Диссертация (1146298), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Фишера, такая внешняя политика Великобританиимогла воздействовать и на отношения между Советской Россией иГерманией. Находясь большую часть времени в Берлине, он упоминал, чтосуществовал живой интерес к советско-германским отношениям. Какизвестно,американскиеправящиекругинежелалипродуктивногосотрудничества этих стран.В сентябре 1922 г.
Л. Фишер впервые поехал в Москву черезСтокгольм и Ревель (Таллинн), еще не зная русского языка, и имея дварекомендательных письма от Берты Маркс:«Одно письмо было для Аси Фингер, ее знакомой, другое былоадресовано Елене Крыленко, секретарю Максима Литвинова, сестресоветского генпрокурора, которая стала женой Макса Истмена113», - ЛуисФишер пишет в своих воспоминаниях114.«Я никогда, - продолжал Фишер, - не представлял себе Россию какутопию.
Когда я туда направлялся, я знал, что еду в голодный край. Если быя ошибочно полагал, что еду в лучшее место, все мои сомнения все равно бы112Fischer L., Men and Politics, N. -Y., 1941, Duell, Sloan and Pearce., p. 5113Макс Истмен (1883-1969) – известный американский журналист, писатель, поэт, литературный критик ирадикальный политический активист.114Ibid., p. 4643рассеялись с первого взгляда. В ленинской России 1922 г., я старался увидетьне лучшее настоящее, а лучшее будущее.
Россия была большой, пустой,отдаленной, восточной, одновременно цивилизованной, и нет»115.Уже в наши дни в отношении Фишера и его взглядов на социальноэкономическое положение в Советском Союзе, известный американскийполитический социолог П. Холландер высказывался следующим образом:«Луис Фишер, как журналист, информированный лучше, но не меньшесимпатизировавший советской системе, делился своими наблюдениями болееосторожно. «Сколь бы ложным ни было впечатление, можно утверждать, чтоникто не голодает.
Однако население всей страны страдает от низкогокачества продуктов питания и отсутствия разнообразия еды»116.Что же такое русская революция? Какой режим установился в России?Какое влияние события в СССР оказали на динамику советско-американскихотношений?Отвечая на поставленный вопрос, известный американский журналисти социолог Джон Рид писал в 1917 г.:«Кто же такие большевики? Большевики представляется мне, - это неразрушительная сила, а единственная в России партия, обладающаясозидательной программой и достаточной властью, чтобы провести ее вжизнь. Если бы им в тот момент не удалось удержать власть, то, по-моему,нет ни малейшего сомнения в том, что Россия снова попала бы под игокакого-нибудь царя»117.В 1920-х гг.
у РСФСР и США не было дипломатических отношений.Однако в целях общих интересов, проявлялось сотрудничество на Дальнем115Ibid., p. 42116Там же, c. 197117Рид Дж., Десять дней, которые потрясли мир, М., 1957, с. 1344Востоке и в азиатско-тихоокеанском регионе. В сущности, США стремясьрасширитьсвоевлияние,предложилипровестимеждународнуюконференцию по вопросам Дальнего Востока и морских вооружений.Она получила название Вашингтонской, поскольку проходила в США.В ходе этой конференции, с ноября 1921 по февраль 1922 г., было заключенонесколько многосторонних соглашений, касавшихся ограничения морскоговооружения и ситуации в тихоокеанском регионе.Известно, что советская сторона заявляла о неприятии любыхпринятых на ней решений. Однако в ходе соглашений американской ияпонской сторон, в целом, интересы Советской России, которая наряду сКитаем рассматривалась американцами как важный противовес Японии наДальнем Востоке, не были ущемлены.Многочисленные иностранные визитеры стремились посетить СССР в1920-х гг.
