Диссертация (1145126), страница 90
Текст из файла (страница 90)
Общимзначением неспециализированных форм в составном именном сказуемомявляется«отношениенетождественностимеждусуществительнымвподлежащем и в именной части сказуемого… каждое из существительныхобозначает отдельный предмет или явление действительности» 552. Значениенетождественности, характерное для падежных и предложно-падежных формсуществительного,противопоставляетихсуществительномувформеименительного и творительного предикативного.Предложно-падежныеформысуществительногоспециальнонепредназначены к функционированию в составе именной части сказуемого,поэтому могут быть отнесены к «непредикативным по сути» 553; эти формысуществительноговносятвсказуемоесвоесобственноезначение,сформировавшееся на уровне словосочетания 554.В современном русском языке в именной части сказуемого можетупотреблятьсязначительноечислопредложно-падежныхформсуществительного 555, причем на протяжении последних нескольких вековпрослеживаетсяотчетливаятенденциякрасширениюпредикативногоупотребления этих форм.
Этот процесс соотносится с имеющим аналогичныйхарактер процессом расширения употребления предложно-падежных формсуществительного в атрибутивной функции. По словам Л. В. Щербы, в русскомязыке прослеживается «очевидное стремление заменить определение указаниемна отношение определяемого к тому отвлеченному представлению, с которымсвязывается представление о тех или иных качествах, свойствах» 556.
Впрочем,Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. С. 116.Герасименко Н. А. Предикативные и непредикативные падежные формы // Предложение ислово: прагматический, текстовой и коммуникативный аспекты. Саратов, 2000. С. 26.554Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. С. 114–115;Герасименко Н. А. Предикативные и непредикативные падежные формы. С.
26.555См.: Рословец Я. И. Предложно-падежные формы в предикативной функции // Ученые запискиМГПИ им. В. И. Ленина. 1960. № 148. С. 196–216.556Щерба Л. В. О второстепенных членах предложения // Щерба Л. В. Избранные работы поязыкознанию и фонетике. Л., 1958. С. 101.552553420предикативноеупотреблениепадежныхипредложно-падежныхформсуществительного генетически связано не только со словосочетаниями,выражающимиатрибутивныеотношения,ноисглагольнымисловосочетаниями, что мы ниже покажем на примере формы «в + Пр. п.».Продуктивностьпредикативногоупотребленияразныхпредложно-падежных форм не одинакова.
Согласно подсчетам А. А. Калинина, всовременном русском языке в позиции предиката доминирует форма «в +Пр. п.»: на нее приходится примерно 38,5% предикативного употребления всехпредложно-падежных форм; далее с большим отрывом следуют формы «на +Пр. п.» (11%), «из + Р. п.» (9%), «с + Тв. п.» (7,5%), «без + Р.
п.» (5,5%), «по +Д. п.» (4,5%), «в + В. п.» (4%) и т. д. 557При анализе предикативного употребления предложно-падежных формсуществуетцелыйпредикативногорядтрудностей,функционированиясвязанныхотсотграничениемфункционированиявихкачестведополнения или обстоятельства. Лингвисты предлагают различные методикидля разграничения синтаксических функций предложно-падежных формсуществительного 558. Особенно большие трудности вызывает разделениепредикативного и обстоятельственного употребления, что и не удивительно,поскольку предикативное употребление регулярно развивается на основе формс обстоятельственным значением.Падежные и предложно-падежные формы существительного встречаютсяв конструкциях с полузнаменательными связочными глаголами значительнореже, чем в сочетании с глаголом быть, и обнаруживают неоднородность вотношении способности сочетаться с ними.
По способности сочетаться спадежнымиипредложно-падежнымиформамисуществительногоКалинин А. А. Семантика и предикативное функционирование предложно-падежных формсуществительных в современном русском языке. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2003.С. 16–17.
