Диссертация (1146825), страница 42
Текст из файла (страница 42)
Преобразования законодательной базы кардинальнымобразом изменили их социальный статус. На основе инициативных женскихгрупп,образовавшихсявXIXвеке,сформировалисьвлиятельныенациональные ассоциации. Их деятельность повлияла на формирование новыхценностных ориентаций всего женского населения Швеции в XIX в.,способствовала созданию условий для полноценной реализации шведскихженщин в обществе и в частной, домашней сфере в XX – XXI вв. (Шведская207федерация женщин, сложившаяся на основе Шведского спортивного союз;Либеральная Народная женская партия; Союз Домохозяек и др.).Дискуссии о социальной роли женщины в обществе и сопутствующих имправах, и обязанностях возникали под влиянием идей западноевропейскихфилософов О.РазвитиеКонта, Д.С.
Милля, Г. Спенсера, М. Уоллстонкрафт и др.философско-педагогическоймыслиШвецииXIXвекахарактеризовалось двумя основополагающими тенденциями. Одна отражаланациональные основы общинного и семейного воспитания. Ее сторонникиопределяли ядром ценностной иерархии личность в ее уникальности,индивидуальности, свободолюбии (Э.Г. Гейер, Ф. Бремер, Э.С.К. Кей и др.).Приоритетами для них являлись этические проблемы, прежде всего,гармоничное развитие женской личности, реализация идеи материнства,воспитание детей как главного предназначения женщины.
Вторая тенденцияразвития философско-педагогической мысли в Швеции XIX века была связанас распространением либеральных идей и зарождением феминистской теории,представители которой критиковали традиционную роль женщины в обществе(С. Адлеспарре, Л. Альмквист, Р. Оливеркруна, Л. Дальгрен, Э. Фриез, А.Х.Ретцзиус и др.). Главными положениями программы феминисток стали:доступность образования, свобода выбора профессии или карьеры и т.п.«Принцип личности» Э.Г. Гейера стал основополагающим исходнымфилософским принципом, который определил национальное самосознаниешведов на десятилетия, и даже столетия вперед.
Он означал свободное развитиеиндивидуальности, стремящейся к взаимодействию с другими людьми исовершенствованию природных способностей на благо шведского народа. Сизменениемценностнойшкалынапервыйпланвыдвинулсяновыйвоспитательный идеал – формирование характера ребенка в условиях любви иуважения к его личности со стороны воспитателей, педагогов, родителей.Именно созидание свободной, самостоятельной, творческой личности, помнению шведских педагогов, было возможно с помощью благотворноговлияниядомашнейобстановки.Семьяявляетсянеприкосновенным208фундаментом; основой жизни, в которой, по мнению Э.Г.
Гейера, «росткигосударства и гражданственности черпают силу и обретают надежду».Духовные ценности свободы, самореализации, самопознания, и дляженщин в том числе, обнаружили свою жизненную значимость в XIX-XX векахпотому, что соответствовали шведской этнической идентичности. Особенностинационального самосознания шведов складывались в условиях отсутствия встране крепостного права и наличия значительных масс лично свободныхкрестьян,которыевоспитывалисьвдухесвободолюбияиуважениянравственных начал. Воплощение нравственных принципов в практическойдеятельности было традиционно для шведского крестьянства.В ходе исследования для получения широкой и достоверной научнойкартины об укладе жизни крестьянской семьи, положении женщины втрадиционном обществе и воспитании девочек, помимо произведенийшведских философов, педагогов XIX-XX вв., в качестве первоисточников намибыли изучены законодательные акты о браке 1734, 1858 гг., шведскаяконституция – 1898г., архивные материалы (Landslagar – ист.
шведские законыстраны), женские журналы («Tidskrift för hemmet» (издается с 1859 г.),«PedagogiskTidskrift»(c1865г.)),культурно-историческиежурналы(«Fataburen», «Jämten», «Kalmar län»), «поучительная литература» для девочек,отрывки из дневников крестьян (которые вели, в основном, мужчины). Все этидокументы на языке оригинала позволили более детально проанализироватьуклад жизни шведского крестьянства и описать практику женского воспитанияв крестьянской семье Швеции XIX века, которая является малоизученной темойкак в шведской, так и отечественной научно-педагогической литературе.Рассмотрев условия возникновения протестантской этики в Швеции, мысделали вывод о том, что именно протестантская вера заложила принципверховенства индивидуума над коллективом, наделила свободного индивидачувством социальной ответственности и определила основы духовнонравственныхтрадицийженскоговоспитания,представленныхтакими209качествами характера, как честность, практичность, порядочность, трудолюбие,умеренность во всем.Главной ценностью в сознании шведских крестьян была семья.
Какуникальнаяобщностьлюдей,связанныхотношениямисупружества,родительства, совместного ведения хозяйства, она имела самое большоевлияние на формирование личности ребенка. В диссертации доказано, чтоуклад жизни семьи представлял собой воспитательную среду, в которойпротекало повседневное общение крестьянских детей. Национальный бытшведской крестьянской семьи характеризовался простотой, практичностью ибережливостью. Для поддержания натурального крестьянского хозяйства в XIXвеке требовались обширные практические навыки. Они передавались впроцессе совместной деятельности родителей и детей.