В удачный исход такого эксперимента с самого начала верилинемногие. Луис Фишер был в числе тех, кто искренне симпатизировалСоветскому Союзу и верил, что строительство социализма в одной странедаст положительный результат, хоть и не сразу. Фишер был журналистомлевых взглядов. Фишер в своих публикациях освещал определенные успехисоветской власти, выражая искреннюю симпатию.В средствах массовой информации США в 1920-х гг. широкораспространялась и культивировалась идея о том, что строительствосоциализма в отдельно взятой стране невозможно, и что эксперимент в СССРобернется крахом, прогнозы сводились к тому, что режим не сможетпросуществовать и нескольких десятилетий.45Так, известный американский политический обозреватель УолтерЛиппман в 1920-х гг. всерьез полагал, что «советский режим постепенно,сотрясаясь от нестабильности, исчерпает себя и исчезнет»118.Пол Холландер, в целом очень скептически относящийся к странамсоциалистического лагеря, утверждал, что никогда не стоит заблуждатьсянасчет его [режима] успешности, ведь ни один режим не способенудовлетворить всех потребностей человека119.С другой стороны в то время достаточно было тех, кто искренне верил встроительство и развитие социалистического общества, где существовали бывсеобщее социальное равенство и справедливость.Фишер указывал на то, что до приезда в ленинскую Россию, онрассчитывал увидеть там «чистую» политику.
Рассчитывал увидеть равенстволюдей и правительства.Берта Фишер, в своей книге «My lives in Russia» в связи с этим писала:«В 1922 г. условия быта были тяжелейшие. Жизнь была серой. Затовоодушевление было ярким, и люди были полны оптимизма»120.В ноябре 1922 г. Л. Фишер женился на Берте Маркс. Официальнаяцеремония прошла в одном из ЗАГСов Москвы.В начале 1923 г. Берте необходимо было уехать из СССР и вернутьсяобратно на работу в советское полпредство в Берлине.
Л. Фишер принялрешение остаться в Москве.В это время Фишер только начинал свое сотрудничество с известным вСШАлиберальнымамериканскимжурналом«Нейшн»вкачестве118Печатнов В. О., Уолтер Липпман и пути Америки /. – М., Международные отношения, 1994. – 333 с.119Холландер П., «Политические пилигримы» /. – СПб. : Лань, 2001. – 592 с.120Fischer Markoosha, My Lives in Russia, 1944, N, - Y., Harper & Br. - 240 p.46собственногоевропейскогокорреспондента.Всвоейактивнойжурналистской деятельности, Фишер стал проявлять значительный интерес ксоветско-германским отношениям, смещаясь к внешней политике СССР иего сотрудничеству с США.
Он говорил о неприятии советской идеологии вправительственных кругах США.Советско-американскиехарактера,однакоотношениясоветскоенеправительствоимелидипломатическоговыражаловнотахкправительству США о своей готовности к сотрудничеству.Исходя из ряда факторов, американцы не стремились к нормализацииотношений c СССР. Прежде всего, такое поведение американцев былосвязано с национализированным имуществом иностранных граждан в Россиии с неприятием политической идеологии и тактики Советского Союза.Все-таки те, кто искренне верил в развитие социалистическогообщества, где было бы всеобщее социальное равенство, в большинстве своембыли либеральных, леволиберальных и леворадикальных взглядов.Анализируя работы Луиса Фишера, можно видеть, что сочувствие кСССР, у него, было вызвано в первую очередь реакцией на хаос,разобщенность, нечестность и отчаяние международной дипломатии.«Фишер никогда не был коммунистом, но, судя по всему, приобрелнеплохую репутацию и связи в Москве как авторитетный и дружественныйзападный обозреватель»121, - писал о нем В.
О. Печатнов.После приезда в Европу, постепенно, общественно-политическаяпозиция Л. Фишера сместилась в сторону леволиберальных взглядов.Фишера привлекло то, что происходило в СССР, идеология нового режима встране.121Печатнов В. О., Переписка Г. В. Чичерина с Л. Фишером. Традиции российской дипломатии /. – М.
