Совершенствование информационных технологий как фактор повышения конкурентоспособности фирм (1142751), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Устоявшиеся порядкиподдерживаются и защищаются политическим лобби. А значит, общество можетстать заложником “неподходящих институтов власти” и относительно отстающихтехнологий.Ряд стран Латинской Америки, в первую очередь Бразилия, Мексика, и Перу,развивавшиеся до середины 1970-х относительно быстро с использованиемпротекционистской политики и стремлением к замещению импортных товаров,затем перешли к стагнации и их опередили экономики других стран с политикой,относительно более открытой для конкуренции, такие, как Гонконг или Сингапур.Опыт Кореи и Японии также соответствует движению по такому пути.
Несмотря63на то, что во многих отношения там были созданы более благоприятные условиядля рыночной конкуренции, чем в странах Латинской Америки, на протяжениибольшей части послевоенного периода, и Корея и Япония достигли высокихтемпов роста и сократили отставание, опираясь именно на большие объемыинвестиций, крупные конгломераты, субсидии государства и, протекционистскиемеры в отношении внутренних рынков. Это развитие закончилось в середине1980-х в Японии и во время азиатского кризиса в Корее (хотя Корея, судя по всему,переняла ряд важных реформ и быстро возобновила рост после кризиса).Раджан Р.
и Зингалес Л. [111] предположили, что та же деятельность, чтобыла успешна в достижении успеха восточноазиатскими экономиками моглапривести к восточноазиатскому кризису, что близко к позиции Аджемоглу Д.,Зилиботти Ф., Агион Ф.[84], о том, что определенные социальные построениясначала могут быть выигрышны, а затем приводят к большим затратам.Инвестиции в государственные корпорации и компании не могут продолжатьсявечно.
Для устойчивого развития инновации должны стать результатомнепрерывного процесса взаимодействия их поставщиков и разработчиков(высокотехнологичныхкомпаний)снепосредственнымипотребителями-традиционными фирмами.Ограничениесвободнойконкуренциидолжнообеспечиватьсяограниченными затратами (или даже приносить выгоды), когда страна далеко отпередового края мировых технологий, но оно становится гораздо более затратнымпри приближении к границе [84]. Поддержка внедрения новых технологийтрадиционными отраслями со стороны государства может быть полезна тольковдали от рубежа.
При приближении к границе фирмы должны находить путивзаимодействия с высокотехнологичными отраслями самостоятельно. Выбортехнологическогорешениянедолженбытьнавязан.Информационноевзаимодействие между отраслями, обеспеченное ИТ, просто необходимо на этомэтапе. Если Россия еще и не подошла к этой точке, то может оказаться в ней вближайшие годы.64Обычно, деление на страны с низкими и высокими барьерами для бизнесапроводится в соответствии с “количеством процедур, необходимых для открытиянового бизнеса” [94]. Расстояние до границы определяется как отношение ВВПстраны к ВВП США. Основанные на этих предположениях исследованияпоказывают, что есть сильная отрицательная зависимость между расстоянием дограницы технологий и темпами роста стран с высокими рыночными барьерами.(Конечно, увеличение темпов экономического роста это не вполне корректныйкритерий для сравнения благосостояния, так он не учитывает стоимостьинвестиций.)Главное предположение данного рассуждения в том, что инновации иселекция технологий становятся более значимыми, когда экономика достигаетпределамировыхразработок.Правдоподобиеэтогопредположенияподтверждается наличием корреляции между расстоянием до рубежа технологийи интенсивностью НИОКР (R&D) в отрасли, установленной с использованиемданных из базы OECD [84], которая используется и другими авторами [99].Другими словами, страны с высокими барьерами развиваются относительнохорошо (т.е.
быстро сокращают отставание) когда они далеки от границытехнологий, но значительно снижают темпы рядом с ней, в то время как страны снизкими барьерами растут почти одинаково успешно на любом расстоянии отпередового рубежа. Это, в свою очередь, означает, что переход от политикигосударственного вмешательства в инновации к созданию свободного спроса состороны традиционных отраслей не может быть преждевременным.
