Диссертация (1146462), страница 19
Текст из файла (страница 19)
В двух веках… С. 238.203Позже он с иронией вспоминал, что наибольший ущерб был нанесен его пенсне (Милюков П.Н.Воспоминания… Т. 1. С. 282-283).204Витуховская-Каупалла М.А. Указ. соч. С. 107; Протокол допроса присяжного поверенного О.О. Грузенберга //ГА РФ. ДП ОО. 1906. Д. 1288.
Л. 10.205Помощник начальника Санкт-Петербургского охранного отделения – директору Департамента полиции. Б. д. //Там же. Л. 7.54подверглись бы их сочлены, если бы позволили себе акт насилия»206. Сведений о дальнейшемрасследовании преступления нам обнаружить не удалось. П.Н. Милюков от правительственнойохраны отказался, и его безопасность обеспечивали студенты-кадеты.
И.В. Гессен отказался отуслуг и тех, и других: «неприятно было чувствовать за собою подозрительного "огромногодядю" (ведь Департамент полиции сам был близок к погромщикам), держащего правую руку вкармане, в котором лежит браунинг, а постоянное присутствие студентов, в ожидании моеговыхода, так стесняло и нервировало, что я не мог работать и сосредоточить свою мысль»207.Против подписавших Выборгское воззвание началось уголовное и административноепреследование. Депутаты-кадеты, гласные Петербургской городской думы М.И. Петрункевич иЕ.И. Кедрин как привлеченные к судебной ответственности по ст.
129 Уголовного Уложения за«участие в распространение Выборгского воззвания» были устранены от участия в заседанияхПетербургской городской думы до окончания судебного процесса208.Новый удар последовал после вышеупомянутого циркуляра председателя Советаминистров П.А. Столыпина 14 сентября 1906 г.
Началось административное давление накадетов-государственных служащих. Начальником Военно-юридической академии генераллейтенантом В.О. Басковым по инициативе Главного военного прокурора генерал-лейтенантаВ.П. Павлова было предложено Д.Д. Гримму выйти из кадетской партии, но тот предпочелпрекратить чтение лекций в академии209. В материалахфонда попечителя Санкт-Петербургского учебного округа сохранилось дело об отстранении от преподавания в ПервойСанкт-Петербургской гимназии Б.Г. Кнатца за отказ выйти из партии, мотивированный тем, чтопоследний не считал кадетов «противоправительственной» партией. Впоследствии попечителембыло отклонено ходатайство правления артели кассирш, продавщиц и бухгалтеров о допускетого же Б.Г.
Кнатца к исполнению обязанностей заведующего счетоводными курсами при этойартели210. Впрочем, многие из формально покинувших партию из-за столыпинского циркулярафактически сохраняли с ней связь. Например, один столичный чиновник просил исключить егоиз официальных списков партии, однако, «симпатизируя по-прежнему партии», продолжать«осведомлять об ее жизни, присылать повестки на собрания» и даже планировал принятьучастие в плебисците кадетских кандидатов в депутаты II Государственной думы211.206[Собственноручная приписка П.А.
Столыпина на письме П.Н. Милюкова] // ГА РФ. ДП ОО. 1906. Д. 1288. Л. 2.Гессен И.В. В двух веках… С. 238.208Преследования депутатов после роспуска Государственной думы // ВПНС. 1906. № 31-32. Стб. 1668.209Санкт-Петербургская группа // Там же. Стб. 1678.210Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа – директору 1-й Санкт-Петербургской гимназии, 2 ноября1908 г. // ЦГИА СПб.
Ф. 139. Оп. 1. Д. 10188. Л. 51; Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа – вУчебный отдел Министерства торговли и промышленности, 25 ноября 1908 г. // Там же. Л. 56.211Очерк деятельности Санкт-Петербургской городской группы партии народной свободы. Период с 1-го октября1906 по 1-е ноября 1907 г. / Сост. Д.[Д].