Процентное распределение форм сделано нами на основе абсолютных количественныхданных, приведенных в работе А. А. Калинина.558Андреева Л. А. Разграничение предложного падежа с предлогом «в» в предикативной иобстоятельственной функциях // Краткие очерки по русскому языку. Воронеж. 1964. С.
80–85;Тимофеева Г. Е. О многофункциональности предложно-падежных форм в структуре предложения// Ученые записки Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. 1970.Т. 278. С. 323–332.557421полузнаменательные связки можно разделить на три группы: 1) связки,способные сочетаться с ними наряду со специализированными формамиименной части (связки оказаться, остаться); 2) связки, не способные илипочти неспособные сочетаться с ними в современном русском языке (большаячастьсвязочныхглаголов);3) связочныеглаголы,сочетающиесяпреимущественно или исключительно с падежными и предложно-падежнымиформами существительного. Среди последних можно выделить две подгруппы:во-первых, глаголы, сочетающиеся только с одной падежной или предложнопадежной формой (так называемые неспециализированные связки типазаключаться в, принадлежать к, состоять из и др.); во-вторых, глаголы,сочетаемость которых не ограничивается одной формой и определяетсяобобщенной семантикой присвязочного компонента (глаголы пребывания всостоянии находиться, пребывать–пребыть).К первой группе относятся связочные глаголы оказаться–оказываться иостаться–оставаться,которыепротивопоставленыосновноймассеполузнаменательных связок своей широкой сочетаемостью с разнообразнымиформами присвязочного имени, в том числе с падежными и предложнопадежными формами существительного.
Способность сочетаться с последнимидиктуется, судя по всему, общей семантической близостью к глаголу быть:основными значениями глагола остаться являются значения ‘сохраняться, непереставать существовать’, ‘продолжать находиться (в каком-либо месте,состоянии)’;основнымзначениемглаголаоказаться–значение‘обнаруживаться, являться в своем действительном виде, как на самом деле’ 559;для глагола быть основным значением является значение ‘существовать’ 560.Подобно глаголу быть, глаголы остаться и оказаться используются вкачестве локативных предикатов, причем если первый из них изначальноявлялся локативным предикатом, то второй развил эту способность только вXIX в. Это очень важное отличие от большинства других связочных глаголов,которые не способны выступать в этом качестве, между тем многие предложноСловарь современного русского литературного языка: в 17 т. Т.
8 (О). М.; Л., 1959. Стлб. 767–768, 1159–1164.560Там же. Т. 1 (А – Б). М.; Л., 1950. Стлб. 726.559422падежные формы существительного развили предикативное употребление наоснове обстоятельства места; прежде всего, это особенно относится к двумнаиболее употребительным предложно-падежным формам – «в + Пр.
п.» и «на +Пр. п.».Ко второй группе относятся фазисные связки со значением возникновенияпризнака и модальные связки со значением мнимости, кажимости. Для этихсвязок являются нетипичными сочетания с предложно-падежными формамисуществительного. На более раннем этапе своего существования некоторые изних сочетались с предложно-падежными формами существительного. Так,связочный глагол стать в XVII в. регулярно сочетался с существительными вформе «в + Пр. п.» и «за + В п.», например: …а царь Соломан сталъ в велицейславе и высокъ (Пов.
о ц. Сол.); Он, де, мне не умел росказати, и мне то сталоза кручину (Пов. о раз. чел.). Такое употребление было не типично для другихсвязок со значением возникновения признака и было обусловлено длительнымсохранением у связки стать эмергенциального оттенка.Предложно-падежные формы существительного могли употребляться исо связками со значением кажимости. Во-первых, это было вызванорасширением употребления имени существительного в конструкциях с этимисвязками в XVIII в.: до этого момента в сочетании с ними безраздельногосподствовалоимяприлагательное.Имясуществительноенемоглоупотребляться в Им. п. и ставилось либо в предложно-падежную форму,например: Сия статья видится и не вельми тяжка, что чужое отдать безнаддачи, а высоким персонам покажется за великую беду (Пос., Кн.