Диссертация (1146433), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Утверждена ПрезидентомРоссийской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. Официальный сайтМинистерства иностранных дел Российской Федерации. Электронный ресурс [URL]:http://archive.mid.ru//bdomp/nssndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f (Дата последнего обращения 18.08.2015).69Иванов И. С. Основные направления работы МИД РФ по развитию культурных связейРоссии с зарубежными странами // Дипломатический вестник.
2001. № 5. С. 56-61;Основные направления политики Российской Федерации в сфере международногокультурно-гуманитарного сотрудничества [Электронный ресурс]: УтвержденыПрезидентом РФ 18.12.2010. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=130289;req=doc; ПостановлениеПравительства РФ от 12.01.1995 № 22 «Об основных направлениях культурногосотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами» // СобраниеЗаконодательства РФ. 1995. № 4.
Ст. 293; Тезисы «Внешняя культурная политика России– год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4 (апрель). С. 74-86.49- отстаивание приоритетов страны в решении глобальных проблемчеловечества, включая: формирование нового мироустройства, верховенствоправавмеждународныхбезопасности,отношениях,международноеукреплениеэкономическоеимеждународнойэкологическоесотрудничество, международное гуманитарное сотрудничество и правачеловека,информационноесопровождениевнешнеполитическойдеятельности;- учет региональных приоритетов;- участие в формировании и реализации внешней политики страны вцелом.Как указывают Н. М.
Боголюбова и Ю. В. Николаева, «основная цельвнешней культурной политики – популяризация собственной культуры вмире,нотакжеонанаправленанапрямоеилиопосредованноепредоставление своим гражданам широких возможностей для знакомства ссовременными достижениями в области науки, культуры и образованиядругих стран. Это обстоятельство предполагает, что одним из центральныхэлементов эффективной внешней культурной политики должна статьмаксимальная открытость и толерантность к представителям других культур,готовность к межкультурному диалогу»70.Это положение согласуется и со взглядом исследователя проблеммеждународной журналистики кандидата политических наук С.
Б. Никонова,который считает, что глобализация в сфере информации – это открытость71.Экономика России на современном этапе являющаяся рыночной,предоставляет возможность проводить гибкую внешнюю культурнуюполитикугосударства.Сложнееобстоитделосидеологическойсоставляющей: единого взгляда на совокупность принципов, норм и правилопределяющих, устанавливающих и регулирующих отношения внутри сферы70Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В.
Выработка определения внешней культурнойполитики в современном научном дискурсе. Грамота, 2012. № 4 (18): в 2-х ч. Ч. I. - C. 2526.71Подробнее см.: Никонов С.Б. Глобализация и СМИ. – СПб.: Роза мира, 2006. – 186 с.50общественного производства и потребления в России нет. Более того, самослово «идеология» часто употребляется как нечто отрицательное, мешающееразвитию общества. Поэтому идеологические сами по себе лозунги(«веротерпимость», «толерантность», «народность», «патриотизм» и др.) недоходят до сознания широких народных масс.
Идеология в России частопредставляет собой политику господствующей элиты, обобщенную долозунгов и призывов. Это в определенной мере делает направленностьвнешнего культурного обмена рыхлой, неконкретной и малоэффективной.Существуют и другие идеологические подходы к организации иосуществлению внешней культурной политики. Возьмем для примераКитайскую Народную Республику. Китай – страна с самой развитой в мирекультурой. Но одновременно в стране господствует коммунистическаяидеология, которая предусматривает классовый подход к осуществлениювнешней политики в целом и культурной внешней политики в частности. Обэтом свидетельствует, например, новая концепция внешнеполитическойпропаганды, которая опирается не только на марксистские догмы, но и напрагматические наработки последних лет, связанные с реформами ДэнСяопина.
В китайской концепции внешнеполитической пропаганды четкоопределены цели и задачи, а также методы и конкретные приемыформирования позитивного имиджа КНР за рубежом, распространениядостижений науки, культуры и образования в стране.Монополия коммунистической идеологии, существовавшая во временаСоветского Союза, сменилась в России бумом различных идеологическихдоктрин и концепций, наиболее устойчивыми из которых оказалиськоммунистическое направление, национально-патриотическое и либеральнодемократическое. Коммунистическое направление в настоящее времяявляется в России непоследовательным, приближающимся к социалдемократическому (признание частной собственности на орудия труда исредства производства, практический отказ от воинствующего атеизма,провозглашение норм правовой государственности и проч.). Два других51течения в той или иной мере нашли свое отражение в ряде государственныхпрограмм и приоритетов.Однакоруководящиедокументыопределяютлишьвнешнююгосударственную политику России, не затрагивая сути культурного обмена,проводимого гражданским обществом.ВТурецкойРеспубликеобщепринятыйтермин«публичнаядипломатия», хоть и несет оттенок американской «Демократии и публичнойдипломатии», но имеет свою специфику.Яркий пример: Д.
