Диссертация (1145195), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Бесконечные жалобы не только снижаютстатус врача в коллективе и перед руководством, но и вводят врача в состояниехронического стресса. В то же время право на защиту своего доброго именипризнается за каждым человеком и охраняется государством (статьи 2, 21, 23Конституции)».118Следует отметить, что то, насколько эффективно врач предупреждает появление судебных исков из-за «неправильного» (с точки зрения пациента) лечения, зависит от пристального внимания медицинского работника и являетсязалогом установления плодотворного взаимодействия с пациентом.
Пациенты,в процессе лечения не проявляющие стремления к взаимопониманию, могутбыть очень разнообразными, но как правило они оказываются людьми, личности которых не вызывают у врача как у человека интереса. Однако врач не может позволить себе настолько субъективного подхода. В связи с этим принятоговорить о следующих типах пациентов, с которыми нередко возникают проблемы при попытке наладить плодотворные взаимоотношения: настырнотребовательный, вязкий, хронически недовольный.Пациенты настырно-требовательного типа умеют обосновать свои самыебессмысленные требования.
Вязкого — так часто прибегают к медицинскойпомощи, что вызывают негодование и раздражение. Хронически недовольного118Семина Т.В. Социально-юридический конфликт пациента и врача. М., 2015 С. 123.72— изводят и порой повергают врачей в отчаяние, без передышки говоря им отом, что по отношению к ним применяют неэффективное лечение. В общении сподобного рода пациентами полезными могут оказаться услуги психотерапевта, а в особенно тяжелых случаях — и психиатра. Решая психологические проблемы пациента, врач одновременно выполняет три задачи: оказывает непосредственную помощь пациенту, налаживает контакт с пациентом, облегчаетсебе самому работу.Выделяется несколько методов, с помощью которых можно облегчитьработу с рассмотренными выше типами пациентов.
Так, представителюнастырно-требовательного типа пациентов следует разъяснить его право на достойное и подобающее медицинское обслуживание, которое, однако, не предполагает непременного выполнения любого его требования. С пациентами вязкого типа представляется целесообразным проводить периодические кратковременные осмотры в строго установленное время; при этом нет необходимости приводить медицинское обоснование, чтобы назначить время очередногоприема.
При столкновении с типом хронически недовольных пациентов лучшевсего признать, что результаты проведенного лечения действительно неутешительны, разделить их самоуглубленную печаль, а также обратить внимание нато, какие добрые отношения с ними были установлены.119Отдельного анализа в сфере конфликта врача и пациента достойна ситуация, в рамках которой пациентом оказывается сам врач или человек, выросший вмедицинской среде. Подобный пациент относится к числу наиболее сложныхслучаев, поскольку он нередко отягощен знаниями в различных медицинских областях. Он скептически относится к диагностике и лечению, которое проводят егоколлеги, часто комментирует и корректирует их действия, требуя к себе «особогоотношения».
Врач-пациент, как и любой другой пациент, стремится скрыть своютревогу перед действиями коллег. Подобная тревога чаше всего вызвана тем, что119Подробнее об этом см.: Хубулава Г.Г. Феномен конфликта между пациентом и врачом. // Научный и общественно-политический журнал Международный издательский центр Этносоциум. С. 51—58.73оказавшийся в роли пациента врач лучше обыкновенного пациента понимает природу и тонкости медицинских манипуляций. Он стремится отстаивать свое мнение по поводу происхождения и методов лечения своего заболевания, игнорируяили оспаривая мнение своего профессионального окружения. Поведение такогопациента по определению конфликтно, его нельзя предсказать.Врачи, медицинские работники, а также их окружение чаше других пациентов могут страдать так называемым синдромом Мюнхгаузена — симулятивнымрасстройством, при котором человек склонен к симуляции, гиперболизации илиискусственному провоцированию у себя симптомов болезни, чтобы у него появилась возможность медицинского обследования, лечения, госпитализации и хирургического вмешательства.Термин «Синдром Мюнхгаузена» (Munchausen syndrome) был предложенРичардом Ашером (Richard Asher), который впервые в 1951 году описал поведение пациентов, имеющих склонность выдумывать или вызывать у себя болезненные симптомы.
