Диссертация (1147064), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Вотношении трансформации социальной структуры можно выделить такие ееновые черты как легкую проницаемость, а порой и кажущееся отсутствиеграниц между слоями и группами, высокую социальную мобильность, как повертикали, так и по горизонтали, сетевой характер коммуникации. В купе синдивидуализацией все это, безусловно, повышает как потенциальныевозможности, так и динамику политического участия.41ГЛАВА II. Новые (сетевые) формы участия в политике как ответ накризис традиционных институтов представительства2.1.
Методологические аспекты анализа новых форм участия в политикеМногочисленные акции протеста, прошедшие на постсоветскомпространстве (массовые беспорядки в Кишиневе в апреле 2009 г., акциипротеста в Москве и других крупных российских городах зимой 2011-2012гг., т.н. Евромайдан и политический переворот на Украине в 2013-2014 гг.), варабских государствах, начиная с весны 2010 г. (политические перевороты вЕгипте, Тунисе, Йемене, массовые акции протеста в Алжире, Марокко,Иордании, Ираке и Омане, гражданские войны в Ливии и Сирии)активизировали исследовательский интерес политологов и социологов квозможностямновыхформполитическогопротеста,атакжеихсравнительной эффективности по отношению к традиционным.
Такойинтерес потребовал в свою очередь разработки методологической базы,которая позволяла бы адекватно и квалифицированно исследовать первые.Сетевые формы протестной политической активности (прежде всего, васпекте изучения форм и механизмов мобилизации, консолидации икоординации протестных движений), как уже было отмечено выше,относятся к междисциплинарной области изучения. Поэтому, основныетеоретические концепции, которые будут рассмотрены здесь, базируются наполитическойтеории,социологииполитики,атакжеполитическойфилософии.Это концепция эффективной интернет коммуникации «от многих кмногим» Клэя Ширки, теория «умной толпы» Г.
Рейнгольда, концепция«слактивизма» Е. Морозова и З. Баумана, теория социального перформансаДж. Александера и концепция политики «новых конфигураций» или «квирфилософия» Джудит Батлер. Рассмотрим их подробнее.42Клэй Ширки – известный популяризатор интернет-коммуникаций,преподаватель Нью-Йоркского университета, относится к числу явныхинтернет оптимистов, считающих, что развитие сетевых технологий - «этотектонический сдвиг, фундаментальное изменение … момент величайшего вистории человечества роста возможностей самовыражения»104.Ключевое достижение интернет-революции по Ширки заключается втрех основных коммуникативных инновациях:для1.Интернет стал универсальным средством передачи информациивсехдругих видов СМИ, обеспечивающихкактрадиционныйдиалоговый режим коммуникации, так и процесс формирования иподдержания групп.Средства коммуникации перестают быть только источником2.информации, а становятся одним из важнейших средств управления,строящих взаимодействие по принципу: «от многих к многим».Совмещение функций производителей и потребителей нового3.знанияблагодарявозможностисетевымдлясервисам,творческойоткрываютсамореализацииневиданныеиранеераспространенияинформации.Этидостиженияпривлекательнееипостановятся,причинепомыслиШирки,существеннойзначительноэкономииресурсов(материальных, временных, эмоциональных), затрачиваемых на обеспечениеонлайн коммуникации.
При этом в работах Ширки происходит идеализацияинтернета, как средства достижения всеобщего мира и гармонии, а вполитической сфере – утопической модели демократии, когда голос каждогодолжен быть услышан и каждому должно быть обеспечено право принятиянепосредственного участия в политических дискуссиях.В этом смысле любой протест в новой сетевой среде становится,прежде всего, борьбой за информационную открытость, возможностьШирки К. Как делать историю при помощи Интернета // Сноб 25.06.09. [Электронный источник] URL:https://snob.ru/selected/entry/4133 (дата обращения: 15.09.2015)10443свободно и оперативно делиться своей информацией с миллионами другихпользователей.
Отсюда, главное требование к властным институтам –обеспечить такую возможность для граждан, стать как можно прозрачнее идоступнее в информационном плане.Ширки апеллирует в своих рассуждениях к различным примерам изпрактики политической и гражданской активности в виртуальной среде: отпроведения президентских выборов Б. Обамы в США (создание и раскруткаинтерактивных ресурсов MyBarakObama.com и пр.) до землетрясения вкитайской провинции Сычуань, когда сотни пользователей оперативноразмещали информацию в социальных сетях, принудив официальноеинформационное агентство «Синьхуа» отказаться от традиционной практикиинформационной блокады.ДругойамериканскийсоциологГовардРейнгольд,специализирующийся на анализе социокультурного и политического влияниявиртуальной медиасферы, известен, прежде всего, как автор концепции«умнойтолпы»илисамоструктурирующейся«смартмобов»,социальнойопределяемойиморганизациикак:«формапосредствомэффективного использования высоких технологий»105.Рейнгольд исходит из концептуального положения о том, что сетеваякоммуникация и электронные мобильные средства позволяют чрезвычайнобыстро собирать и координировать действия больших и разнообразных посоциальному составу групп людей – т.н.