Протопопов. СПб., 1908. С. 7.20755Из-за невозможности проведения более-менее многочисленных собраний районныекомитеты с осени 1906 г. активно практикуют такую полуконспиративную форму партийнойжизни как разделение своего района не только на подрайоны, но и на группы по 10-15 человек,проживающих по соседству.
Заведующий группой «десятский» проводил собрания у себя наквартире, совершал обходы группы, снабжал ее литературой, собирал членские взносы ипожертвования212.Огромное значение для партийного строительства кадетов имело дело о легализациипартии, т.е. о регистрации партийного устава. Выборгское воззвание сделало ее невозможной.Отказывая партии под разными предлогами в легализации, правительство стремилось этимослабить ее деятельность, особенно в предвыборное время213. Под предлогом, что212Санкт-Петербургская городская группа // ВПНС.
1906. № 35. Стб. 1828.Регистрировать откорректированный на III съезде устав решено было именно в столице. 22 марта члены ЦКС.А. Муромцев и В.Д. Набоков посетили министра внутренних дел П.Н. Дурново с ходатайством об отсрочкерегистрации устава до третьего съезда партии. Однако, в отсрочке было отказано.
28 марта на имя С.А. Муромцевапришло сообщение за подписью вице-директора Департамента общих дел МВД А.Д. Арбузова о том, что главаМВД признал возможным продлить срок для утверждения устава партии до шести недель со дня обнародования«Временных правил» и разрешил проведение партийного съезда в апреле (А.Д. Арбузов – С.А. Муромцеву, 28марта 1906 г. // ГА РФ. Ф. 579. Оп. 1. Д. 606. Л.
1). Согласно Временным правилам 12 марта 1906 г., городское поделам об обществах присутствие обязано рассмотреть проект устава в течение месяца со дня подачиградоначальнику соответствующего заявления. Срок этот истек в мае 1906 г., но, как известно, устав не былзарегистрирован по той причине, что присутствие по делам об обществах в Петербурге просто не было образовано,а градоначальник обратился в Сенат за разъяснениями, кто должен его возглавить: он или председатель столичногопо городским делам присутствия.
Между тем в некоторых губерниях начались преследования губернаторами иполицией кадетских партийных учреждений на том основании, что они не легализованы. В ответ на эти репрессиипредседатель ЦК П.Д. Долгоруков подал жалобу министру внутренних дел П.А. Столыпину, который, признав, чтопартия действовала по закону и легализация ее учреждений задерживается не по ее вине, циркулярно сообщил обэтом в мае 1906 г. всем губернаторам и предложил рассматривать учреждения партии как легально существующиевплоть до окончания дела о регистрации ее устава, предоставленного санкт-петербургскому градоначальникулицами, подписавшими устав, в установленный срок (Записка А.А.
Корнилова о незаконности привлечения кответственности отдельных членов местных комитетов конституционно-демократической партии по 124-й статьеУголовного уложения // ГАРФ. Ф. 579. Оп. 1. Д. 601. Л. 1). Устав был рассмотрен только 1 сентября, причемкадетам в регистрации было отказано вследствие «неопределенности целей партии народной свободы» и разныхмелких формальных недостатков устава вроде неуказанного адреса ЦК и т. п.
Сами кадеты считали создавшуюсязадержку в рассмотрении искусственной (Напр.: Гессен И.В. В двух веках… С. 236). В это же время в прессепоявились публикации, объяснявшие отказ в легализации кадетской партии и проведении очередного съезда«революционными целями», которые она преследовала (Санкт-Петербург, 3 сентября // Россия. 1906.
