Диссертация (1146322), страница 51
Текст из файла (страница 51)
Изредка И. П. Мордвинов писал стихи о природе:лиричное описание зимнего сельского пейзажа он привел в стихотворении«Морозное утро» 461.Время от времени, под воздействием жизненных обстоятельств,интерес И. П. Мордвинова к написанию стихов снижался. В 1911 г. он,между прочим, отметил: «Сам задумал было по-старому погубошитьрифмами, да что-то не вытанцовывается. Постарел, устал, озяб… Жалкопрошлого»462.Поэзия И. П. Мордвинова была не менее автобиографичной, чем егопроза, что вполне объяснимо. Стихи нередко лучше способны передатьпереживанияавтораобстоятельств,иотразитьнежелипроза,просветительскимцелям,радивоздействиеаприорикоторыхонананегопризваннаяобычножизненныхслужитьсоздаваласьИ.
П. Мордвиновым.Общие настроения его поэзии перекликаются с содержаниемдневников463. Он практически каждый день, если позволяли время и силы,Там же. С. 8–10, 14, 15, 17–19, 21–22.Мордвинов И. П. Я дверь свою и окна затворяю… Стих // Север. 1902. №19 (12 мая).С. 595–596.460Мордвинов И. П. Стихотворения. С.
13.461Мордвинов И. П. Морозное утро. Стих // Север. 1902. №51 (22 дек.). С. 1619–1620.462ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 95.463См.: Там же. Д. 1–14.458459227делился с бумагой сокровенными мыслями. Довольно часто настрой егобыл пессимистическим, порой до неоправданной крайности. Вероятно, нанего оказывало влияние общее физическое состояние. Крепким здоровьемИ.
П. Мордвинов не отличался, к тому же, несколько заключений, в томчисле в Венденской тюрьме, также наложили свой отпечаток. Влияла нанего и окружающая повседневность, а также слухи, получаемые им изстолицы об общем положении российских дел, огорчавшие и вводившие вдепрессию впечатлительного и ранимого И. П. Мордвинова. Поэтомунередко прорывался наружу его саркастический настрой, предвидениегорького будущего страны. Все это в его трезвенных и педагогическихработах маскировалось под ожидание светлого будущего и оптимизм, приусловии, что истинные энтузиасты в конце концов объединятся в своихусилиях по распространению просвещения, организации культурной жизнина местах, в распространении среди народа знаний и любви к истории.Таким образом, вполне заметен контраст между ожиданиямиИ.
П. Мордвинова от действительности и тем, что он наблюдал ичувствовал в реальности каждый день — и призвание он видел в том, чтобы«свет любви бескорыстной нести <…> в мир ничтожных забот»464.Конечно, он осознавал двоякость и неровность своего отношения к жизни,что также выражал в стихах: «Верь, что искренен и чист /И в насмешке, и впризыве /Сеятель-идеалист на родной великой ниве»; «Если я пою уныло/Об утрате юной силы, /О труде моем бесплодном, /О бездействиихолодном, — /Верь, я искренен тогда /В отрицаньях и проклятьях,Изнемогший от труда /И изверившийся в братьях» 465.Вполне возможно, что пессимизм разрастался в душе народногодеятеля по причине того, что ему нелегко было найти поддержку средилюдей. И.
П. Мордвинов писал: «И пошел один я далее, все дале. /Ночь всебеспросветней, все трудней идти… /Долго шел, нет солнца. /Ноги уж464465Мордвинов И. П. Подвиг // Мордвинов И. П. Стихотворения. С. 1.Мордвинов И. П. Мои мотивы // Мордвинов И. П. Стихотворения. С. 3.228устали, И бессильный пал я на своем пути» 466. Возможно, егосамокритичность не всегда позволяла ему должным образом оценить себя исостоявшиеся достижения.
Он отмечал однажды в дневнике: «Оказалось,меня именуют “монахом” (очевидно, в связи с его интересом кмонастырским документам и истории края. — Е. С.). Веселов утверждает,что я — самый популярный человек в уезде, везде меня знают, если нелично, то по имени <…>, а я не знал» (11 ноября 1920 г.) 467. Впрочем,критика была для него одной из важных составляющих общения людьми, вкоторых он не терпел нечестности и глупости.
Деятельного, но при этомскромного во мнении о себе и требовательного к окружающимИ. П. Мордвинова наиболее красноречиво характеризуют многочисленныепубликацииирукописи,самоеглавноеподтверждениеегоподвижнического трудолюбия.Просветительская деятельность И. П. Мордвинова неотъемлема отпроводившейся им научной историко-краеведческой, библиографической иэкспедиционной работы. И, точно также, она имела разностороннийхарактер благодаря тому, что И.
П. Мордвинов, будучи цельной личностью,применял в педагогике антиалкогольные идеи и результаты краеведческихизысканий. К наиболее важным средствам обучения он относил наглядныепособия. Помимо школьной практики, он активно применял их в музейновыставочной деятельности. В дальнейшем накопленные им во времяорганизации выставок Музея местной старины навыки пригодились вПетрограде, в разработке учебных курсов и преподавании для взрослых ипри подготовке учебного музея Института внешкольного образования.Таким образом, И. П. Мордвинов оттачивал педагогическое мастерство,обучая людей самых разных возрастов и уровня подготовки, при этомориентируясь прежде всего на представителей из народа. Это влияло на его466467Мордвинов И.
