Диссертация (1145162), страница 75
Текст из файла (страница 75)
е. вполне определённым всебе самом всеобщим принципом как таковым. Благодаря этому историческинеобходимая иллюзия тождества философского мировоззрения и исчерпывающейполноты познания предмета философии в последнем философском учениистановится истинной, хотя и не перестаёт быть иллюзией. Последнеефилософское учение действительно завершает историю познания всеобщегопредмета, в ходе которой определения философского и нефилософских предметовпостоянно смешиваются друг с другом.
Однако завершается этим учением лишьисторическое развитие философии, но отнюдь не развитие философии вообще,ибо содержащаяся в последнем философском учении система категорий реализуетвозможность чисто логического развития предмета философии и является первымобразцом такого развития. Иными словами, понятие необходимого предметафилософии полагает определённое различие между исторической или, что то жесамое, теоретической формой философского познания и его логической формой –как в последнем философском учении, так и для всего последующего, собственнологического развития философии, которое только начинается этим учением.Различиеисторическойилогическойформразвитияединогофилософского содержания не есть, вопреки обманчивой видимости, различиедвух равноправных и одна рядом с другой лежащих форм развития философии, изкоторых историческая форма отличается от логической только многообразиемматериала, случайным порядком определений предмета философии и отсутствиемсознания их необходимости, как может показаться из краткой энциклопедическойформулировки этого различия Гегелем 259.
Будучи действительно различными, эти259«То же самое развитие мышления, какое имеется в истории философии, имеется в самой философии, но освобождённым от указанной исторической внешности, чисто в стихии мышления» (См.: Hegel G. W. F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse: (1830).§ 14 // G.
W. F. Hegel. Gesammelte Werke. – Bd. 20. Hamburg, 1992. S. 56. Ср.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 1. М., 1975. С. 100).337формы противоположны, т. е. существенно соотнесены в себе самих, отчего онине существуют друг без друга и не могут быть поняты одна без другой.Логическое развитие философии есть закон (т. е. истинное начало, основание ирезультат) её исторического развития, а это последнее, со своей стороны, естьнеобходимое условие и непреходящая предпосылка логического развития предметафилософии.
Поэтому без истории философии, познанной в её развитойнеобходимости, нельзя начать и, тем более, продолжить логическое развитиепредмета философии, а без понятия необходимого предмета философии нельзя нетолькораскрытьнеобходимость,скрытуювслучайнойисторическойпоследовательности различных философских учений, но и отличить имеющиеся вэтих учениях определения предмета философии от определений предметовэмпирических наук, искусства и религии.Кроме того, следует иметь ввиду, что противоположность исторического илогического развития философии заключает в себе их противоречие, в силукоторого исторической формой логической системы философской науки являетсятолько история философии в целом, познанная как тотальность, а не какое-тоодно философское учение, пусть даже систематически развитое, последнее вовремени исторического развития философии вообще, и не все философскиеучения, вместе взятые.
Развитие философии как таковой равным образомдискретно и непрерывно – оно столь же делится, сколь и не делится наисторическую и логическую фазы. Поэтому философия как логическая науканеотделима от своей истории, но не тождественна ей.Посколькуисторияфилософииестьпроисходящеевреальномисторическом времени становление понятия всеобщего предмета философии,постольку логически нераздельные определения понятия этого предметаисторически отделены друг от друга и следуют во времени один за другим, т. е. понеобходимости – в некотором порядке.
Первым заявляет о себе бытие предметафилософии в своей непосредственной всеобщности, затем в череде своихрефлексивных,опосредствующихдругдругаособенныхопределенийраскрывается сущность этого бытия, и лишь после этого выступает единичность338понятия этой сущности в конкретном тождестве своей непосредственности иопосредованности, всеобщности и особенности. Противоречие историческойформы и логического содержания философии сказывается и в историческинеобходимом различии форм познания этого становящегося содержания – егосозерцания, представления, мышления и понятия, которые тоже следуют вовремени одна за другой.
Но хотя по этой причине в ходе истории философиипредмет и метод философии всегда выступают как различные, историческийпорядок следования моментов понятия предмета и исторический порядокследования форм его познания полностью соответствуют друг другу, ибо оба онивыражают один и тот же процесс становления тождества предмета и методафилософии в адекватной логическому содержанию философии логической формепонятия.