«умных толп»: «Умные толпы могутк тому же содержать еще неведомые свойства, выводимые из динамикиобстоятельств, а не из голов исполнителей. Порядок взаимодействия поГоффману — общественная сфера, где обмен сложными вербальными иневербальными сообщениями между индивидами происходит в реальномвремени, — как раз то пространство, где индивидуальные действия могутповлиять на порог действия толпы. Мобильные информационные средыспособны усилить непринужденный, большей частью неосознаваемый обмен105Рейнгольд Г.
Умная толпа: Новая социальная революция. М. Фаир-пресс, 2006, 416 с.44информацией, происходящий внутри сообщества, повлиять на величину илиместонахождение аудитории, обладают возможностью изменить порогколлективного действия»106.Помимо способности мгновенного распространения информации ишироких возможностей эту информацию создавать, чрезвычайно важнымсоциальным качеством новых средств гражданской и политическоймобилизации является способность эффективно содействовать преодолениют.н. «порога участия», когда решение индивида о сотрудничестве зависит отповедения остальных.Даннаядилеммадостаточноподробноизученавнеоинституциональной теории, в частности в т.н.
«экономике соглашений».Здесь она поднимается в связи с проблемой рационального выбораиндивидом конкретного решения (скажем, сдавать кровь за деньги илибесплатно), зависящего от внешней оценки. Индивидуальный рациональныйвыбор зависит как от степени порицания/поддержки из-вне, так и от уровнядоверия к окружающим, по крайней мере, в случае участия в коллективныхдействиях.Известный американский исследователь Остром определила довериекак «ожидание человеком определенных действий со стороны окружающих,когда эти действия напрямую затрагивают его выбор и он должен приниматьрешения, до того как они станут известны»107. Как отмечает один из ведущихроссийских исследователей институциональной теории А. Н.
Олейник, нормадоверия играет исключительно важную роль в построении эффективнойсистемы социального и политического взаимодействия. Степень доверияпредопределяетпредсказуемостьповедениясубъектовтакоговзаимодействия, играет решающую роль в принятии того или иного решения.Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция. М. Фаир-пресс, 2006, 416 с.Ostrom E.
A Behavioral Approach to the Rational Choice Theory of Collective Action. - American PoliticalScience Review, vol. 92, № 1. 199810610745Новыесредствакоммуникации,способствующиепроцессуформирования сетевой структуры, строящейся на основе добровольнойассоциации индивидов и, следовательно, отличающейся более высокимуровнем доверия и взаимопонимания контрагентов является в этом смыслеболее эффективной.Необходимо отметить, что для Рейнгольда первостепенное значениеимеет не столько совершенствование технологий массовой коммуникации,сколько децентрализованный характер социальных связей.
Рациональные исправедливые решения принимаются в условиях сетевых структур постольку,поскольку люди предрасположены к взаимной помощи друг другу внезависимости от социальных и политических институтов, а иногда и вопрекиим108.Однако Рейнгольд трезво оценивает новые средства коммуникации итехнологии, отмечая, что они могут быть использованы одновременно какинструменты гражданской мобилизации и как инструменты контроля состороны государства.Неизбежным злом новой эры коммуникаций становится утратаприватности, которая, вполне вероятно, является одним из самых значимыхфакторов сдерживания протестной активности граждан109.
В этой связиРейнгольд упоминает об электронной стигматизации людей, употребляяслово «стигма» в значении, предписываемом И. Гоффманом, т.е. какповедение, «помечающее» человека определенным социальным статусом.Электронная стигматизация с одной стороны выдает неявную информацию очеловеке,способствуяформированиюгрупп,выстраиваниюдоверительныхноонасдругойотношенийиприводиткнеизбежнодискриминирующему эффекту и утрате индивидуальности.Пожалуй, ключевая новация концепции Рейнгольда в аспекте новыхформ политической мобилизации и протеста – это идея «умной толпы»,108109Рейнгольд Г.
Умная толпа: Новая социальная революция. М. Фаир-пресс, 2006, 416 с.Там же, С. 2246реализованнаявтакназываемыхфлэшмобах,неожиданных,обескураживающих и почти всегда получающих достаточно широкийобщественный резонанс коллективных перформансах. С другой стороны,она, безусловно, апеллирует к краудсорсингу, как основному методуиспользования выгод коллективного разума.К противоположному лагерю - интернет-пессимистов принадлежатсторонники т.н. теории «слактивизма».
Концептуально эта теория базируетсяна скептических представлениях относительно влияния интернет технологийна человеческую культуру и социальные коммуникации в целом. К наиболееизвестным приверженцам таких представлений можно отнести Д. Ланира иН. Карра, прямо заявлявших, что блоги и социальные сети ведутчеловеческое общество по ложному пути – вместо творчества и развитияиндивидуальности здесь поощряются поверхностные суждения и скоростьсоздания и потребления контента110.Негативные аспекты виртуализации политики исследовались многимиавторами, среди которых особо выделим известного британского социологаЗ.