Сам Р. Ашер связывал описанный им синдром с героем Э. Распе,поскольку «пациент, демонстрирующий такой синдром, допускается в больницу свидимым острым заболеванием, сопровождающимся правдоподобной и драматической историей. Обычно его история во многом выдумана или представляет собой ложь; оказывается, что он был принят в невероятное число больниц, где вводил всех в заблуждение; и почти всегда он отказывается следовать советам, неистово ругаясь скак с врачами, так и с медицинскими работниками. Особенно типичной характеристикой этого состояния являются многочисленные подбрюшные(abdominal) шрамы».120 О том, каковы причины этого симулятивного поведенияна сегодняшний день нельзя сказать с безоговорочной уверенностью; терапевтически выявить его у пациентов чрезвычайно трудно.121 Согласно общепринятому120См.:Asher R.
Munchausen's syndrome. // Lancet. 1951. 1 (6650). P. 339–41: URL:http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0140673651923136/part/first-page-pdf121См.: Diamond S., Diamond A. Headache and Your Child. The Complete Guide to Understanding and Treating Migrainesand Other Headaches in Children and Adolescents. Chapter 6. URL:74объяснению причин возникновения синдрома Мюнхгаузена, симуляция болезнипозволяет людям, страдающим этим синдромом, завладеть вниманием, получитьзаботу, встретиться с проявлением симпатии и оказанием психологической поддержки, потребность в которых эти люде не могут реализовать иным образом.Изначально это название употреблялось при обозначении всех подобных расстройств.
Сегодня им называют форму крайнего и длительного симулятивногорасстройства, при которой основное место в жизни человека занимает симуляцияболезни. Также существует понятие представительского (делегированного) синдрома Мюнхгаузена (Munchausen syndrome by proxy (MSbP/MbP), при котором«родитель – обычно мать – или супруга вызывают или выдумывают болезнь усвоего супруга или ребенка, чтобы создать или поддержать важность своей собственной роли мученика или жертвы»122.На практике оказывается, что чаще всего больные с синдромом Мюнхгаузена симулируют и вызывают у себя такие симптомы как конвульсии, кровотечения, спровоцированные приемом антикоагулянтов, сопровождаемые рвотой идиареей.
В качестве физических симптомов могут также присутствовать нанесенные пациентом самому себе порезы или ссадины, чтобы спровоцировать кровотечение. Больной может увеличить самоистязания вплоть до инъекции самому себетоксичных веществ. Имитация боли и настойчивая убежденность в том, что у негоприсутствует кровотечение, могут быть настолько убедительными и прочными,что, несмотря на отрицательные результаты, пациент продолжат обращаться вразличные медицинские учреждения123.Несмотря на недостаточное теоретическое описание синдрома Мюнхгаузена, мы можем обнаружить классические примеры его в специальной и популярhttps://books.google.ru/books?id=kWYkT1f8t5AC&lpg=PT130&dq=Munchausen+Syndrome+by+Proxy+spouse&pg=PT130&redir_esc=y&hl=ru#v=onepage&q=Munchausen%20Syndrome%20by%20Proxy%20spouse&f=false122Ibid.123См.
The ICD Classification of Mental and Behavioural Disorders. Clinical Descriptions and Diagnostic Guidelines. P. 174.URL: http://www.who.int/classifications/icd/en/bluebook.pdf.75ной медицинской литературе. Известен, например, случай Венди Скотт (WendyScott), которая провела более десяти лет, перемещаясь из больницы в больницупо всей Великобритании в поисках «медицинской помощи».
Она «одурачивалаврачей, чтобы они проводили [для нее] ненужные процедуры. Она умерла (от ракав возрасте пятидесяти лет в 1999 году. – Г.Х.) после проведенных сорока двухбесполезных операций и была принята в медицинское учреждение шестьсот раз задвенадцать лет»124. В попытке найти «хороших специалистов», которые смоглибы вылечить ее от несуществующей болезни она даже совершила поездку в Европу – но не нашла там того, что искала.Что же касается представительского (делегированного) синдрома Мюнхгаузена, то здесь можно привести пример семилетней девочки Шарлотты (Charlotte),которую родители привели в одну из клиник вследствие ее длительной головнойболи. В этой клинике было принято решение вначале опросить девочку, а затемвыслушать историю ее родителей. Тем не менее, мать настояла на том, чтобы онаприсутствовала при опросе ее дочери, а в процессе опроса постоянно перебиваларебенка. Она сообщила, что у ее дочери были продолжительные головные боли,начиная с трехлетнего возраста: «К тому моменту, как мы увидели Шарлотту, онавстретилась с тридцатью двумя различными врачами, побывала в отделениинеотложной помощи сорок раз и приняла более пятидесяти пяти медикаментов»125.