Институциональные условия неформальной занятости в современной России (1142367), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Послекризиса этот рост значительно снизился, ведь, как было отмечено ранее, уроссиян оказалось меньше средств и возможностей, чтобы их использовать внеформальном секторе. «Тем не менее, отмеченная нами ранее тенденциявытеснения неоплачиваемой самозанятости оплачиваемой неформальнойзанятостью налицо. Это свидетельствует о том, что с развитием рыночнойэкономики в структуре неформального сектора постепенно происходятнекоторые подвижки» [115, c.
24]. На рисунке 3.4 показаны примерыразнообразных форм оплачиваемой и неоплачиваемой самозанятости.Неформальная самозанятостьПримеры:Вынужденная самозанятостьОплачиваемые домашниеработникиПримеры:Добровольная самозанятостьИсключениеВыходПримеры:Неформальная оплачиваемаязанятость в подпольных цехахПримеры:Выбранная неформальнаяоплачиваемая занятость (например, всемейном бизнесе)Неформальнаяоплачиваемая занятостьИсточник: [222, c. 133].Рисунок 3.4 – Типология многообразной природы неформальной занятости121Для того чтобы сделать картину более полной, проведем анализдинамики валового регионального продукта. Рост ВРП подтвердил выводы,сделанные ранее при анализе безработицы.
Спад экономики в 2008-2009годах затормозил темпы роста неформальной занятости. Возможностинаселения для расходования средств, возраставшие в начале века, снизились.Поэтому в отличие от ВРП, неуклонно росшему в номинальном выражении с2009 года, уровень неформальной занятости к 2013 году только вернулся науровень 2009 года. Темпы же роста реального ВРП замедлились, чтоповлияло на динамику неформальной занятости, как показано на рисунке 3.5.Источник: составлено автором на основе данных [147].Рисунок 3.5 – Взаимосвязь величины неформальной занятости иразмера ВРПНа рисунке 3.6 отражена взаимосвязь темпов прироста ВРП инеформальной занятости. Анализ темпов прироста ВРП и неформальнойзанятости и также подтверждает вывод, сделанный ранее, «что формальныйсектор с опережением определяет изменения в неформальном секторе.Неформальная же занятость в свою очередь с запозданием реагирует наизменения в формальном секторе экономики.
Получается, что формальная и122неформальная занятость выступают как «близнецы-братья»: каждая из них несуществует в современной России без другой. Более того, каждая из нихсоздает условия для другой и при определенных предпосылках переходит вдругую, создает себя как другое» [115, c. 25].Источник: составлено автором на основе данных [147].Рисунок 3.6 – Связь темпа прироста неформальной занятости и ВРПВзаимосвязьмасштабовнеформальнойзанятостиивеличиныинвестиций отражена на рисунке 3.7.Традиционно считается, что между неформальной занятостью ивеличиной инвестиций прослеживается обратная связь. Тем не менее,применительно к началу XXI века данная связь не подтверждается вдолгосрочном аспекте. Каждый показатель демонстрировал рост, однакотемпы их роста значительно отличались друг от друга.
В то время какинвестиции стремительно выросли (исключением стал лишь кризис 20082009 года) в этот период, уровень неформальной занятости менялся далеко нетак радикально.123Источник: составлено автором на основе данных [147].Рисунок 3.7 – Взаимосвязь величины неформальной занятости ивеличины инвестицийАнализвоздействиямалогопредпринимательстванауровеньнеформальной занятости приводит к любопытному выводу. Традиционнопринято считать, что существует обратная зависимость между ними. Это иподтвердилось в краткосрочном периоде на региональном материале [71].Однако анализ взаимосвязи данных показателей в долгосрочном периоде недает сделать такие категоричные выводы.
Как показано на рисунке 3.8стремительныйростмалогопредпринимательства,последовавшийвпредкризисный период (а именно, с 2006 года), не только не привел ксокращению неформальной занятости, но и не остановил некоторый её рост.Другое дело, что небольшое изменение величины неформальной занятостина фоне активного роста малого предпринимательства скорее можно считатьпризнаком её стабильности и постоянства размеров.124Источник: составлено автором на основе данных [147].Рисунок 3.8 – Взаимосвязь величины неформальной занятости иразвитием малого предпринимательстваПроведя анализ связи неформальной занятости с безработицей,динамикой номинальной зарплаты и региональным валовым продуктом вдолгосрочном периоде можно сделать вывод, что в некоторой степенинеформальная занятость является следствием роста формального сектора,следствиемувеличенияУвеличениезарплатыэкономическогодаётблагосостояниявозможностьнаселениюнаселения.предъявлятьдополнительный спрос и на товары, и на услуги.Нашанализпродемонстрировал,чтонеформальныйсекторобслуживает различные категории российского населения, а спрос на егоуслуги у населения с высокими доходами и у населения с низкими доходамиотличается друг от друга, что и показано на рисунке 3.9 «Обычно население сболее высокими доходами предъявляет более высокий спрос на услугиформального (легального) сектора, которые получают, как правило,денежную оценку.
