Диссертация (1146322), страница 48
Текст из файла (страница 48)
Многострадальная пора [с илл. автора. С. 39] // Тамже. №6. С. 28–42.396Мордвинов И. П. Тихий уголок. (Из путевых заметок) // Отдых христианина. 1905.№10. С. 54–61. — Рассказ, вероятно, освещает собственную поездку И. П. Мордвинова наПсковщину с посещением погоста Зареченье, а также его интерес к собиранию историческихматериалов о каменных церковных крестах. В рассказе тесно сплелись впечатления автора оместном образовании, об обществе трезвости Зареченья, и о просвещении в провинции.397Мордвинов И. П.
1) Тихвинское сиденье (I-III) // Отдых христианина. 1905. №2. С. 52–71; 2) Тихвинское сиденье (VII-IX) // Там же. №11. С. 84–106.392213видении Юрыша, историю осады Тихвина и прочие подробностидоступным для широкой публики языком. Во многом данная работа посодержанию перекликается с его более поздними сочинениями «Шведскоеразоренье в Тихвиние» и «Тихвин и Столбово»398. Вероятно, этот рассказстал наброском к написанному им докладу для народного чтения, а затемиспользовался при подготовке книг.На примере брошюр серии «Библиотека “Трезвой жизни”» можнопроследить, чем отличалось творчество И.
П. Мордвинова от творчествадругих авторов, писавших на тему трезвости. Это были Н. Смоленский,Н. Денисюк,П. А. Миртов,Ф. Н. Родченко,Б. Никонов,протоиерейС. Остроумов, и другие. В тонких книжках помещались художественныепроизведения, как правило, в одном выпуске был только один рассказ.Часто работы других авторов носили подчеркнуто назидательный, а иногдаи морализаторский оттенок. В их ряду рассказы И. П. Мордвиновадействительно выделялись. Во-первых, их достоинство — ненавязчивостьпередачи читателям антиалкогольных идей, во-вторых, сюжеты, к которымтрудно оставаться равнодушным399.
В его художественных произведенияхне было статистики, он открыто не призывал людей избавиться от вреднойпривычки пьянства благодаря помощи Церкви, и его автобиографичныерассказы оказывались близки простым людям, так как И. П. Мордвиновруководствовался примерами из жизни. Факты, числа и сводки опреступлениях, приводившиеся в других брошюрах «Библиотеки “Трезвойжизни”, на наш взгляд, уступали в образности мордвиновским сочинениям.С ними сравнимы лишь некоторые произведения других авторов,публиковавшихся в этой серии изданий, к примеру, — М. Горева.
Его очеркМордвинов И. П. 1) Шведское разоренье в Тихвине. Народное чтение в память 300летия осады Тихвина шведами 1613–1913. СПб., 1913; 2) Тихвин и Столбово в 1609–1617 г. Ктрехсотлетию мирного договора, заключенного в Столбове 17 февраля 1617 года. Тихвин, 1917.399См., напр.: [Мордвинов И. П.] Чудиха. Рассказ И. М. СПб., 1914. — (Библиотека«Трезвой жизни». №195 — В указателе собственной литературы И. П.
Мордвинов упомянулэтот рассказ как вышедший в журнале «Трезвая жизнь» в 1905 г. Потому относим его также кчислу прочих «мордвиновских» произведений, выдержавших переиздание (СПбИИ РАН. Ф. 89.Оп. 1. Д. 84. Л. 21).398214«Писатель»400 по сюжету напоминает «Власть вина» И. П. Мордвинова401. Вобоих случаях пьянство главы семейства губит всю семью.В грустном рассказе И. П. Мордвинова «Звериная кровь» (1911 г.)402повествуется о дружбе девочки, выступавшей в цирке, и льва. Мэри частоизбивал пьяный отец, владелец цирка. В одну из ночей он смертельнопокалечил ее.