А. Медведев, в то время президент России, подписалраспоряжение «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имениА. М. Горчакова». Этот фонд начал серьезно развивать деловые контакты саналогичными организациями в Турецкой Республике.Во время массовых протестов в Турции в последние годы турецкиеСМИ стали все больше акцентировать внимание на том факте, что многие«оранжевые» и прочие революции сделаны по единому сценарию и вполневписываютсявамериканскоепонятие«демократииипубличнойдипломатии».В докторской диссертации Н.
А. Цветковой «Публичная дипломатиякак инструмент идеологической и политической экспансии США в мире,1914 – 2014 гг.» выделяются следующие факторы, вызвавшие новый витоквнимания со стороны правительств, различных негосударственных акторов иэкспертов к программам в области образования, культуры и информации,определяемым термином «публичная дипломатия»:- признание всеми государствами того факта, что умелое и активноеиспользованиепрограммпубличнойдипломатииможетобеспечитьреализацию таких политических и экономических задач, как расширениесферы влияния, поиск рынков сбыта, повышение престижа страны и т.
п.;-бурноеразвитиеинформационныхтехнологийввидераспространения Интернета, что послужило толчком для развития нового52метода влияния на зарубежное общество через активных интернет-блогерови пользователей социальных сетей;- широкое распространение новых научных концепций в данной сфере,которые приобрели популярность не только в академическом сообществе, нои среди политиков, журналистов и различных специалистов. Новыеконцепции о «мягкой силе», бренде нации и стратегической коммуникациистали основой для обобщения и переосмысления исторического опытареализации публичной (культурной) дипломатии, а также для дискуссий оразвитии современной публичной дипломатии разных стран;- идеологическая война, которая развернулась между США иисламским фундаментализмом в странах Ближнего Востока после известныхсобытий 2001 г.
Вашингтон вернул программы публичной дипломатии вактив внешней политики для расширения влияния и улучшения своегоимиджа в данном регионе.Как следствие, отмечает автор, в течение последних десяти-пятнадцатилет публичная дипломатия снова стала актуальным инструментом внешнейполитики и актуальной темой для научной дискуссии72.По мнению Н.А.
Цветковой, «в 2000-е гг. правительство США сталоактивноиспользоватьпубличнуюдипломатиюдляведенияновойидеологической войны против исламского фундаментализма в странахБлижнего Востока. Кроме этого, правительство США стало использоватьИнтернет и социальные сети в качестве нового инструмента публичнойдипломатии.Появилась«цифроваядипломатия»,котораяактивноприменялась в странах Ближнего Востока и способствовала «арабскойвесне».
Кроме этого, события 2014 г., связанные с ситуацией вокруг Украиныи Исламского государства Ирака и Леванта, послужили толчком для новогопересмотра всей системы публичной дипломатии в сторону возврата кпрактике «холодной войны»: возрождение Информационного агентства72Цветкова Н.А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политическойэкспансии США в мире, 1914 – 2014 гг. -Автореф. дисс. на соиск… докт.
ист. наук. –СПб., СПбГУ, 2015, С.3-4.53США в виде Агентства международных коммуникаций, пропаганды иидеологической войны»73.Итак, публичная дипломатия США — это правительственныймеханизм, нацеленный на реализацию внешнеполитических задач США ивключающийвсебятакие информационные проекты(пропаганда);образовательные и культурные обмены и проекты в сети Интернет (цифроваядипломатия США).Внешнеполитические задачи, как правило, бывают либо конкретнымии осуществляются в намеченные правительством сроки, либо теоретическидостижимымис«открытыми»сроками(развалСССР,например).Американский подход к публичной дипломатии в наши дни воспринятмногими странами.При анализе внешней культурной политики США Г.
Ю. Филимонов всвоей кандидатской диссертации «Внешняя культурная политика США каккомпонент “мягкой силы”»74, опирается на постулаты Дж. Ная-младшего75,сформулированные в 1990 году и развитые им в дальнейшем. Он, вчастности, пишет: «Напомним, что Най разделяет мощь государства на двекрупных составляющих: т.н. “жесткую силу” («hard power») и “мягкую силу”(«soft power»). Под “жесткой силой” Дж. Най имеет в виду совокупнуюполитическую, экономическую и финансовую мощь, а “мягкая сила”характеризуется тремя основными компонентами: культурой, политическойидеологией и внешней политикой.«Мягкая сила» — это понуждение других хотеть результатов, которыевы хотели бы получить».