Поэтому во времени исторического развития философии философыначинают познание её предмета с созерцания всеобщности его бытия и черезпредставление и мышление его особенной сущности доходят до понятияединичности его понятия.Такой порядок становления понятия конкретного тождества мышления ибытия лежит в основе необходимого различия исторических эпох развитияфилософии как логической науки. Поскольку созерцание, представление имышление выступают стихиями, или особенными формами генезиса понятиявсеобщего предмета философии во времени её истории, постольку историческоеразвитие философии как науки проходит в себе самом четыре эпохи.
Инымисловами, в своём поступательном движении от начала к концу это развитиесовершает четыре больших остановки и тем самым делится на четыре главныхэтапа. Античная философия от Фалеса и Парменида до Плотина и Проклаобразует эпоху созерцания непосредственного тождества бытия и мышления.Философствование средних веков и Ренессанса от Иоанна Скота Эриугены иАнсельма Кентерберийского до Николая Кузанского и Джордано Бруносоставляет эпоху представления различия бытия и мышления. Философия новоговремени от Фрэнсиса Бэкона и Якоба Бёме до Иоганна Готлиба Фихте иФридрихаВильгельмаЙозефаШеллингаявляетсяэпохоймышления339противоположности мышления и бытия, причём это мышление сначалавыступает преимущественно рассудочным, как у Рене Декарта, БенедиктаСпинозы и Джона Локка, но, начиная с Готфрида Вильгельма Лейбница иИммануила Канта, становится всё более разумным.
Философия ГеоргаВильгельма Фридриха Гегеля есть, наконец, эпоха понятия конкретноготождества мышления и бытия – необходимый результат истории философии иначало логического, т. е. вполне разумного, развития философии как науки.Из этого деления ясно видно, что каждый этап истории философииисчерпываетвозможностиоднойизформпознанияразвивающегосяфилософского содержания и тем самым становится необходимым историческимусловием появления другой его формы вплоть до понятия, которое выступаетвсеобщим логическим основанием себя самого и всех особенных историческихформ своего становления.
Поэтому ни одна из эпох исторического развитияпонятия философии и ни одно из включённых в него философских учений немогут быть поняты сами по себе – друг без друга и без этого единого, идущего ксвоему логическому концу исторического процесса развития, который сообщаетвсем его эпохам и каждому учению вполне определённое значение. Выявить этозначение и выразить его в теоретической форме, раскрывающей закономерныйход исторического развития логической философии – цель науки историифилософии.
Подчеркнём ещё раз, что действительное значение всех этих эпох иучений не является лишь историческим, или отошедшим в прошлое значением.Понятая как развивающееся и тем самым снимающее, разрешающее себяпротиворечиеисторическойформыилогическогосодержания,историяфилософии есть вечная история – история вечной философии, или, по-латински,historia philosophiae perennis. Это стихийное развитие предмета и методафилософии неповторимо, но именно поэтому оно по необходимости должно бытьметодически повторено (т. е. заново пройдено и сознательно усвоено) теми, ктопретендует на знакомство с философией как логической наукой и, тем более, – наеё дальнейшее развитие.
В этом своём качестве история философии выступает нетолько как философская наука, но и как единственная школа сознательно-340разумного мышления, ибо ему, в отличие от рассудочного мышления, игнорируяэту науку и, стало быть, сам уже в принципе законченный процесс историифилософии, научиться невозможно.Подводя краткий итог этого параграфа, можно сказать, что историяфилософии как наука есть история философии как науки. Без неё первое слово всловосочетании«современнаяфилософия»всегдабудетозначатьлишьнесовершенное, преходящее настоящее, а не то настоящее, которое вечно исовершенно, отчего оно, будучи достигнуто в определённое время, сохраняет своёзначение на все времена. Но именно потому, что история философии как наукаесть необходимое условие становления современной философии настоящейфилософией, она есть также необходимое условие по-настоящему современногофилософского образования, направляемого не изменчивыми веяниями времени, авечными достижениями исторического развития философии как таковой.341ЗАКЛЮЧЕНИЕДаже при синоптическом знакомстве с философской литературой, обозревая множество её авторов, нельзя не заметить исполинские фигуры Платона и Гегеля, стоящие, в отличие от фигур Платона и Аристотеля в "Афинской школе"Рафаэля, не в центре, а по краям истории классической философии.