Умирая, девочка пришла в клетку ко льву. Все, пришедшиеутром, решили, что зверем, убившим Мэри, был именно лев. Моральрассказа в том, что человек, выпивая, стирает грани между звериным исознательным поведением.Еще один рассказ, где от пьянства страдает ребенок, — «Кошмарнаяночь. Быль о непорочной ручке» 403 (он вышел в первом выпуске серииброшюр «Библиотека трезвенника», в 1912 г.).
Это леденящая душу историяо том, как пьяные мужики убили восьмилетнего мальчика, племянникаодного из действующих лиц. Рука непорочного ребенка-мученика поместному поверью помогла бы им усыплять соседей и безнаказанновороватьихимущество.(Отдаленнотакаяисториясубийствомнеповинного ребенка-родственника перекликается с небольшим сюжетомиз очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова).И. П. Мордвиновтакжевыстраиваетлиниюповествованияосудебном преследовании, отображающем порочное мышление людей,склонных из-за нелегкой жизни к воровству и к сокрытию участниковубийства. На данном примере автор постарался изобразить в пределаходной волости масштабное бедствие целой страны — алкоголизм,влияющий на распространение иных пороков.
Вполне вызывает доверие,что крестьяне, после чтения либо слушания на литературном вечереСм.: Горев М. Писатель. Очерк. СПб., 1910. — (Библиотека «Трезвой жизни». №199).[Мордвинов И. П.] Власть вина (Правдивая история одного семейства). СПб., 1914. —(Библиотека «Трезвой жизни». №205). — Этот рассказ был написано ранее и неоднократнопереиздавался. В 1907 г. вышел сборник, см.: [Мордвинов И. П.] Власть вина.
[Рассказы]. 2-е изд.СПб., 1907. — (Библиотека «Трезвой жизни»).402См.: Мордвинов И. П. Звериная кровь. СПб., 1911. — (Библиотека «Трезвой жизни».№221).403См.: Мордвинов И. П. Кошмарная ночь. Быль о непорочной ручке. СПб., 1912.400401215подобных произведений, могли лучше и быстрее усвоить необходимостьтрезвого образа жизни.Рассказ позволяет судить также, что именно отсутствие должногопросвещения в деревне, предрассудки, лень и желание получать все легкимпутем способны привести к трагедии.
Что первично – необразованность ипраздность, — или алкоголизм — в данном случае вопрос риторический,ибо одно бесконечно порождает другое (и наоборот) в «мордвиновских»произведениях. У И. П. Мордвинова подобные по сюжету рассказыпоявлялись и ранее, например, «Конец Тальянки» 404.Во второй брошюре серии «Библиотека трезвенника» вышел рассказ«Проклятый дар»405, переведенный с французского языка и адаптированныйИ.
П. Мордвиновым. В нем фигурирует молодой человек, успешныйархитектор, которому от отца, страдавшего алкоголизмом, передалосьпсихическое расстройство, приведшее его к совершению неумышленногоубийства в момент помутнения сознания. Узнав о том, что он убилчеловека, герой рассказа в итоге застрелил себя из револьвера, который внужный момент оказался в кармане. Этот сюжет был искусственнопересажен на русскую почву.
И. П. Мордвинов использует его с благойцелью объяснить возможность серьезного влияния алкоголизма на здоровьепотомков пьющих людей. В некоторых своих работах он проявлялприверженность научным данным, в том числе взятым из статистики опоследствиях употребления алкоголя.В 1913 г. напечатан курьезный короткий рассказ И.
П. Мордвинова«Помешательство»406 о том, как в немецкой колонии пастор-трезвенник,однажды в лечебных целях принял пунш и в итоге спился. Он постояннотребовал у своей экономки горячей воды будто бы для бритья, а не дляприготовления напитка, чтобы сохранить свой порок в тайне. Это и былопринято экономкой за его помешательство.