Между родителями идетьмигосподствовалдухсвятостипатриархальныхотношений.Висследуемый период в крестьянской семье существовала строгая иерархия:главой семьи считался отец. Авторитет отца был непререкаемым, чтоопределялось канонами религиозной протестантской этики как хозяина,кормильца и главы семьи; власть матери сводилась к ее нравственномуавторитету как родительницы и воспитательницы. Проанализировав в ходенашего исследования положение женщины в традиционном крестьянскомобществе, мы можем утверждать, что в общественном сознании шведов,несмотря на многочисленные правовые ограничения и табу в отношениипредставительниц «крестьянского сословия», признавалась их значительнаясоциальная роль. На основе обобщения правовых актов и систематизациинаучно-исследовательских фактов, в диссертации подтверждена выдвинутаягипотеза о том, что в традиционном крестьянском обществе шведская женщинаявлялась «именно той сильной женщиной», которой был присущ статусактивной и самостоятельной личности.
Своеобразие ценностных традицийженского воспитания в Швеции заключалось в наличии такого феномена, как«двойное лидерство» в крестьянской семье, который сложился благодаряэкономическому вкладу женщины в «семейный бюджет»; ее нравственному210авторитету в женском сообществе, среди родственников и наемных служащих;ведущей роли в воспитании своих и приемных детей и др.Эгалитарные отношения между супругами в крестьянской семье ШвецииXIXвека,высокийстатусженщины,определяемыйеесоциально-воспитательной и производственной функцией в домашнем хозяйстве иземледельческих работах, обусловили преемственность активной общественнойпозиции шведских женщин, возрастание их влияния и расширение социальнозначимойдеятельностивразличныхсферахобщества:педагогике,предпринимательстве, культуре, политике – тенденциях, получивших развитиев XX - XXI веках.Представленный в диссертации анализ сравнения традиций женскоговоспитания в русской, шведской, норвежской крестьянской семье XIX векадоказал актуальность данного исследования.
В контексте взаимодействиягосударств Баренцева Евро-Арктического региона, являющегося севернойверсиейобщеевропейскогоинтеграционногопроцесса,представляетсянаиболее значимым исследование роли женщины в обществе на современномэтапе развития. Интерпретация тех изменений, которые происходят сегодня вовзглядах женщин, их социальном статусе, была бы невозможна безтеоретическогоанализаэтнокультурных(национальных)обычаевиценностных традиций женского воспитания, которые фокусируют набормоделейповедениякак«своеобразнуюэстафету»,обеспечивающуюпреемственную связь поколений.Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов изучаемойпроблемы и может служить теоретической базой для историко-педагогическогоизучения ряда вопросов, требующих дальнейшего научного осмысления, такихкак: анализ содержания педагогической подготовки в женских образовательныхзаведениях; характеристика женской составляющей в системе календарнойобрядовой практики; изучение различных аспектов женского творчества втрадиционной культуре; трансформация социального статуса мужчин иженщин,опосредованнаяисторико-педагогическимопытом.Всвете211расширения международного сотрудничества стран на Севере Европы темы«женского», «женщины», ее вклада в духовно-нравственное, гармоничноеразвитие общества с точки зрения этнической культуры и педагогическогонаследия России в сравнении со Швецией, Норвегией, Финляндией могут статьпредметом для дальнейшего самостоятельного научного исследования.Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могутслужить основой для разработки программ спецкурсов по проблемам историиженского образования в Швеции и России, сравнительного изученияпедагогических проблем в странах Северной Европы.
Материалы исследованиябудут востребованы при анализе специфических особенностей и общихтенденций развития женского воспитания и образования народов в рамкахсеверного измерения с целью расширения культурного сотрудничества,углубления взаимопонимания и установления «общей идентичности международами на Севере Европы».212Список использованной литературы:1. Абаза, В.
А. Посольство в Швецию в 1873 году. (Отрывок из воспоминаний)[Текст] / В. А. Абаза // Исторический вестник. – 1887. – Т. 28, № 5. – С. 316–334.2. Ананьин, С. А. Очерки по педагогике средней школы: Образовательныеидеалы нашего времени [Текст] / C.А. Ананьин // Журнал Министерстванародного просвещения. – 1914.
- №1. – С. 56 – 93.3. Андерзен, С. Вера[Текст] /- помеха или помощь в христиаском образовании?Свеча - 99 [Текст] : сб. науч. и метод. ст. по религиоведению икультурологии / [Отв. ред. Е. И. Аринин]; Помор. гос. ун-т им. М. В.Ломоносова. - Архангельск : Изд-во Помор. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова,1999. — Вып. 1 : Экология духа. – C. 13 - 29.4. Андерсон, И. История Швеции [Текст] / Пер. с шведск. Н.
А. Каринцева;под ред. и с предисловием Я. Я. Зутиса. — М.: Издательство иностраннойлитературы, 1951. — 409 с.5. Аннерс, Э. История европейского права [Текст] / Эрик Аннерс ; [пер. сошвед.]. – Москва : Наука, 1994. – 394, [1] с. : ил.6. Аргунова, Г. А. Формирование духовно – нравственных ценностныхориентаций подрастающего поколения на морально – этических традицияхадыгов.
Дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.Карачаевск, 2005. – 195.7. Арцимович, А. В. Задачи и условия народных школ в Швеции : Из путевыхзаметок о поездке на Стокгольм. выставку 1897 г. Анны ВикторовныАрцимович : [Cообщ. сдел. на общ. собр.чл. О –ва поощрения жен. Проф.образования 13 – го января 1898 г.]. – Санкт – Петербург : М. С. Скребницкая,1898. – 23, [2] c.8. Ассонов, В. Высшие народные школы в Швеции / В. Ассонов // Народнаяшкола. – 1873. - № 7.
– С. 65 – 68.9. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии[Текст] / Н. А. Асташова // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 8–13.21310. Ахмадиева, Р. М. Этнокультурные традиции как ресурс оптимизациипедагогических функций современной семьи : автореферат диссертации ...кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Казанский. государственныйуниверситет культуры и искусств. – Казань, 2006.