:МИД, 1998.47В свою очередь, заключал Фишер, правительство США, предоставляябольшие денежные займы Германии, отказывалось признать правительствоСССР, не желая сотрудничества. В Германии и в Восточной Европенаблюдалсяростнационалистическихнастроенийиусиленияпронационалистических партий. США, поддерживая Германию, старалисьсократить в Европе коммунистическую пропаганду и усиление влиянияСССР.481.3 Международное журналистское сообщество вРоссии в 1920-хГлавой иностранного журналистского корпуса в Москве в начале 1920х гг.
был Уолтер Дюранти. Фишер упоминал, что был лично знаком с У.Дюранти, известным британским журналистом, руководителем московскогобюро американской газеты «Нью-Йорк Таймс». Фишер, по его словамподдерживал с Дюранти приятельские отношения на протяжении несколькихлет122.«Дюранти был главой корпуса не только потому, что имелмноголетний опыт, но и потому, что блестяще писал и имел общественноепризнание.
Дюранти являлся пучком парадоксов. В нем сочетался циник иромантик одновременно. Этот англичанин, выдающийся американскийжурналист, руководитель московского бюро «Нью-Йорк Таймс» на самомделе мало интересовался тем, что происходило в мире. Его интерес кполитике был связан с его интересом к зрелищу. И действительно, что можетбыть более зрелищным? «Король репортеров», - называл его Бернард Шоу.Однако склонность Дюранти к написанию беллетристики было никуда недеть», - писал Л. Фишер в автобиографии.123122Fischer L., Men and Politics, N. -Y., 1941, Duell, Sloan and Pearce, p.
154, См., также Crowl J. W. Angels inStalin's Paradise: Western Reporters in Soviet Russia, 1917-37 - Case Study of Louis Fischer and Walter Duranty,University Press of America, 1982, 232 p.123Ibid., p. 15549У. Дюранти прославился еще и тем, что первым из журналистов газеты«Нью-Йорк Таймс» получил Пулитцеровскую премию, и был признанлучшим американским репортёром 1933 г.124Уолтер Дюранти был самым высокооплачиваемым журналистом вЕвропе, в Москве он жил в особняке на Большой Ордынке с прислугой, имелличный автомобиль и водителя.Впоследствии, уже в 2000-х, Пулитцеровский Совет и руководство«Нью-Йорк Таймс» не поддались давлению при попытке лишить УолтераДюранти Пулитцеровской премии за фальсификации. За этой историейстояли украинские националисты, довольно влиятельные и в США, и вКанаде.
На выборах Украинской Рады в 2002 г., большинство получилисторонники В. Ющенко. В его идеологической кампании определенное местозанимала тема голодомора125.«Нью-Йорк таймс» отказалась лишить Дюранти премии и такопределила свою позицию: «Сообщения Дюранти должны были проходитьсоветскуюцензуру,асталинскаяпропагандистскаямашинабыламогущественной и вездесущей. Дюранти в своём анализе основывался впервую очередь на официальных источниках информации, и это сталопричиной главного недостатка его позиции»126.124Подробнее о У. Дюранти см.: Walter Duranty, Duranty Reports Russia (New York: Viking Press, 1934), 238p.; I write as I please, Simon & Schuster, 1935, 347 p. // Taylor S.J. Stalin's Apologist: Walter Duranty: The NewYork Times's Man in Moscow, Oxford University Press, USA, 1990, 432 p.125Трагедия народов Советского Союза начала 1930-х гг.
- голод на Украине, Северном Кавказе, вКазахстане, Поволжье и Западной Сибири - сторонниками Ющенко представлялась как геноцид,сознательное уничтожение украинской нации. Посла России в Киеве Виктора Черномырдина пыталисьзаставить извиняться за голодомор, См. такжеhttp://www.day.kiev.ua/ru/article/panorama-dnya/annuliruytepulitcerovskuyu-premiyu-dyuranti - Ревкнив Р. Аннулируйте Пулитцеровскую премию Дюранти, октябрь2003126http://gornovosti.ru/tema/history/kremlevskiy-agent-ili-poleznyy-idiot30174.htm - Комарицын С.