Диссертаци (1146415), страница 30
Текст из файла (страница 30)
В. Образование Русского централизованногогосударства ... С. 503 – 504 ; Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе ...С. 64.; Круглова Т.В. Церковьи духовенство в социальной структуре Псковской феодальной республики. С. 7; Мацуки Ейзо. Избрание и поставлениеВасилия Калики на новгородское владычество в 1330 – 1331 гг. //Великий Новгород в истории средневековой Европы.М., 1999. С. 207 – 217; Валеров А.В.Новгород и Псков. С. 247-251; Соколов Р.А.
Русская церковь во второй половинеXIII-первой половине XIV в.СПб., 2010. С. 165-168.572110новгородским книжником»575. Исследовательпредположил,чтоцельюпсковскогопосольства, поддержанного Гедимином и литовскими князьями, являлось не открытиеновой кафедры, а утверждение на новгородском архиепископстве своего ставленника,которым являлся Арсений576. А.Е.Мусин подчеркнул, что «современникам были хорошоизвестны все трудности перекройки епархиальных границ, которой препятствовали нормыцерковного права»577.Рассматривая второй вопрос Н.И.Костомаров писал, что в 1331 г.
установился союзмежду Гедимином и жителями Волховской столицы578. В.С.Борзаковский отметил, что«сам Новгород принял к себе князя из литовской руки»579 и тем самым установил связь сВеликим княжеством Литовским580. А.Е.Пресняков писал о том, что после событий 1331 г.в Волховской столице начала формироваться «литовская» партия, «тянувшая кзападнорусскому, литовскому политическому центру»581. И. П. Шаскольский, А.А.Горский,Мацуки Ейзо обратили внимание на то, что договоренности, достигнутые представителямиВолховской столицы и Гедимином, положили начало традиции охраны литовскимикнязьями пограничных новгородских крепостей582.
В историографии есть мнение о том, чтожители Новгорода стремились укрепить связи с Великим княжеством Литовским, поэтомузапланировали по дороге во Владимир Волынский остановиться у Гедимина дляпереговоров с ним о возможном союзе. Результатом этих переговоров стал договор опредоставлении «в корм» Нариманту Гедиминовичу части новгородских пригородов. Ачтобы скрыть от Ивана Калиты действия новгородцев и не вызвать конфликт с Москвой,была придумана версия о «пленении» Василия Калики и его свиты.583Касаясь вопроса о новгородско-псковских церковных взаимоотношениях, напомним:в 1331 г.
Александр Михайлович Тверской только что вернулся в Псков из Литвы.Летописные данные не дают возможности определить точнее дату возвращения князя, повидимому, это произошло незадолго до отправления посольства на Волынь, а, может быть,575Мусин А.Е. Церковь и горожане Средневекового Пскова. С. 277.Там же.577Там же.578Костомаров Н.И. Исторические монографии и следования. Т. 7. С.
267.579Борзаковский В.С.История Тверского княжества. С. 258.580Там же.581Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. С. 142.582Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю... С. 142 ; Горский А.А.Русские земли вXIII-XIV вв. М., 1996. С. 47-50; Мацуки Ейзо. Избрание и поставление Василия Калики ... С. 212.583Борисов Н.С.Политика Московских князей...С. 289-290; Мацуки Ейзо. Избрание и поставление Василия Калики ...С. 212 ; Валеров А.В.Новгород и Псков.
С. 248.576111стало одной из причин этого посольства.Принятие через полтора года беглогокнязя, лишенного своей «отчины», то есть Тверского стола, еще и отлученного от церкви –акт абсолютно самостоятельный, свидетельствующий о зрелости псковской общины,стремившейся к независимости как в организации внутреннего управления, так и впроведении внешней политики; в условиях христианского средневекового общества неординарный.
Отправив посольство к Феогносту, псковичи также проявили себя каксамостоятельная община. Поэтому, возможно, одним из вопросов, с которым онисобирались обратиться к митрополиту и собору епископов, была просьба о принятии влоно церкви отлученного Александра Михайловича. Вторым вопросом, вопреки мнениюА.Е.Мусина, было открытие самостоятельной епископской кафедры.
Во-первых, у нас нетданных, подтверждающих предположение исследователя, поэтому мы не видим основанийне доверять летописцу, во-вторых, еще в Правилах митрополита Иоанна, написанных вначале XI в., содержится положение: «Иже оучастить епископью свою по земли тои, пачекде многъ народъ и людие и гради о немже се тщание и попечение и намъ любезно мнитьсясе быти; боязньно же; но обаче и первому столнику рускому изволиться и сбору странывсея тоя невъзбранно да будеть»584. Правила Иоанна были включены уже в первоначальныйсостав древнерусской Кормчей книги585.
Современники их хорошо знали. Считаем, чтоопираясь на положение правил митрополита Иоанна, псковская община решила добиватьсяоткрытия собственной кафедры, что указывает на ее зрелость как самостоятельнойцерковной общины, на ее самоопределение как независимой городовой общины. Второйраз жители Пскова предпримут попытку учреждения своей епархии только в 1463 г., приподдержке Великого князя Московского, но также безрезультатно586.Преследовать такие амбициозные цели, как снятие Феогностом церковногоотлучения с князя Александра Михайловича и учреждение новой епископии, в одиночкужители Пскова не могли, им необходим был покровитель, обладающий властью иавторитетом, способный обеспечить поддержку и защиту.
