Диссертация (1146564), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Постепенно связь «желтойугрозы» с китайцами лишается своей актуальности, перестает упоминатьсянациональная принадлежность «желтых» врагов. Внешний конфликт с Японией вкомиксе был, таким образом, представлен как логическое следствие внутреннегоконфликта, исторически возникшего в эмигрантской среде начала ХХ века. Длямассового сознания подобный переход или перенос был самоочевидным. Есливначале мы видели персонифицированную «желтую угрозу» в лице главарейкитайской мафии, то к 1940 году ни о каких конкретных злодеях речи нет – надАмерикой нависает угроза войны, китаец уже ничем не отличается от японца.Внешность врагов искажена, все индивидуальные отличия стерты, онипревращаются в безликую массу.
Это могли быть антропоморфные существа склыками и когтями, «нелюди». За японцами закрепились обидные прозвища:113Rohmer, S. The Mystery of Fu Manchu / S. Rohmer. - London: Methuen. British Title, 1913.114The Clones of Fu Manchu and Sumuru, 2005.URL: http://www.njedge.net/~knapp/clones.htm137«желтые обезьяны», «грязные желтые черти», «маленькие желтые собачки» и т.д.,отсылающие к их «нечеловеческому» происхождению.
На рисунке (Приложение1, рисунок 22) мы видим, как Бэтмэн сражается с многочисленными китайцами,над которыми возвышается их главный повелитель – зеленый идол.Иным было конструирование образа врага-немца. В отличие от безликих,зооморфных японцев, в комиксах изображается несколько типажей нацистов. Водном варианте это грубые и жестокие военные. Немецкого офицера можноотличить по моноклю и шраму на щеке. Иконография так же, как и в случае«желтой угрозы», заимствуется из более ранних комиксов, где таким же образомизображался криминальный преступник.
Монокль маркировал персонажа какзлодея, здесь естественным образом осуществляется переход к новому типу врага,но привычный для читателя образ.Другой тип – это глупый толстяк, карикатурный персонаж, победитькоторого супергерою не трудно. И опять же иконография заимствуется из болееранних комиксов комического плана.Но чаще нацисты изображались как самые обычные люди, например,работники радиостанций, заводов или ученики колледжей, посланные, какговорится в комиксе, нацистскими диктаторами для пропаганды их идей.
Нарисунке №16 они избивают американского школьника вдесятером против одного,но их внешность не выдает в них злодеев, черты не искажены и не обезображены.Таким образом, если ненависть к японцам была тотальным явлением, то кнемцам применялся более дифференцированный подход.В комиксах о Лиге Справедливости бритоголовые верзилы, «серыерубашки», пропагандируют фашистский режим – например, выступают передрабочими детроитского автомобильного завода (Приложение 1, рисунок 23).
Ихглавная задача, как объясняется в комиксах, саботаж нормальной работыамериканской промышленности. Комиксы пытаются показать читателю, что заубедительной речью агитаторов скрываются преступные намерения противамериканской нации. На рисунке читатель визуально оказывается в толпе,слушающей пропаганду фашизма и таким образом ощущает на себе действие138пропаганды. На следующей картинке ракурс меняется, теперь читатель состороны «серых рубашек» смотрит на толпу и видит лицо возражающегомужчины.
В конце концов, читатель понимает, что фашисты собираютсярасправиться со смельчаком и убеждается в правильности слов последнего о том,что фашисты против свободы личности (читай: американской демократии).Читатель оказывается на стороне супергероя Флэша, который хочет помочьмужчине постоять за себя против «серых рубашек».Если «желтая угроза» – это враг, не вызывающий никаких сомнений, образфашиста или немца-фашиста, напротив, специально конструируется. Примеромпоследнего может послужить обложка выпуска «All Stars Comics #24»(Приложение 1, рисунок 24).
Здесь читатель оказывается в роли зрителя вкинотеатре, где демонстрируется изображение четырех всадников Апокалипсиса вобразе немцев: германского варвара, Фредерика Великого, кайзера Вильгельма II иАдольфа Гитлера. Подпись к картинке гласит «Это наш враг!». Зритель наблюдаетза тем, как супергерои на балконе и американские военные в партере знакомятся сврагом: они смотрят кино, и одно это дистанцирует зрителей от реальной угрозы.К тому же немцы показаны как персонажи христианской мифологии – всадникиАпокалипсиса, что еще больше отдаляет их от повседневной реальности.Искусственность конструирования образа нациста в рассмотренном комикселишний раз подчеркивает зазор между врагом-японцем и врагом-немцем.Немецкие нацисты показаны как люди, агитирующие за диктаторский режим, ноне как «плохая нация». Врагом объявляется фашизм как идеология.
