чувств и конфронтации с партнеромвмежпоколенном семейном конфликте.
В российской культуре, как культуре страдиционными коллективистическими ценностями (Е.Г. Синякина, 2012;Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко, 2007; G.Hofstede, 2001), отношения между детьми иродителями являются более близкими, чем в индивидуалистической голландскойкультуре. Поэтому с одной стороны, дети больше доверяют своим родителям, чтопроявляется в большей готовности к открытому выражению своих чувств. Сдругой стороны, процесс отделения от родительской семьи и создания своейсемьи сопровождается большими трудностями, что проявляется в большейготовности к конфронтации детей с родителями у россиян по сравнению сголландцами.Также был проведен сравнительный анализ суммарных показателей по всемспособам взаимодействия в конфликте.
Результаты исследования показали, чтопредставители российской и голландской культуры проявляют равную готовностьк сотрудничеству с партнером в конфликте. При этом голландцы по сравнению сроссиянами в большей степени предпочитают прямые способы взаимодействия вконфликте: признание чувств и позиции партнера (t=4,45; p<0.001), выражениесвоих чувств и позиции (U=7367,5; p<0.05), обвинение партнера (t=2,89; p<0.01).Россияне по сравнению с голландцами в большей степени предпочитаютнепрямой способ конфронтации с партнером – ироничное взаимодействие(U=7183,5; p<0.01). Культурные различия в предпочтении способоввзаимодействия в конфликте обусловлены различиями в контекстностироссийской и голландской культур: более высокой контекстностью российскойкультуры по сравнению с голландской культурой (Е.
В. Сидоренко, 2008; Т. Г.Стефаненко, 2003). Культурные различия также могут быть связаны сотношением к конфликтам россиян и голландцев. В российской культуреотношение к конфликтам и их участникам является негативным (Н. В. Гришина,2000), в голландской культуре, как культуре с более высокой толерантностью кнеопределенности – более терпимым (G. Hofstede, 2001). Ироничноевзаимодействие в большей степени предпочитается представителями российскойкультуры по сравнению с представителями голландской культуры, так какпозволяетпсихологически дистанцироваться от участия в конфликте иодновременно выразить свои негативные чувства и осуждение в косвенной20форме. Результаты исследования свидетельствуют о подтверждении второй итретьей гипотез.В третьем параграфе «Роль ценностных ориентаций во взаимодействии вконфликте у представителей российской и голландской культуры» описываютсярезультаты проверки гипотезы о роли ценностных ориентаций в предпочтенииспособов взаимодействия в конфликте (дополнительная гипотеза 4).
Длястатистического анализа данных применялся линейный регрессионный анализ,метод шагового отбора. Результаты исследования выявили, что ценностныеориентации сотрудничества и уникальности влияют на предпочтение способоввзаимодействия в конфликте у представителей обеих культур. Ценностныеориентации сотрудничества предполагают высокую значимость для личностиобщения и межличностных отношений, а ценностные ориентации уникальности– высокую значимость независимости, индивидуальности, самореализации. Висследовании было показано, что ценностные ориентации сотрудничествапроявляются в предпочтении способа взаимодействия в конфликте «признаниечувств партнера» у представителей российской культуры (коэффициентмножественной корреляции (КМК) = 0.308; коэффициент множественнойдетерминации (КМД) =0.095; p<0.05).
Ценностные ориентации сотрудничествавлияют на готовность к открытому выражению своих чувств и позиции вконфликте у россиян (КМК =0.456; КМД=0.208; p<0.001) и голландцев (КМК=0.254; КМД=0.065; p<0.05). Также ценностные ориентации сотрудничествавлияют на готовность к сотрудничеству при решении проблемы у россиян (КМК=0.451; КМД=0.203; p<0.001) и голландцев (КМК =0.343; КМД=0.118; p<0.01).Ценностные ориентации уникальности проявляются в готовности к обвинениюпартнера у россиян (КМК =0.333; КМД=0.111; p<0.01) и голландцев (КМК=0.268; КМД=0.072; p<0.05). Ценностные ориентации сотрудничествапроявляются в предпочтении способов взаимодействия, направленных насогласование позиций сторон конфликта и ориентированных на разрешениеконфликта, а ценностные ориентации уникальности – в предпочтении способавзаимодействия, ориентированного на содержание конфликта и направленного назащиту своей позиции в конфликте, что подтверждает гипотезу исследования.В четвертом параграфе «Традиционные гендерные представления игендерные особенности предпочтения способов взаимодействия в конфликте упредставителей российской и голландской культуры» описываются результатыпроверки гипотезы о культурных различиях в представлениях россиян иголландцев о роли мужчин и женщин в семье и обществе (дополнительнаягипотеза 5).