Ловушки придвижении к рубежу более вероятны в экономиках с серьезными проблемамистимулирования или несовершенствами кредитного рынка.Поэтому, конкурентная среда на рынке может затормозить сокращениетехнологического отставания на ранних стадиях развития, но это не отразится насостоянии равновесия в долгосрочном плане. Низкий уровень конкуренции, сдругой стороны, может вызвать отрицательные эффекты в долгосрочнойперспективе. Отбирать инновации должны не комиссии, а фирмы, которые будут65эти инновации внедрять. Для этого им, конечно, нужны опыт, компетенции и тотсамый кругозор абсорбции, о котором говорилось в параграфе 2.1.3.В России объем инновационных товаров, работ и услуг в 2011 г составил[60] 2,1 трлн.
руб., или 6,3% от общего объема отгруженных товаров,выполненных работ, услуг. Это означает, что подавляющая доля ВВП Россииприходится на низко- и среднетехнологичные отрасли. Оставшиеся 93,7% (31,3трлн. руб.) продукции, не являющейся инновационной, включают в себя: добычуполезных ископаемых – 23,0% от общего объема отгруженных не инновационныхтоваров, выполненных работ, услуг; металлургию и машиностроение - 22,5%;химическуюпромышленность-20,6%;пищевую-8,8%.Насвязь,вычислительную технику, информационные технологии и научные исследованияи разработки пришлось 6,4%, 18,7% - на другие отрасли.Обратимся к той же проблеме с другой стороны. Хорошо известно, что внаше время одним из важнейших показателей в современном мире являетсястепень проникновения информационных технологий в экономику.
Хотя недавниймировой кризис вызвал известную паузу, общая закономерность состоит в том,что, начиная с последней трети ХХ в., расходы на ИТ непрерывно растут. ВРоссии ситуация заметно отличается от общемировой. Из таблицы 1 видно, чтоотношение затрат на ИТ к ВВП практически не увеличивалось на протяжениепоследних лет (0,99% от ВВП в 2004 г. и 1,08% - в 2011 г.).
При этом данноеотношение примерно в 4 раза меньше, чем в среднем в мире за тот же период[147]. Столь же разительно и отставание от собственных планов российскогогосударства. Ведь в своем распоряжении от 30 декабря 2013 г. о развитии отраслиИТ Председатель Правительства РФ Д. Медведев говорит о том, что темп ростаотрасли информационных технологий должен превосходить темп роста валовоговнутреннего продукта в 3 раза [8].По данным Всемирного экономического форума (World Economic Forum,ВЭФ), в 2014 г.
Россия заняла 50 место среди стран мира по уровню развитияинформационно-коммуникационных технологий (The Networked Readiness Index),66поднявшись на 4 строчки в этом рейтинге по сравнению с предыдущим годом[134]. Хотя среди стран БРИК это лучший показатель, он ниже, чем результатытаких стран как Азербайджан, Эстония, Литва, Казахстан и Латвия. Присоставлении рейтинга информационного развития ВЭФ учитывает, наличие унаселения навыков использования ИТ, доступность инфраструктуры, степеньиспользования ИТ государством, бизнесом и частными лицами в стране. Врейтинге конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index 2014–2015)Россия заняла 53 место, поднявшись за год на 11 позиций.Таблица 1 - Затраты организаций на информационные и коммуникационныетехнологии (ИКТ) в России по отношению к ВВПГоды20042005200620072008200920102011168,4215,3252,0299,4372,7421,4515,6603,017 02721 61026 91733 24841 27738 80746 30955 644предприятий на ИКТ к 0,99% 1,00% 0,94% 0,90% 0,90% 1,09% 1,11%1,08%(1) Затраты организацийна ИКТ в России (млрд.руб.)(2) ВВП в текущих ценах(млрд.
руб.)(3)ОтношениезатратВВП (3) = (1) : (2)Источник: Составлено автором по данным Федеральной службы государственнойстатистики. Россия в цифрах. 2013: Крат.стат.сб. / Росстат – М., 2013. - С. 341.В чем же причины отставания России в данной сфере? Нетрудно заметить,что с помощью банальной отсылки к общеизвестным недугам нашей экономики(«сырьевойориентациистраны»,«деградациинациональноговысокотехнологичного производства», «утрате научных школ» и пр.) егообъяснить трудно.














