Диссертация (1146825), страница 39
Текст из файла (страница 39)
Женщин поморыназывали «женками» [281, C.188].Взаимопонимание между родителями и детьми, внуками и дедамисоставляло основу народной педагогики Поморья. Культурно-педагогическоенаследие содержало воспитательные идеи о ценности семьи и идеале женщины,которая была способна управлять хозяйством в отсутствии мужчины, проявлятьзаботу о престарелых родственниках и воспитывать лучшие качества в детях.В ходе диссертационного исследования мы обращали внимание на то, чтоосновуценностныхтрадицийСеверныхстрансоставлялидуховно-нравственные воспитательные традиции (глав. II, § 1). Наиболее эффективнымсредством нравственного воспитания молодого поколения в шведской инорвежской крестьянской семье считался труд.
Трудовое воспитание как частьпротестантской этики было прописано в Малом Катехизисе Лютера. Исходя изисточниковедческого анализа, отметим несомненное сходство между текстами«МалогоКатехизисаЛютера»и«Домостроя».Средипамятниковдревнерусской культуры, которые отражали нравственные и хозяйственные«уставы нашего быта», нет равных «Домострою» [82]. Главная добродетель, поДомострою, – труд физический и нравственный. Термин «труды праведные»имеет в этом памятнике широкое поле обозначаемых явлений.
Кроме общегоположения, к «трудам праведным» отнесены честное несение государевойслужбы, забота жены о доме, забота слуги о хозяйском интересе, воспитаниедетей. Труд в Домострое – не цель, но средство – средство молиться Богу ислужить ему в земной жизни. Поморы соблюдали эти заповеди и всоответствии с ними воспитывали детей [82, C. 30-56; 163, С. 295; 185, С.
256].По мнению исследователей Т.С. Буториной, Н.В. Голиковой, С.С.Щекиной основной целью крестьянского семейного воспитания являласьподготовка детей к труду. С.С. Щекина полагает, что приобщение детей ктруду происходило постепенно, от одной возрастной ступени к другой:ознакомительная (с 2-3 до 6-7 лет), формирующая (с 6-7 лет до 11-12 лет),192основная (с 11-12 до 14-16 лет). Для освоения норм поведения в трудепервостепенное значение имели пример и образец трудовой деятельностивзрослых [283].По мнению Т.С. Буториной, на Русском Севере значительную роль втрадициях женского воспитания играли идеи о ценности духовно-нравственныхкачеств личности. Поморский Север был богат женщинами, которые обладалине только миловидной внешностью, но и трудолюбием.
Их отличало такоеисключительное качество, как «чистоплотность даже до щепетильности».«Бедным крестьянам хлебородных местностей никогда не видать такойчистоты, в какой поморка содержит свой дом, детей и себя саму!» [44, С.49].Таким образом, подобные черты социокультурной среды на РусскомСевере, в Швеции и Норвегии способствовали созданию во многоманалогичной культурно-духовной ценностной основы в традициях женскоговоспитания,центральноеместосредикоторыхзанималитакиесмысложизненные вопросы, как нравственные качества личности, приоритетсемьи, уважительное отношение к старшим и благоговейное отношение кженщине.Н.Л.
Пушкарева, анализируя социальное положение русских женщин всемье, указывает на то, что адресатом многих церковных поучений была мать.(Интересно то, что древнерусские церковные законы не делали различий междупредставительницами сословий. Они были едиными для княгинь, боярынь,мелких собственниц земли, горожанок, ремесленниц, крестьянок). Роль материв укреплении семьи представлялась тогда определяющей, и на нее, как навоспитательницу нравственности, целомудренности и послушания, возлагалисьнадежды в семье [194, C.304-331].Уважительное отношение матери в русских, как и в скандинавскихтрадиционных семьях, было элементом нравственного воспитания и «народнойпедагогики»,основывавшихсяназакрепленныхобычаеммоделяхповседневного поведения, личного примера.
Девочки должны были видеть вматери образец для подражания. В свою очередь в старости матери могли193рассчитывать на внимание и заботу со стороны своих повзрослевших «чад».Если же дети не проявляли к матери должной заботы – на ее стороне и защитестояло общественное мнение и закон, предусматривавший наказывать детей,забывших свой долг по отношению к престарелой родительнице [207, С.457460].Важностьпоколения,материнскойдоминирующийшколыдовдвухформированиилетподрастающегоиндивидуальныйспособвоспитательного влияния на ребенка отражался в поморских пословицах: «Кудамать, туда и дитя»; «При солнышке тепло, а при матери – добро» [45, С.30 31]. «Мать, умей детей любить, чтоб их души не сгубить»; «Родная мать высокозамахивается, да не больно бьет» [194, С. 315].Таким образом, материнство на Руси, подобно Швеции и Норвегии,считалось и благом, и тяжелой обязанностью.