Также описываются результаты проверки гипотезы о гендерныхразличиях в предпочтении способов взаимодействия в конфликте у россиян иголландцев (дополнительная гипотеза 6). Для статистического анализарезультатов исследования применялись t-критерий Стьюдента. В исследованиибыло показано, что представители российской культуры по сравнению спредставителями голландской культуры (t=10,19; p<0.001) в большей степениразделяют традиционные представления о роли мужчины и женщины в семье иобществе, что подтверждает гипотезу исследования.21Гендерные различия в предпочтении способов взаимодействия в конфликтеу представителей обеих культур являются относительно небольшими.
Нароссийской выборке были выявлены статистически достоверные различия впредпочтении способа взаимодействия «предложение решения проблемы»(t=2,88; p<0.01). На голландской выборке были выявлены статистическидостоверные различия в предпочтении способа взаимодействия «выражениесвоих чувств и позиции в конфликте» (t=3,29; p=0.001). В целом, российские иголландскиеженщиныпроявилинемногобольшуюготовностькконструктивному разрешению конфликта по сравнению с российскими иголландскими мужчинами, что подтверждает гипотезу исследования.В пятом параграфе «Анализ и обсуждение результатов исследования»анализируются и обсуждаются результаты эмпирического исследования. Взаключении подводятся основные итоги исследования, рассматриваютсяперспективные направления дальнейших исследований.На основе результатов исследования были сформулированы следующиевыводы:1.Эмоциональный интеллект влияет на предпочтение способоввзаимодействия в конфликте у представителей как российской, так и голландскойкультур.
Эмоциональный интеллект проявляется в готовности к открытомувыражению своих чувств и позиции у представителей обеих культур.Наибольшую готовность к открытому выражению своих чувств и позициипроявляют россияне и голландцы, имеющие высокий уровень эмоциональногоинтеллекта, что свидетельствует о высокой значимости точной идентификацииэмоций, понимания их причин и успешного управления ими для открытоговыражения своих чувств и позиции в конфликте.2.Эмоциональный интеллект проявляется в готовности к сотрудничеству спартнером при решении проблемы. При этом у россиян оптимальным длясотрудничества в конфликте является высокий уровень эмоциональногоинтеллекта, а у голландцев достаточным – средний уровень эмоциональногоинтеллекта. Культурные различия могут быть связаны со стабильностьюсоциальных норм в голландской культуре и их трансформацией в российскойкультуре, повышающей роль личностных факторов в регуляции поведения вконфликте.3.Управление эмоциями является ведущим компонентом эмоциональногоинтеллекта в конфликте у россиян и голландцев и позитивно влияет на готовностьк сотрудничеству, к открытому выражению своих чувств и позиции упредставителей обеих культур, и на готовность к обвинению партнера у россиян.Роль управления эмоциями в готовности к конфронтации с партнером у россиянобъясняется негативным отношением к конфликтам в российской культуре:россияне, которые успешно управляют своими эмоциями, проявляют большуюготовность к конфронтации с партнерами, так как в большей степени уверены втом, что смогут успешно разрешить конфликтную ситуацию.4.Представители обеих культур проявляют равную готовность ксотрудничеству в конфликте.
Голландцы по сравнению с россиянами в большей22степени предпочитают прямые способы взаимодействия в конфликте: открытоевыражение своих чувств и позиции, признание чувств и позиции партнера иобвинение партнера. Россияне по сравнению с голландцами в большей степенипредпочитают непрямой способ взаимодействия в конфликте – ироничноевзаимодействие, позволяющее психологически дистанцироваться от участия вконфликтной ситуации и в то же время выразить свои негативные чувства поотношению к партнеру. Культурные различия объясняются более высокойконтекстностью российской культуры по сравнению с голландской культурой, инегативным отношением к конфликтам у россиян.5.Характеристики конфликтной ситуации: тип отношений между партнерами(деловые, дружеские, семейные отношения), различия в социальном статусепартнеров (конфликт с равным или вышестоящим партнером) и содержаниеконфликта оказывают влияние на предпочтение способов взаимодействия вконфликте у представителей обеих культур.