Диссертация (1147237), страница 39
Текст из файла (страница 39)
Данная ситуация для ряда соседей Ирана может статьпричиной пересмотра своей военной политики и политики безопасности и основыватьих на (более) поддержке Запада.При таких условиях, даже некоторые из них, в том числе Саудовская Аравия могутначать разработки своих собственных ядерных вооружений (например, с помощьюПакистана), считая, что в вопросах безопасности они больше не могут полагатьсяна Запад. В связи с этим, Б. Нетаньяху не раз подчеркнул, что Израиль не можетпозволить Ирану иметь ЯО, даже если придется действовать самостоятельно, безпомощи США462.Вопреки этих воинственных риторик и хотя Иран является ревизионистскимгосударством, которое стремится подорвать то, что он воспринимает как американскийдоминирующий порядок на Ближнем Востоке, но он никак не имеет территориальныхамбиций и не стремится вторгнуться, победить, и занимать иные страны.
ЯО неизменится коренные интересы и стратегии Ирана, оно также не будет предоставлятьИрану возможность перекроить геополитическую порядок в регионе463.1.2. Изменение баланса сил и нарастание геополитической нестабильностиВ качестве одного из негативных последствий получения Тегераном ЯО, страны,находящиеся в регионах вокруг Ирана, в целях укрепления своей обороноспособностимогут пытаться укрепить свои военные отношения с Западом и западными военнымиорганизациями, включая НАТО.
Данная ситуация будет означать изменение системыбезопасности и геополитических установок в прилегающих зонах между Ираном иРоссией.См. подробнее: Дарабади П. Каспийский регион в международно-геополитической системе начала ХХI века //авказ и глобализация. № 1-2. том 4 / 2010.
C. 10.462Нетаньяху говорит, что Израиль может атаковать Иран и без помощи США - http://www.unian.net/world/811638netanyahu-govorit-chto-izrail-mojet-atakovat-iran-i-bez-pomoschi-ssha.html. 15.07.2013.463Nader Alireza. Iran After the Bomb, How Would a Nuclear-Armed Tehran Behave? // Research Reports, RANDCorporation. 2013. p. 43.461155Нет сомнений, что военно-политическое проникновение Запада в этих регионах идетвразрез как с российскими, так и иранскими геополитическими интересами. Укреплениевоенного сотрудничества с западными военными структурами и даже создание военныхбаз под предлогом нейтрализации "иранской ядерной угрозы" объективно бросает вызових отношениям с Ираном и Россией и способствует усилению напряженности инестабильности в этих регионах.
Данная ситуация может привести к изменениюгеополитического баланса сил в ущерб Москвы и быть использована Западом в качестверычага давления на Россию.В последние годы, арабские страны в Персидском заливе регулярно увеличиваливоенные отношения с Западом, и хотя страны Центральной Азии и Южного Кавказа,учитывая соображения России, не спешат определяться по этому вопросу, но неисключено, что в случае обострения ситуации, они тоже выразят заинтересованность вукреплении отношений с западными военными структурами.С другой стороны, монопольное обладание ЯО в регионе дает Израилю гарантию отслучайностей войны и надёжное средство ядерного сдерживания.
США открыто заявилио своем поддержании идеи сохранения устойчивого военного превосходства Тель-Авивав регионе. В связи с этим, Обама отметил, что готов дать любые гарантии, что Израильполучит американскую поддержку в случае, если он подвергнется нападению состороны любого государства, включая Иран464.Как уже отмечалось, США используют ситуацию с Ираном, чтобы убедить странырегиона в неизбежной необходимости укрепить отношения с Вашингтоном и западнымиструктурами. Также, "придуманная иранская угроза" стала предлогом для продажиоружия, увеличения военного присутствия Запада и развертывания ПРО в Европе, ивозможно, в Персидском заливе465.Тем не менее, Дж.
Байден признает, что некоторые, в том числе израильскиеполитики ничуть не преувеличивают опасность ИЯП466. В США также признают, тотфакт, что не потенциал Ирана для создания ЯО, а (реальные) ЯО Израиля нарушаютбаланс сил и дестабилизируют регион. Указывая, что "ложь и клевета в отношенииРоссии и ее армии стали обыденным делом на Западе", министр обороны России С.464Friedman Thomas L. The Obama Doctrine and Iran - http://www.nytimes.com/2015/04/06/opinion/thomas-friedmanthe-obama-doctrine-and-iran-interview.html?hp&action=click&pgtype=Homepage&module=b-lede-packageregion®ion=top-news&WT.nav=top-news&_r=1. 05.04.2015.46543 ص...
سامانه دفاع ضدموشکی آمریکا. کاظمی علی اصغر و حسین زاده محمد.466Байден об Иране: Доверяй, но проверяй ...156Шойгу заявил, что "НАТО стремится к захвату геополитического пространства,наращивает военный потенциал в Восточной Европе, приближается к российскимграницам"467.Это также верно о Иране и Запад следует ту же стратегию в отношении Тегерана,которая и не отвечает интересам Москвы. Поэтому, Дж.
Зариф призывал великиедержавы, включая Россию, если они заинтересованы в сохранении стабильности,предпринять все необходимые меры с целью выполнения резолюции ГенеральнойАссамблеи ООН 1995 года по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной отядерного и других видов оружия массового уничтожения 468. Иран разделяет мнениеРоссии о том, что нельзя укреплять свою безопасность и установить оптимальный длясебя баланс сил в ущерб безопасности других государств, хотя это именно та же цель,которую США и Израиль преследуют в связи с Тегераном.Таким образом, ответ на вопрос - зачем Запад пытается прямо и косвенно давить наИран и его ядерную программу, кроется в следующем: независимый и антизападныйИран противоречит долгосрочным интересам Запада в регионе. Для Запада становитсяпринципиально важным не допустить появления Ирана, в качестве региональнойдержавы,обладающейвысокимгеополитическимстатусом,способствующейнарушению оптимального для Запада и его региональных союзников баланса сил.ПоэтомуЗападнезамечаеттакиеядерныегосударства,какИзраиль,дестабилизирующий обстановку в регионе и слабоуправляемый Пакистан.