В той исторической ситуации этомог быть либо Великий князь Владимирский, либо Великий князь Литовский – поддержкаодного из них подтвердила бы перед митрополитом претензии псковичей на получениестатуса самостоятельной церковной общины. Псковская городовая община опиралась на584Памятники древнерусского канонического права // РИБ. Т. 6. Ч. 1. СПб., 1880. Стб.
19. № 32.Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. С. 165.586ПЛ. Вып. 2. С. 157, 159.585112поддержку Литвы, поэтому во ВладимирВолынскийприехали«пословеизъПлескова от князя Александра, и от Гидимена послове, и от всех князии литовьскых»587.Также отметим, что вопрос о крещении Литвы для Гедимина был средством политическогоманеврирования. В 1323 – 1324 гг. он активно проводил кампанию, направленную наукрепление связей с Римским папой588. Однако в состав Великого княжества Литовскоговходили русские земли, и постепенно среди литовцев, прежде всего, князей и ихприближенных, распространялось православие.
Все это способствовало тому, что Гедиминстал предпринимать попытки открыть у себя собственную православную митрополию, чтоудалось сделать в 1317 г. Литовским митрополитом стал Филофей. Митрополия включала всебя только две епископии – Полоцкую и Туровскую. Она, правда, существовала недолго:после смертиФилофея, около1330 г., митрополит Феогност,который являлсяпоследовательным сторонником сохранения единства митрополии Киевской и всея Русикак части Византийской ойкумены, настаивая на том, что в Литве мало христиан и потомуона не может быть самостоятельной церковной единицей, добился ее упразднения589.
НоГедимин продолжал предпринимать попытки восстановления литовской митрополии.В связи с тем, что в 1330 г. борьба рижан с Орденом закончилась победойпоследнего, союз Риги с Литвой расстроился. Гедимину же необходимо было укрепитьпозиции в Прибалтийском регионе, чтобы продолжать союзные отношения с Псковом, атакже обеспечить себе поддержку со стороны православного населения тех земель,которые входили в Великое княжество Литовское. Борьба с рыцарями позволяла Великомукнязю Литовскому позиционировать себя как защитника православия. Все это должнобыло способствовать укреплению авторитета Гедимина.
Поэтому стремление псковичейобособиться от Новгорода в области церковного управления встретило поддержку состороны Великого князя Литовского, стремившегося сохранить и упрочить позиции Литвыв этом вопросе. К тому же «свой» псковский епископ в будущем мог поддержатьпритязания Гедимина на открытие литовской митрополии. Полагаем, что в качестве587ПСРЛ. Т. 3. С. 342.Антонович В.Б. Монографии по истории западной и юго-западной России.
Т. 1. С. 64; Рамм Б.Я.Папство и Русь в XXV веках. С. 194-198, 201-203; Беляев И.Д.Очерк истории Северо-Западного края. С. 78-79; Гудавичюс Э. ИсторияЛитвы ...С. 113589Любавский М.К. Очерк истории литовско-русского государства ... С. 56 – 58. ; Пресняков А.Е.. Лекции по русскойистории. Т. 2. Вып. 1. С. 56 – 58; Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. С. 313 – 314.; Пашуто В.Т.Образование Литовского государства. С. 389 – 390; Керов В.Л. Литва: от православия к католицизму (XIII-XV вв.) //Конгресс Международной комиссии по сравнительной истории церкви.
Христианство в Центрально-Восточной Европеи его связи с Западом и Востоком. Люблин, 2-6 сентября. 1996. М., 1996. С. 12.588113аргумента в пользу открытия отдельной отНовгородскогоархиепископствавладычной кафедры литовский правитель и псковичи могли привести тот факт, чтораспространениюправославиявВеликомкняжествеЛитовскомспособствоваламиссионерская деятельность приглашенных из Пскова священников. А созданиеПсковского епископства, как отмечал митрополит Макарий, благоприятствовало бымиссионерской деятельности в Литве590. Поэтому в 1331 г. к митрополиту Феогносту наВолынь было отправлено представительное посольство от Гедимина.
В записях Феогностаоб избрании и поставлении русских епископов наряду с Василием в качестве кандидатовупомянуты иеромонах Арсений и архимандрит Лаврентий591. С.Роуэлл, а вслед за нимМацуки Ейзо, А.В.Валеров, Р.А.Соколов и А.Е.Мусин отождествляют иеромонаха Арсенияс псковским кандидатом в епископы592.Посольство новгородцев к митрополиту Феогносту было также значительным: излетописей известно, что, помимо кандидата в архиепископы Василия Калики, на Волыньотправились Кузьма Твердиславич, Варфоломей Оставьев и отряд охраны593.Жители Новгорода хотели избрания нового архиепископа и нашли полнуюподдержку со стороны митрополита Феогноста.