В комиксах тои дело подчеркивается разница между нацистами и обычными немцами,живущими в Германии. В комиксах часто встречается уважение к немцам. Один изсупергероев издательства Marvel, сам будучи немцем, борется напрямую сГитлером.Германияфашистскомурежиму.показанаКапитанкакстрана,Америкаизнутриназываетсопротивляющаясянемцев-иммигрантов«хорошими ребятами». Сами немцы заявляют о себе со страниц комиксов,например, так: «Я немецкого происхождения, да! Но я и хороший американский139гражданин!»115. Любопытно, что хорошие иммигранты-немцы тем самымпротивопоставлялись «наследникам» «плохих» (в условиях фикциональногопространства комикса) китайских иммигрантов начала XX в.
– японцам,объединенным под общим названием «желтая угроза». Можно предположить, чтов этом факте проявляется особое отношение США к европейской культуре. Странав эти годы стремилась преодолеть культурную изоляцию, утвердить своиевропейские корни.Комиксы о супергероях, как многие другие американские средства массовойинформации, постоянно транслировали идею о ключевой роли США в войне.Если супергерои Великой депрессии символизировали надежду на лучшую жизнь,а в период войны они персонифицировали всю американскую нацию – участникавоенных действий, то после войны они становятся символом победы США ввойне.
Таким образом, агитируя против идеологии нацизма, США формируютобраз расового врага и культивирует идею расизма. Получается интереснаяконструкция: идеологический враг в лице СССР не присутствует в комиксах,коммунизм почти никогда не упоминается, зато фашизм объявляется вражескойидеологией прежде всего потому, что в планах фашистов – завоевание Америки, азначит, они являются прямой угрозой независимости страны и американскойдемократии. Идеология нацизма, против которой выступает прямая пропаганда,подспудно развивает и популяризирует идеологию расизма, что также нагляднопредставлено и в колониальной тематике комиксов.Образ США как империи в комиксахПомимо преодоления последствий Великой депрессии, восстановлениядоверия власти и военной пропаганды, комиксы были наполнены еще однимтипом идеологического содержания.
Еще в 1920-х основой внешней политикиСоединенных Штатов было стремление занять вместо Англии положениеполитического центра мира, что требовало полного переустройства системы115Captain America Comics #5. NY.: Marvel, 1941.140международных отношений на основе создания глобального баланса сил великихдержав под эгидой Вашингтона116. Со времен Первой мировой воны СШАпреодолевали «изоляционизм», который к середине века превратился в довольномаргинальное политическое явление.Внешняя политика преодоления «изоляционизма» не просто выводила СШАна мировую политическую арену как серьезного в экономическом и политическомплане игрока, но и как новую колониальную империю. И хотя в середине ХХ векаколониальная система была близка к кризису, а после Второй мировой войныпрекратила свое существование в старом виде, для США в 1930 – 1940-х важнобыло обозначить зоны политического и экономического влияния.
Напомним, чтопосле Второй мировой войны произошел решающий слом колониальной системы(в 1947 обрела независимость Индия, в 1960 еще целый ряд африканскихвладений). Но до той поры у историков есть все основания утверждать, что СШАпроводила колониальную политику в отношении островов Тихого океана (такназываемыеМалыетихоокеанскиеострова;островНавасса,СеверныеМарианские острова, Гуам, Восточное Самоа и другие) и Атлантического океана(АмериканскиеВиргинскиеИмпериалистическаяидеологияострова,СШАКарибскийвXXвекебассейнсталаидр.)предметоммногочисленных постколониальных исследований, начало которых положилаизвестная книга Эдварда Саида «Ориентализм: западные концепции Востока»(1978). Не претендуя на широкие обобщения, ниже мы лишь очертим теидеологические модели, которые задействовались в комиксах указанного периода.Пропаганда, поддерживающая политику империализма, развивалась по двумосновным направлениям:1) легитимизация колониального строя;2) преодоление изоляционизма путем символической преемственности отгреко-римской цивилизации.116Мельтюхов М.