Диссертация (1146462), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Оп. 1. Д. 356. Л. 5.354Список членов Нарвской эстонской группы конституционно-демократической партии по состоянию на 8 апреля1906 г. // ГА РФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 356. Л. 1.355Сестрорецкий комитет конституционно-демократической партии – в Санкт-Петербургский комитет, 16 апреля1906 г. // ГА РФ. Ф. 523. Оп. 1.
Д. 357. Л. 3; П.Н. Прохоров – в ЦК конституционно-демократической партии, 27октября 1906 г. // ГА РФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 358. Л. 1.84численности кадетских организаций на территории столичного региона. Исходя из имеющихсяданных, численность губернских кадетских групп (без учета Санкт-Петербурга) в начальныйпериод методом экстраполяции можно определить в 1-1,5 тыс. человек.***Рассмотрев историю становления кадетской партийной организации в столичномрегионе, отметим, что организационно оформившись в столице в ноябре 1905 г.,конституционно-демократическаягруппаприступилакинтенсивномупартийномустроительству в городе и губернии. Петербургское отделение ЦК и городской комитет исозданные ими различные комиссии, клубы и органы печати развернули в 1905–1907 г.активную деятельность по пропаганде программы партии и привлечению новых членов, что вомногом обусловило успех партии на выборах в I и II Государственную Думы.Кадетам удалось создать в столице крупную организацию с развитой внутреннейструктурой,основаннойнаразделении функций,чтопозволяловестиболее-менеепланомерную работу.
Большинство городских и уездных организаций Санкт-Петербургскойгубернии представляли собой немногочисленные организации без постоянной структуры,функционировавшие в основном в период предвыборных кампаний в качестве партийныхизбирательных комитетов.Положенный в основу организации принцип децентрализация привел на практике ктому, что районы и уезды оказались совершенно автономными единицами. Роспуск I Думы ипоследовавшее за ним подписание Выборгского воззвания, политика правительства позапрещению членства в партии разного рода государственных служащих подорвали усилиякадетов по организации партии в регионе. В результате многие предпочли открытому членствутайное сочувствие.1.2.
Конституционно-демократическая партия на выборах в I и II Государственные думыв столичном регионеВыборы в I Государственную думу стали для большинства населения Российскойимперии первым опытом участия в политической жизни страны. Как известно, первыепарламентские выборы в России не были прямыми и всеобщими. Избиратели четырех курий(землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей) по отдельности выбираливыборщиков – своего рода уполномоченных, которым они делегировали право выбиратьнепосредственно депутатов Государственной думы. На практике только для двух первых курий85выборы были двухступенчатыми: для рабочих они были трехступенчатыми, а для крестьян –даже четырехступенчатыми356. Даже в столице насчитывалось всего 146 тыс.
избирателей, т.е.около 10% всего населения357. Они должны были избрать шесть депутатов. Город был разделенна 12 избирательных участков, совпадавших территориально с полицейскими частями.После издания избирательного закона 11 декабря руководство конституционнодемократической партии приняло решение сконцентрировать свою деятельность на подготовкевыборов в Государственную думу.
На II съезде в январе 1906 г. кадетское руководствоотказалось от лозунга созыва Учредительного собрания и призвало избирателей активноучаствовать в выборах в Государственную думу – «направить само революционное движение врусло парламентской борьбы»358. П.Н. Милюков подчеркивал: «Для нас укрепление привычексвободной политической жизни есть способ не продолжать революцию, а прекратить её»359.Предвыборная комиссия при городском комитете во главе с Е.И.
Кедриным занималасьустройством собраний и осуществляла сбор денег на нужды избирательной кампании360. Онаже должна была распределять докладчиков на многочисленные собрания. Главным силам –П.Н. Милюкову, Ф.И. Родичеву, В.Д. Набокову, М.М. Винаверу – за один вечер приходилосьвыступать на нескольких собраниях. Районные бюро занимались такими текущими вопросами,как рассылка литературы, печать и распространение агитационных плакатов, работа спотенциальнымэлекторатом.Так,активистырайонныхиподрайонныхкомитетовВасилеостровской части и Петроградской стороны занимались поквартирным обходомизбирателей – выясняли их политические пристрастия и вербовали новых членов.Регистрировались не только вступившие в партию, но и сочувствующие.Для формирования кадетского списка кандидатов в выборщики городской комитетустроил тройной плебисцит.
Один список был составлен самим комитетом, другой –районными комитетами. Опросные листы были разосланы и рядовым членам партии – онидолжны были выбрать из предложенных списков лучших, по их мнению, кандидатов. Крометого, можно было вписать свои кандидатуры – лиц, не значащихся в списках. Городскойкомитет осуществил подсчёт голосов и составил итоговый список выборщиков361. Их356Именной высочайший указ, данный Правительствующему сенату об изменении Положения о выборах вГосударственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений [11 декабря 1905 г.] // ПСЗ-3 СПб., 1908.
Т.XXV. Отд. 1. С. 877-881. № 27029.357Хроника // Русь. 1906. 19 февраля.358Доклад П.Н. Милюкова на вечернем заседании 5 января 1906 г. // Съезды и конференции… М., 1997. Т. 1. С. 65.359Милюков П.Н. Основные задачи момента // Год борьбы. Публицистическая хроника.