Данный рассказ условно можноМордвинов И. П. Конец Тальянки // Вестник трезвости. 1897. №44. С. 10–16.См.: Мордвинов И. П. Проклятый дар. (Переделка с французского). СПб., 1912.406См.: Мордвинов И. П. Помешательство. СПб., 1913.404405216отнести к комическим произведениям И. П. Мордвинова.
Однако в нем нетедкой сатиры, а, скорее, грустная ирония.На примере «Помешательства» и рассказа «Проклятый дар» замечаем,что И. П. Мордвинов, как и в своих научно-популярных статьях,использовал в художественных произведениях зарубежный опыт борьбы спьянством, доводя до публики нехитрую идею, что спиться может инемецкий пастор, и русский мужик. Правда, в рассказе «Дух и буква» автор,приводя анекдот, пишет: «Это чтобы нам самим себя не оскорбить» 407.Такая фраза, возможно, характеризует и его личный подход к творчеству —несмотря на любой используемый сюжет, его волновало все-таки состояниеименно русской души, а не иностранной.Между тем, И. П. Мордвинов подспудно расширял кругозор своейчитательской аудитории, перед которой тот или иной драматический иликомический сюжет, связанный с алкоголем, разворачивался на фоне необязательно хорошо знакомой российскому обывателю повседневнойобстановки, но на фоне нового и мало известного окружения.
Однако этоотнюдь не осложняло понимание людьми повествования, благодаря егопростому и доходчивому языку, а диалоги героев придавали ему особуюдинамику — читаются они на одном дыхании.Педагогический характер творчества И. П. Мордвинова наиболеепроявилсявегохудожественныхрассказах«Чудиха»,«Бобки»,«Обманщица», «Кирпичи», «Рычки» и прочих 408. Он показывает в нихжизнь детей и взрослых из народа и объясняет, какие обстоятельства вдетстве влияют на формирование личности будущего взрослого человека.
В«Обманщице» он повествует о том, как народный учитель можетнеоднозначно407С. 2.воздействоватьнакрестьян.АвторпредвосхищаетМордвинов И. П. Дух и буква. СПб., 1911. — (Библиотека «Трезвой жизни». №138).См.: Мордвинов И. П. 1) Рычки (Миниатюра) // Север. 1902. №6 (10 февр.). С. 167–172;2) Бобки. Рассказ // Север. 1902. №24 (16 июня). С.
749–756; 3) Обманщица. Деревенскаякартинка. [Рассказ] // Север 1902. №36 (8 сент.). С. 1133–1138; 4) Кирпичи (Миниатюра) // Север.1902. №40 (6 окт.). С. 1259–1262; 5) Чудиха // Трезвая жизнь. 1905. №5. С. 1–5; И. М. [МордвиновИ. П.] Чудиха. Рассказ. СПб., 1914. — (Библиотека «Трезвой жизни». №195).408217революционные события и дает понять, что далеко не все в делепросвещения народа продумано: даже учитель не в силах предугадать, чтомалограмотный крестьянин, побывав на его уроке, все равно будетспособен на жестокость по отношению к беззащитной старухе.Часть его рассказов относится к философской и социальной тематике,как например, «Друзья человечества» 409, или «Красивое безобразие»410.
Вних поднимается вопрос о нравственных ценностях и о служенииобщественным и личным интересам.Будучи сознательным педагогом, создавая подборки стихов, пьес ирассказов для тематических литературных вечеров, И. П. Мордвиновобязательноучитывалхарактербудущейаудиториимероприятия.Безусловно, он считал, что такие вечера полезны для людей разноговозраста и происхождения, но прекрасно осознавал, что дети и взрослыевоспринимают литературный материал по-разному.ОсобыйинтереспредставляеткнигаИ. П. Мордвинова«Какустраивать в семье и школе елки, праздники и юбилеи?», где он, по сути,рассказывал о методике организации семейных праздников и литературныхвстреч.