Развитие системы экономических интересов как фактор общественного воспроизводства (1142693), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Она касается базовых предпосылок(гипотез)методологическогорациональногоповеденияиндивидуализма,экономическогообразующихиндивида.ПомодельмнениюВ.С. Автономова, главными компонентами данной модели являются тригипотезы: о мотивации (целевой функции) экономической деятельностичеловека, о доступной ему информации и о физических и интеллектуальныхвозможностях человека, позволяющих ему добиваться своей цели [3, с.4].Совокупность данных гипотез представляет собой инструмент для исследованияэкономического поведения людей относительно его детерминантов (мотивов,стимулов, целей), а также условий и способов его осуществления.Несмотря на отсутствие в неоклассической литературе подобнойформулировки данного тезиса, логически представляется, что первая гипотезао мотивации (целевой функции) экономической деятельности человека –есть гипотеза о природе и детерминантах экономического интересаиндивида, а вторая и третья представляют собой гипотезы об условиях испособах реализации интереса.
Данные гипотезы в неоклассической моделизаключается в следующем: 1) максимизация индивидуальной целевой функции,2) полнота имеющейся у индивида для принятия решений информации и3)рациональностьиндивидавпринятиирешений(интеллектуальныеспособности) [3, с.57].О не реалистичности данных предпосылок свидетельствуют фактыхозяйственной жизни, в частности: о невозможности агентом выбиратьоптимальные решения вследствие ограниченной информации обо всехимеющихся альтернативах, ограниченности когнитивных способностей иинтеллектуальных возможностей индивида, наличия в мотивации индивидамножества других (в том числе неэкономических) факторов помимо строгойрациональности. Исходные предпосылки базовой неоклассической модели34человека и его экономического поведения подвергаются серьезной критике каксо стороны альтернативных экономических направлений, так и со стороныдругих социальных наук.
Как отмечается Дж. Ходжсон «..за немногимиисключениями, среди социологов, антропологов, политологов и психологовразных стран, судя по всему, царит полное единодушие по поводу того, чтоэкономические агенты нерациональны в том смысле, какой придают этомутерминуэкономисты-неоклассики.Такимобразом,ортодоксальные«экономические» каноны рациональности не признаются другими науками»[117, с.21]. В связи с чем, неоклассический подход в его современном обликестремится сделать более реалистичными указанные исходные предпосылкибазовой модели «экономического человека».Сутьюисследованийповеденияэкономическихагентовиихэкономических интересов в рамках развития неоклассического направлениястановится выявление границ рациональности индивида, т.е. ограниченийосуществления им максимизации своей целевой функции.Главной областью усовершенствования становится вторая предпосылканеоклассической модели экономического человека – сфера поиска и обработкииндивидами информации путем привнесения в нее фактора неопределенностиприменительно к настоящему и к будущему.
В данном направленииформируется экономическая теория поиска (Дж. Стиглер), теория ожидаемойполезности (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн), теория рациональныхожиданий(Р.Лукас,К.Симс,Т.Сарджент),теорииограниченнойрациональности (Г. Саймон, Р. Хайнер, Д. Канеман, А. Тверски, Дж.
Марч).Вторым по масштабности направлением развития исходной моделичеловека является модификация гипотезы о степени рациональностииндивида, связанной с его интеллектуальными способностями выбораоптимального решения при соотнесении выгод и издержек при сравненииальтернативных вариантов. В.С. Автономов выделяет два направлениямодификацииданнойнеоклассическойпредпосылки.Во-первых,этоповышение рациональности, переход к супероптимизации с подключением35поиска таких возможностей как поиск информации, ожидания, а также реакциина поведение противника [3, с.60]. Во-вторых, это понижение рациональности спереходом о поиска оптимального к поиску удовлетворительного варианта, тоесть упрощение принятия решений субъектом, которое упрощает задачу помоделированию функции поведения с большим количеством переменных[3, с.60].Наименьшим же попыткам уточнения на современном этапе развитиянеоклассики подтверждена гипотеза, составляющей ядро неоклассическойпарадигмы,–омотивацииэкономическогоповеденияиндивида,заключающейся в максимизации его индивидуальной целевой функции, тоесть гипотезаобэгоистическойприроде экономического интересаиндивида.Здесьнеобходимообратитьсяквопросупоявленияданнойнеоклассической гипотезы в ее современном виде.
Если в трудах классиковполитической экономии предметом (конечной целью) экономических интересовявляются материальные потребности, а сами интересы рассматриваютсязависимыми от объективных материальных условий жизни их носителей, тоесть по своей природе считаются независимыми от индивидуальной воли исознания, то с приходом маржиналистской революции подход к предмету иприроде экономических интересов людей существенно меняется.Свведениемтеориипредельнойполезностиклассическаяцельэкономического поведения индивида, то есть его экономический интерес, вформе стремления к удовлетворению материальных потребностей былауточнена на более общую категорию – так называемые предпочтения. Целеваяфункция экономического поведения интегрирует в себе систему стабильныхпредпочтений индивида, имеющих для него ценность.
Оценка ценности(полезности) того или иного предпочтения блага признается психологическойхарактеристикой, то есть субъективной с позиции конкретного человека. Самиже предпочтения, как конечные цели интересов людей, рассматриваются как36аксиоматически заданные, а вопрос о детерминизме этих целей уходит изпредмета экономического исследования.Таким образом, на наш взгляд можно констатировать следующиехарактерные черты формирования неоклассической гипотезы о природе идетерминантах экономического интереса людей:1)Уход в исследованиях от детерминизма экономических интересов собъективнымиматериальнымиобщественнымиусловиями,топотребностямиестьуходотлюдей,заданнымиобъективнойприродыэкономического поведения. Классическая цель экономических интересов в видематериальныхпотребностейпоследовательнозаменяется внеоклассикесубъективными по своей природе понятиями «предпочтения», «вкусы», которыеимеютиндивидуальныепсихологическиехарактеристикииличнуюколичественную оценку каждым индивидом в рамках гедонистической системыкоординат «удовольствия и страдания».2)Уход в исследованиях от анализа экономических интересовприменительно к сфере производства и распределения общественного продукта.Экономические интересы людей рассматриваются применительно к такимсферам общественного воспроизводства как личное потребление и обмен.3)Переходотчистоэкономическойкатегорииинтересакрассмотрению интереса либо как социально-экономической категории, либо какобщенаучной категории.На современном этапе развития неоклассики уточнение гипотезы омотивации происходит, главным образом, путем расширения исходногосодержания поведения индивида как сугубо эгоистического интереса иличностных предпочтений.
В рациональность индивида, помимо классическоймаксимизации личной выгоды, включают такие мотивы поведения какальтруизм, чувство социальной ответственности, стремление к коллективной иобщественной выгоде и т.п. Зачатки такой трактовки рациональности можнонайти у А. Бергсона [246], Дж.
Харсаньи [257], П. Самуэльсона [271], гдетрадиционные функции полезности индивида дополнялись предпочтениями в37отношении различных состояний общества. В явном виде данная логическаяконцепция была впервые оформлена Х. Марголисом, согласно которомуиндивиды обладают не одной, как было принято считать, а двумя функциямиполезности, составляющими в своем единстве целевую функцию рациональногоповедения: с одной стороны, предпочтениями, вызванными обычнымисобственными интересами, а с другой, предпочтениями социального характера,присущие индивидам как части общества [265]. Значительная роль висследовании данного вопроса принадлежит А.