3 сентября;Санкт-Петербург, 6 сентября // Россия. 1906. 6 сентября; Среди газет и журналов // Новое время. 1906. 6 сентября).Два месяца спустя точно также отказано было в регистрации устава и партии мирного обновления, но уже потому,что «преследуемые ею цели угрожают общественному спокойствию» (См.: Гессен И.В. В двух веках… С. 236). 12сентября градоначальнику был представлен исправленный устав. Он пролежал в присутствии без движения четырес половиной месяца, пока 30 января 1907 г. в регистрации его было отказано – в числе лиц, подписавших его, былибывшие члены Государственной думы, привлеченные к суду по делу о Выборгском воззвании.
В тот же день назаседании ЦК был заслушан доклад И.В. Гессена «О легализации» и было решено «исправить недостатки иподписать тем, кто не привлечен по ст. 129» (Заседание ЦК 30 января 1907 г. // Протоколы ЦентральногоКомитета... Т. 1. М., 1994. С. 169). Устав был переделан и внесен вновь без «нежелательных» подписей.Последовало новое рассмотрение дела и новый отказ в регистрации (не указано, какими способами будетдостигаться цель, поставленная партией: «утверждение государственного строя российской монархии наконституционных и демократических началах») (Записка А.А. Корнилова о незаконности привлечения кответственности отдельных членов местных комитетов конституционно-демократической партии по 124-й статьеУголовного уложения // ГАРФ.
Ф. 579. Оп. 1. Д. 601. Л. 2). Член ЦК А.И. Каминка назвал данный отказ«симптоматическим» с точки зрения отношения министерства ко II Думе и подчеркнул, что оно не можетпримириться ни с какой серьезной оппозицией, так как любая оппозиция воспринимается им как революционная(Каминка А. И. Отказ в легализации партии // ВНС. 1907. № 10. Стб. 667).21356нелегализованным обществам и союзам не могут быть разрешены съезды и собрания, властистесняли партию в выборе средств предвыборной агитации.Весной1907г.началсяупадокпартийнойдеятельности.Окончаниевторойизбирательной кампании вновь поставило перед столичным партийным руководством задачусохранения организации и поиска доступных и эффективных форм деятельности, к которойможно привлечь максимальное число рядовых членов партии в условиях административныхпритеснений и отсутствия легализации.Периодически проводились обыски и аресты среди членов партии.
Так, в ночь с 15 на 16марта 1907 г. состоялся обыск у члена кадетской университетской фракции М.А. Зельманова,однако ничего «политически явно предосудительного» обнаружено не было214.Секретарь городского комитета Д.Д. Протопопов в письме председателю МосковскогоОтделения ЦК Н.М. Кишкину от 28 марта 1907 года в качестве одной из главных причинослабления партийной деятельности указывал на «осознание, что теперь предстоит работаупорная, затяжная, требующая деятельного напряжения энергии, и значит затраты денежныхсредств. Теперь нужно придумать новые "дела", которыми можно бы заинтересовать людей иискать новых людей»215.Опыт агитационной деятельности студенческого актива во время избирательныхкампаний было решено использовать для постоянной пропаганды идей партии.
6 апреля 1907 г.на собрании членов студенческой фракции член ЦК Д.И. Шаховской сделал доклад: «Осодействии студенческой фракции партии народной свободы распространению партийнойлитературы в широких слоях населения», в котором выразил надежду «при помощи учащейсямолодёжи развить партийную агитацию как в среде рабочих, среди которых уже наблюдаютсясторонники партии, так и среди крестьян»216.
В том же месяце им был создан при столичнойстуденческой фракции кружок по распространению литературы с целью «ознакомленияшироких слоев населения с основами политической и общественной мысли и привлечения масск сознательному участию в политической жизни страны»217. Членам кружка удалось наладитьпродажу партийной литературы, не прекращавшуюся даже во время каникул.На базе кружка для студентов были устроены очередные агитационные курсы. Видныепартийные лидеры выступали с лекциями по истории партии, её доктрине и тактике, какнапример, член городского и Центрального Комитета П.Б. Струве с темой «Идеологиякадетской партии», председатель городского комитета В.Д.