П. Ноль // Мордвинов И. П. Стихотворения. С. 5.ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 7. Л. 131.229отношениекученикам:(индивидуального)подходаонвбылсторонникомобразованиииличностногоподдерживалидеюобщедоступности обучения, что актуально и в настоящее время.Как и итоги научных изысканий, И. П. Мордвинов часто публиковалсвои педагогические и антиалкогольные методические разработки. (Однаконе следует говорить о методологии, так как он был более практиком,нежели последовательным теоретиком в педагогике). Его труды опиралисьна опыт работы в народных школах, предназначались как для детскогочтения, так и для семейного, а также для специалистов.В области трезвенной пропаганды И. П. Мордвинов сотрудничал сАНОТ — крупнейшим обществом трезвости его дней. Еще ранее вЛифляндской губернии он сам был инициатором создания Валкскогообщества трезвости, причем, несмотря на то, что подобные организациимоглислужитьИ.
П. Мордвинова,прикрытиемочевидно,политическойприверженностьдеятельности,трезвеннымдляидеямвпоследствии стала довлеющим фактором, определившим его участие вантиалкогольном просвещении. Наиболее показательна в этом плане работав редакции АНОТ, в частности, в журнале «Трезвая жизнь», где регулярнопечаталисьстатьиИ. П.
Мордвинова.Еготрезвенныеброшюрынеоднократно переиздавались АНОТ, что позволяет судить об ихпопулярности среди читателей и об успешности деятельности Общества вцелом. Выставочная антиалкогольная работа АНОТ также привлекалавнимание ученого, опыт которой он, судя по всему, применил в Тихвинскомуезде.Беллетристика И. П. Мордвинова — показательное явление в областиантиалкогольной литературы. Помимо этого, в целях педагогическоговоздействия он писал нравоучительные рассказы и стихи.
На фоне многихдругих литераторов, рядом с которыми И. П. Мордвинов публиковался визданияхАНОТ, онвыделялся живостью языка идоступностьюповествования. При этом в его рассказах отсутствовало ярко выраженное230морализаторство, свойственное произведениям иных авторов. Сюжетычасто строились на его личном опыте и нередко демонстрировалисоциальные проблемы (помимо алкоголизма), в том числе попутноподнимались вопросы семейного быта, наболевшие вопросы из жизнирабочих и крестьян.Конечноже,беллетристикаИ. П. Мордвиновапосвящаласьиисторическим темам.
По его мнению, именно история могла воспитывать влюдях память о прошлом и гордость за него, а деятельная любовь к стране ималой родине отвлекала, в свою очередь, народ от пьянства. Как раз это иповлияло на внедрение им в школьный курс одновременно краеведческих итрезвенных идей, что в Тихвинском уезде делало его настоящим новатором,потому нередко к нему обращались за советом коллеги-учителя ипросветители.231ЗАКЛЮЧЕНИЕСфераинтересовбудущегоученогоИ.
П. Мордвиновасформировалась еще в детстве, под влиянием тихвинской старины,особенно благодаря первым впечатлениям от монастырей. Изначально онразвивался как историк и краевед, любознательный и внимательный кместным легендам и преданиям, к различным статистическим данным.Затем особой вехой в его жизни стало обучение в Александровскойучительской школе в Новгороде. В ходе исследования стало очевидным,что отсутствие профессионального университетского образования непомешалоИ.
П. Мордвиновусовершитьсущественныйвкладвотечественную науку и просвещение. Причем, он проявил себя в разныхсферах знаний. Этот феномен может объясняться тем, что в стране нарубеже XIX–XX вв., помимо Академии наук, практически не были развитыгосударственные научно-исследовательские учреждения.«Кузницей» научных кадров часто являлись либо учебные заведения,либо научные общества регионального уровня.
Среди исследователейкраеведов конца XIX в. значимую нишу занимали разночинцы, которыесовершенствовали исследовательские навыки благодаря сотрудничествуили работе в таких обществах. Отдельные представители из даннойсоциальной среды поднимались и до научных структур более высокогоуровня — академических учреждений и учреждений высшего образования.В первую очередь это происходило вследствие их самостоятельногоактивного развития собственных творческих талантов. Не случайно самИ. П.
Мордвинов относил себя к «пролетарской интеллигенции», квыходцам из народа, а его путь как ученого-самородка начинался ссотрудничества с НОЛД. Хотя следует учитывать, что далеко не всехразночинцев, претендовавших на «научность» их деятельности, он считалистинными интеллигентами, а к данному понятию относился с заметнойдолей сарказма.232Опыт работы в Новгороде открыл для И. П. Мордвинова обширныевозможности для развития как историка, краеведа, библиографа иархеографа. Участие в подготовке указателя «Новгородика» вместе сВ. П.