1905–1906 гг. СПб., 1907.С. 164.360Протокол заседания Санкт-Петербургского [городского] комитета конституционно-демократической партии 28ноября 1905 г. // ГА РФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 333. Л. 5. Часть собранных сумм районные комитеты оставляли на своирасходы (аренда помещений, заработная плата служащих, печать воззваний и т. д.), а большая часть денегпередавалась в городской комитет.361Протокол заседания [Санкт-Петербургского городского] комитета 17 февраля 1906 г. // ГА РФ. Ф. 523. Оп. 1.
Д.333. Л. 15об.86социальный состав подтвердил репутацию кадетов как партии интеллектуалов: из 160выборщиков, например, 3 академика и 26 профессоров и лишь 1 рабочий и 4 крестьянина362.Аналогично определялись партийные кандидаты в депутаты. Сохранилось письмопредставителей Московской районной группы, в котором они выступали с критикой техникипроведения плебисцита: по их мнению, при отправке опросных бланков по почте былавероятность того, что они будут «нечаянно или умышленно утрачены» или же будутфальсифицированы (правда, в письме не указано, кем именно: работниками почты или приподсчете голосов городским комитетом). Несмотря на возможность вписать фамилиипотенциальных кандидатов самостоятельно, авторы письма недоумевали, почему в списокгородского комитета изначально не вошли П.Н.
Милюков, И.И. Петрункевич и П.Б. Струве363.С 9 по 12 февраля 1906 г. в столице были проведены специальные партийные курсы дляподготовки агитаторов под руководством А.В. Тырковой и А.С. Ломшакова по образцу ужепроводившихся в Москве364. Градоначальник В.Ф. фон дер Лауниц запретил проведениезанятий в помещении партии в Тенишевском училище. Организаторы вынуждены былипользоваться частными квартирами, поэтому пришлось ограничить число участников(предполагалось изначально от 200 до 300 участников, в том числе представители Вологодской,Псковской, Новгородской и Олонецкой губерний). На курсах выступали с докладами лидерыпартии: П.Н. Милюков рассказал о существующих партиях и их тактике по отношению ккадетам; Г.Ф.
Шершеневич и А.А. Кауфман – об аграрном вопросе; М.И. Фридман – офинансовой политике правительства, а П.Б. Струве – о рабочем вопросе365.Предвыборные собрания, как и устная агитация вообще, играла на выборах в I Думубольшую роль. «Митинговая игра всех увлекала новизной, кипеньем слов и мыслей, небывалойеще формой общения со знакомыми, полузнакомыми, совсем незнакомыми людьми» – таковабыла атмосфера первой избирательной гонки366. Широкий масштаб предвыборная агитация встолице приобрела лишь после снятия градоначальником 22 января 1906 г. запрета напроведение митингов и собраний367. Городские власти до этого допускали только «совещания овыборах»: предвыборные собрания самих избирателей или выборщиков.
Подобные собраниямогли проводиться только в рамках одного района, а их участниками могли быть толькожители этого района, обладающие избирательным правом.362Выборщики по г. Санкт-Петербургу // ВПНС. 1906. № 5. Стб. 270-273.А.Д. Бродский, В.Г. Вальтер, А.А. Фаусек – в Санкт-Петербургский городской комитет, 5 марта 1906 г. // ГАРФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 333.
Л. 23-23об.364Дроздов С.В. Московская организация кадетов в годы первой российской революции: Дисс. ... канд. ист. наук.М., 1997. С. 56, 58, 61-62.365Санкт-Петербургская группа // ВПНС. 1906. №1. Стб. 33.366Тыркова-Вильямс А.В. На путях к свободе. М., 2007. С.
238.367От Санкт-Петербургского градоначальника // Русь. 1906. 22 января.36387На предвыборных собраниях, организованных кадетской партией, разъясняласьизбирательнаяплатформапартииикритиковалисьполитическиепротивники.Конституционные демократы охотно посещали предвыборные собрания других партий,появление же политических оппонентов на кадетских собраниях носило эпизодическийхарактер. Депутат I Государственной думы В.Д. Набоков даже заметил по этому поводу:«Ораторы справа почти всегда блистали своим отсутствием, но в тех редких случаях, когда онипоказывались, им приходилось надевать маску беспартийности и сражаться с намиаргументами, взятыми на поддержание у крайних левых.
Обыкновенно, аудитория с большейчуткостью распознавала фальсификацию и тем суровее относилась к их автору. С открытымзабралом <…> не выступал ни разу никто»368. А.В. Тыркова видела причину слабой активностиправых на столичных предвыборных собраниях в отсутствии у них ярких ораторов, «тойпросвещенной питательной среды», которая, по ее мнению, окружала, например, кадетскуюпартию369.Левые партии – сторонники бойкота выборов в Государственную думу осуществляли накадетских собраниях соответствующую агитацию.
По воспоминаниям А.В. Тырковой, напредвыборные собрания, организованные кадетами, «социал-демократы приходили кучкой,усаживались вместе и восклицаниями, вопросами, то насмешливыми, то негодующими,перебивали ораторов», стремясь «вызвать беспорядок и в зале, и в умах, обостритьпротиворечия».