Православная церковь инародный обычай на протяжении веков формировали идеал женщины –многодетной матери и искусной хозяйки. Женщины в Поморье отдавали частьсвоего повседневного времени заботе о детях. В русской крестьянской семьевоспитание детей происходило во время труда и досуга. Особенности русскойсемейнойорганизациихарактеризовалисьбóльшейустойчивостьюмежпоколенных связей, чем в Швеции и Норвегии, что означало значительноевлияние старших женщин в доме (бабушек).
Они отчасти «брали на себявоспитательную функцию», что находило выражение в уважительном,внимательном и доверительном к ним отношении со стороны детей и внуков.«Педагогика матерей и бабушек» концентрировала в себе постулатыправославия и народные традиции, определявшие «норму поведения» междуродительницами и их «чадами».По мнению В.Б. Безгина, мать стремилась, прежде всего, передать дочериумение и навыки по ведению домашнего хозяйства. С детства русскаякрестьянская девочка была включена в напряженный трудовой ритм.
Трудовоеобучение в селе осуществлялось с учетом половозрастных особенностей.Русских девочек, как и девочек в традиционном крестьянском обществе194Швеции, Норвегии, обучали всему тому, что было необходимо уметь в быту.Трудолюбие высоко ценилось общественным мнением деревни. Оценкаодносельчанами девушки как работницы непременно учитывалась при выбореневесты. Если семья была многодетной, то старшие дети были обязаныприглядывать за своими младшими братьями и сестрами. Заменяя нянек, онидолжны были забавлять малюток, качать их в люльке, кормить кашей, поитьмолоком и давать соску. Малых детей, годовалых уже оставляли подприсмотром старшей сестры, даже если ей и было лет пять [14].При изучении историко-педагогического наследства на Русском Северенеобходимо обратить внимание на то, что в традиционном крестьянскомобществе главной целью воспитания девушек была подготовка к семейнойжизни на основе народных семейных традиций.
По мнению Т.С.Буториной,создание семьи было серьезным и ответственным шагом, к которому долгоготовились [45, С.46].Как показал анализ историко-педагогической литературы [14; 45; 161;193; 194], на селе общение молодежи носило узкотерриториальный характер.Досуговое общение, ухаживание как один из способов досвадебной обрядностиимели место на посиделках и вечеринках в зимнее время, на гуляньях – влетнее. Молодежь знакомилась и проводила время и в праздничные дни.Отмечается сдержанное поведение юношей и девушек во время праздников,гуляний и вечеринок. Вступление в интимные отношения до брака считалосьпозором.
Роль родителей в создании молодой семьи была велика. Родительскийвыбор был неоспорим, молодежи редко предоставлялась свобода выбора.Случались исключения из правил, когда родители, заметив взаимнуюсклонность детей друг к другу, могли вступать в переговоры. Передсватовством обычно выяснялось материальное положение семьи невесты,репутация семьи, рассматривались личные качества девушки (трудолюбие,смирение, целомудрие и др.).
Поэтому воспитание девочек в поморских семьяхбыло направленно на формирование традиционных хозяйственно-бытовыхумений необходимых для «кормилицы семьи» и навыков по уходу за ребенком.195Таким образом, практика женского воспитания в крестьянских семьях наРусскомСевереосуществляласьнаосновепринципаполовозрастнойдифференциации и имела общие черты ценностных традиций с народамиШвеции и Норвегии, таких как:включенность в трудовую деятельность вдовольно раннем возрасте в рамках семейного коллектива и осознаниеважности трудадля семейного производства, выработка в этой связидисциплины и ответственности, а также других типических женских умений инавыков в системе отношений «мать – дочь» (рукоделие, огородничество,ремесло, уход за малолетними и т.д.).Сравнительная характеристика ценностных традиций и установок в средешведского, норвежского, северо-русского крестьянства была бы неполной безрассмотрения образовательно-воспитательных тенденций в этих регионах.
Какпоказали научные исследования Т.А. Буториной, Н.В. Голиковой, М.А.Калининой, С.В. Заозерской, С.С. Щекиной и др.в силу специфическихсоциокультурных условий развития северных регионов женская половинакрестьянского населения получала в основном домашнее воспитание. Помнению Т.С. Буториной, образование, исторические знания и книжная культурабыли доступны русским крестьянкам за счет традиционного домашнегообучения, которое подкреплялось интересом к промысловой деятельности итрадициями духовной культуры [44, С.13]. С.В. Заозерская в диссертационномисследовании приводит данные о грамотности женщин Архангельскойгубернии.