Однако особенностью стран с переходной экономикойявляется то, что даже в условиях экономического роста повышается спрос на125услуги неформального сектора, многие из которых не получают полнуюденежную (монетизированную) оценку» [115, c. 27].МонетизированныеФормальныеНаселение свысоким доходомНеформальныеНаселение с низкимдоходомНе монетизированныеИсточник: [222, c. 200].Рисунок 3.9 – Конфигурация трудовых практик на постсоветскомпространстве: по валовому формальному доходу домашних хозяйствВсе дело в том, что в рамках постсоветского пространства сфера услугформального сектора экономики пока ещё развита недостаточно, чтобыудовлетворить этот дополнительный спрос. Такая ситуация вынуждаетнаселение прибегать к услугам сектора неформального. Таким образом,увеличение зарплаты у населения даёт возможность частично направлятьсвоих доходы и в неформальную сферу.Наличие прямой зависимости между увеличением номинальнойзаработной платой, ВРП и увеличением неформальной занятости, с однойстороны, и наличие зависимости обратной между безработицей и ростомнеформальной занятости, с другой, приводит к неожиданному выводу о том,чтонеформальнаязанятостьвсовременнойРоссииявляетсякомплементарным благом к занятости формальной и к экономическому ростув целом.
Когда экономический рост отсутствует, происходит снижениеуровня неформальной занятости с определенным временным лагом. Это126подтверждает тезис о наличии значительного влияния формального сектораэкономики на сектор неформальный. На практике многие виды формальной инеформальной трудовой деятельности переплетены и тесно связаны, чтопоказано в приложении Е.3.2 Анализ транзакционных издержек ведения легального инелегального бизнеса в современной РоссииТранзакционные издержки сопровождают каждое взаимодействиеэкономическихагентов.Ониявляютсяважнойкатегориейнеоинституционального анализа, представляя собой затраты ресурсов наобслуживание сделок. Величина транзакционных издержек оказывает прямоевлияниенаполучаемуюэкономическимиагентамиприбыль,а,следовательно, и на их решение вести свою деятельность легально, частичнолегально или полностью нелегально [114]. Значительный вклад в пониманиетранзакционных издержек как одного из важнейших моментов в ведениипредпринимательской деятельности внес Э.
де Сото [58; 36, с. 322-342; 195].Значительный интерес представляет изучение институциональныхусловий ведения бизнеса в разрезе различных странах. В 80-е годы XX векадля этих целей применялись результаты анализа опросов предприятий иэкспертные мнения. Слабость такого подхода заключалась в том, что побольшей части отражался опыт отдельных экономических субъектов, непредполагалосьвозможноприменениеиспользовать дляунифицированныхлюбой страныкорректировать с течением времени.показателей,которыеи, при необходимости,127В дальнейшем начинают появляться исследования, которые взначительной степени лишены этого недостатка (например, рейтингВсемирного Банка «Doing Business», рейтинг лучших стран для ведениябизнеса Bloomberg «Best for doing business»).
Так, основу рейтинга «DoingBusiness» составляет новаторский подход перуанского экономиста Э. деСото, использовавшего показатели движения и времени для демонстрациисложности организации в Перу фабрики по пошиву одежды [57].Исследование «Doing Business» отражает деятельность фирм в течение ихжизненного цикла (от возникновения и до ликвидации), а также даёт анализнорм и практик регулирования их деятельности. Сферы регулированиябизнеса, которые изучаются при составлении рейтинга «Doing Business»показаны на рисунке 3.10.Источник: [144].Рисунок 3.10 – Сферы регулирования бизнеса, которые влияют нафирмы на протяжении их жизненного цикла«Наличиепоказателейколичественныхпозволяютвестиданныхдискуссииисопоставительныйповопросаманализсоциально-128экономической политики, выявлять возможные проблемы, а также находитьпримеры положительного опыта и эффективных методов работы длярегулирующих органов» 143, с.
11].Всемирный Банк публикует доклады «Doing Business», ранжирующиестраны по качественной оценке условий ведения бизнеса, с 2004 года.Первый такой доклад включал в себя оценку 133 стран по 5 показателям. Впоследующие годы количество стран, охваченных в этом рейтинге,увеличивалось, а также появлялись новые показатели, дающие возможностьосуществить оценку условий ведения бизнеса более объективно икомплексно. Изменение количества показателей и исследуемых стран врейтинге «Doing Business» отражено в таблице 3.2.Таблица 3-2 – Изменение количества показателей и исследуемых стран врейтинге «Doing Business»Год2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016Страныпоказатели133513571551017510178101811018310183101831018510189101891018910Источник: составлено автором на основе данных [146].«На данный момент используется 10 видов показателей, которыехарактеризуют функционирование компании с момента ее возникновения домомента ликвидации (разрешения неплатежеспособности):1.