Однако Иран(член ДНЯО) с его возможностями регионального лидерства и его противоположнымивзглядамисталдляЗападапервоочереднымобъектомстратегииядерногонераспространения469.Как упоминалось ранее, усилия Запада по укреплению его оптимального баланс силнеизбежно, всегда сопровождались и будет сопровождаться усилением военногоприсутствия в регионе, и даже иногда войной. Очевидно, что это противоречитинтересам Москвы, поскольку, она всегда подчеркивает необходимость обеспечениябезопасности в регионе лишь силами государств региона, особенно в Центральной Азиии Южном Кавказе и Каспийском регионе.Шойгу: НАТО стремится к захвату геополитического пространства в Восточной Европе http://vz.ru/news/2015/4/16/740304.html. 16.04.2015.468Глава МИД Ирана призвал к полному исключению применения ядерного оружия из военных доктрин http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1935438.
27.04.2015.469Бурбаки Виктор. Предстоящая встреча G8 ...467157Наличие такого подхода видно в ближневосточной политике России, в том числе в еепротивостоянии политике Запада по сирийскому вопросу, в ее возмущении военнымвторжением НАТО в Ливию и в ее критиках по военной операции арабской коалиции вЙемене во главе с Саудовской Аравией (под поддержкой Запада). Москве известно, чтодавление на Иран и его ядерной программы является звеном этой цепи и Запад выдумалиракское ЯО, чтобы использовать его в качестве рычага давления с цельюреализовывать геополитические и геоэкономические цели в регионах вокруг этойстраны. И, все-таки может сложиться ситуация, когда баланс сил изменится вероятнымдостижением Ирана ЯО, или войны США и Израиля против Тегерана, чтобыпредотвратить это и сохранить свой оптимальный баланс сил.1.3.
Обострение дилеммы безопасности (и вероятная гонка ядерных вооружений)Создание Ираном ЯО и даже его стремление к этому вопросу неизбежно ведет квозникновению и обострению "дилеммы безопасности", которая увеличит возможностьгеополитических изменений в регионе. В дополнение к реальной напряженности повопросу иранского ЯО, активная информационно-психологическая война против Ирана,в качестве неприкрытой анти иранской пропаганды, кампании Запада по нагнетаниюиранофобии, многократных заявлений о "иранской ядерной угрозе" и возможностипревентивного удара против Тегерана, еще более обостряет "дилемму безопасности".В то же время, 14 июля 2015 г. в Вене всеобъемлющее соглашение по ИЯП былозаключено и Тегеран согласился ограничить основные части ядерной программы.Однако, США и Израиль продолжают антииранскую психологическую войну.Например, Дж.
Байден заявил, что "на сегодняшний день Иран в состоянии сделатьвосемь ядерных зарядов уже в течение ближайших двух-трех месяцев"470.Очевидно, что эти заявления и также сомнения некоторых других американскихполитиков по поводу эффективности сделки с Ираном, и даже выражения сомнений отом, что сделка откроет возможность для создания Ираном ЯО, могли бы еще большеобострить дилемму безопасности. В этих условиях, хотя большинство стран регионапостараются доверить в поддержке Запада в обеспечении безопасности, но неисключено, что они самостоятельно постараются повесить свои военные возможности, и470Байден об Иране: Доверяй, но проверяй ...158даже ядерные.Многие эксперты предупреждали, что данная ситуация может привести к гонке(ядерных) вооружений в регионе.
Таким образом, не только практическая воля Иранасоздать ЯО или практическое решение США и Израиля бомбить Иран, но ипсихологическая война о растущей "ядерной угрозе Ирана" и возможности нанесенияпревентивных ударов против этой страны, могут обострять "дилемму безопасности" испровоцировать гонку (ядерных) вооружений.Данная ситуация и довод о том, что Иран может иметь право на ЯО, раз им обладаютИзраиль, Индия и Пакистан, ставит крест на попытках прекратить распространениеэтого оружия в регионе и даже в мире.
Это окончательно развалит ДНЯО и вызоветцепную реакцию распространения со стороны ряда стран не только на БлижнемВостоке, но и на прилегающих зонах между Ираном и Россией, которые могутпоследовать примеру Ирана. Уникальность ближневосточного региона состоит в том,что именно здесь может начаться гонка ядерных вооружений. Способствуют этому, какминимум, три фактора:1. ОМУ уже применялось в регионе. Примером тому могут служить атаки сприменением химического оружия во время войны Ирака против Иранавойсками Саддама Хусейна;2.
Обладающий ЯО и не подписавший ДНЯО Израиль не собирается входить в клуббезъядерных государств. Это способствует эрозии режима нераспространения врегионе, и может подтолкнуть другие страны к созданию собственного ЯО;3. Сложные внутри региональные отношения (Арабо-израильский конфликт,конкуренция Ирана, Саудовской Аравии, Египта, Турции за статус региональнойдержавы, и т.д.) могут стать ключевым фактором для деформации режиманераспространения471.Здесь можно указать на декларацию Эр-Рияда о "зеркальном" по отношению к Иранаразвитии ядерной программы королевства.