Диссертация (1139925), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Коэффициент корреляции в этом случае составил г=0,89 (р<0,001). Сравнение показателей ЦДК после HIFU-терапии у пациентов, у которых выявлен рецидив заболевания и пациентов без рецидива, представлено на рисунок 111 – 112.156Показатели ЦДКНет рецидиваРецидив5,6*3,7*2,53,81,6*0,80,4 0,8*ПЛССЛСОСКПИ0,41,2*ИРПримечание: * - различие показателей достоверно (Р <0,001).Рисунок 111 – Показатели ЦДК через 3 месяца после HIFUПоказатели ЦДКНет рецидиваРецидив5,6*3,7*2,81,6*1,24,20,8*0,6ПЛССЛСОСКПИ0,51,2*ИРПримечание:* - различие показателей достоверно (Р < 0,001).Рисунок 112 – Показатели ЦДК через 12 месяцев после HIFUНаше исследование демонстрирует, что улучшение микроциркуляции в ПЖсопряжено с высоким риском рецидивирования.
Как следует из диаграмм, пациенты, у которых через 1 год выявлен рецидив, имели увеличение показателейЦДК уже через 3 месяца после лечения. В дальнейшем данные показатели прогрессивно увеличивались.157ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема лечения пациентов с локализованным РПЖ, которым, по различнымпричинам, невозможно провести радикальное лечение остается актуальной в онкоурологии. Для таких пациентов продолжается поиск новых методов лечения,которые отличались бы малой травматичностью, безопасностью и эффективностью, близкой к радикальным методам лечения.На сегодняшний день накоплен большой опыт лечения рака предстательнойжелезы с помощью высокоинтенсивного сфокусированного ультразвука.
Зарубежными и отечественными авторами опубликованы исследования, посвященныеизучениюэффективностиHIFU-терапииприлокализованномиместно-распространенном раке, а также имеются работы, посвященные изучению воздействия HIFU при ПИН высокой степени.В нашем исследовании предпринята попытка изучения повышения эффективности лечения локализованного РПЖ, путем назначения андрогенной депривациив адъювантном режиме после проведения HIFU – терапии. Так же нами разработан метод суперселективной рентгенэндоваскулярной химиоэмболизации при лечении локализованного РПЖ, проведен анализ его эффективности и безопасности.Проведено исследование микроциркуляции в предстательной железе до лечения ипосле воздействия на предстательную железу высокоинтенсивного сфокусированного ультразвука и химиоэмболизации.
Методами исследования микроциркуляции в ПЖ, в нашем исследовании, стали лазерная доплеровская флоуметрия ицветовое доплеровское кортирование при проведении ТРУЗИ ПЖ.Работа основана на анализе данных лечения 145 пациентов с локализованнымРПЖ, которым проведены малоинвазивные методы лечения. Лечение с помощьюсфокусированного высокоинтенсивного ультразвука (HIFU – терапии) проводилось на базе урологического отделения Отделенческой клинической больницы наст. Барнаул ОАО «РЖД», которое является клинической базой кафедры Урологиии нефрологии ГБОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университетс декабря 2010 по июнь 2014 года. Лечение методом рентгенэндоваскулярной хи-158миоэмболизации проводилось на базе отделения рентген-операционных методовисследования и лечения КГБУЗ «Краевая клиническая больница» с марта 2011 поиюнь 2014 года.Критерии включения: пациенты с морфологически верифицированным локализованным РПЖ (стадия Т2а – сNоMо) отказавшиеся или имеющие соматические противопоказания для проведения радикальной простатэктомии и лучевойтерапии.При сравнении пациентов всех трех групп, следует отметить, что достоверныхразличий по возрасту, стадии заболевания, дифференцировки опухоли по шкалеГлисон и предоперационному уровню ПСА не было.При сравнении показателей безрецидивной выживаемости следует, что применение антиандрогенной депривации после HIFU – терапии, не влияет на вероятность рецидивирования в течение 1-го года и достоверно увеличивает безрецидивный период с 68 до 88% в течение 3-х лет после HIFU-терапии.Сравнительный анализ общей выживаемости в исследуемых группах показалвысокую эффективность HIFU-терапии и химиоэмболизации в лечении локализованного РПЖ.
Показатели вероятности 1-летней общей выживаемости в исследуемых группах были одинаковыми и составили 100%. Показатели 3 – летней общей выживаемости оказались лучше в группе HIFU в сочетании гормональнойтерапией.При сравнении общей выживаемости в группах отмечено, что результат сравнения группы HIFU+ГТ и группы ХЭ был достоверный (р = 0,022). Показательдостоверности в группах HIFU и HIFU+ГТ, составил 0,381. Показатель достоверности в группах HIFU и ХЭ, составил 0,089.При анализе показателя уровня ПСА, как основного параметра эффективностилечения, отмечается его значительное снижение после проведенного лечения, вовсех исследуемых группах.При сравнительном анализе показателей уровня ПСА в группах отмечается,что данный показатель достоверно ниже в группах пациентов, получивших HIFUтерапию (1 и 2 группы), в сравнении с группой пациентов получивших ХЭ.159Показатели ПСА в I и II группах достоверно не отличаются в течение первогомесяца после HIFU-терапии, но уже к 3 месяцу и при дальнейшем наблюдении,уровень ПСА достоверно (Р < 0,001) ниже в группе пациентов, получавших гормональную терапию в адъювантом режиме.Анализ показателя объема ПЖ в группах показал, что значительное уменьшение объема ПЖ, после лечения, происходило во всех исследуемых группах.
Максимальное снижение объема ПЖ наблюдалось в группе пациентов, перенесшихHIFU в сочетании с гормональной терапией. Тенденция увеличения объема ПЖотмечена в группе ХЭ при сроке наблюдения более 24 месяцев.При сравнении показателя объема ПЖ в группах, следует, что применениегормональной терапии в адъювантном режиме, достоверно уменьшает объем ПЖ,в сравнении с группой пациентов, перенесших только HIFU – терапию. Сравнениевлияния на объем ПЖ двух методов лечения локализованного РПЖ показало,значительное уменьшение объема ПЖ достигается с применением HIFU-терапиипо сравнению методом ХЭ. Показатели объема ПЖ в группе ХЭ достоверноуменьшаются уже через 1 месяц после лечения и данная тенденция сохраняласьна весь период наблюдения.Уменьшение размеров предстательной железы сопровождалось уменьшениемвыраженности инфравезикальной обструкции и уменьшением СНМП.По результатам проведения урофлоуметрии до лечения и в дальнейшем каждые 6 месяцев, отмечено, что показатель максимальной скорости мочеиспусканияувеличивается во всех группах через 6 месяцев после лечения и сохраняется навсем протяжении периода наблюдения.
Статистически значимое (Р < 0,001) увеличение показателя Qmax отмечено в группе HIFU+ГТ в сравнении с другими исследуемыми группами. Различий показателя Qmax в группах HIFU и ХЭ не выявлено.При оценке выраженности СНМП отмечено, что заметное улучшение симптоматики, сопровождающееся значимым снижением суммарного балла IPSS, происходит уже через 6 месяцев после лечения, во всех исследуемых группах.
Результаты сравнения суммарного балла IPSS до лечения и после лечения были досто-160верными во всех группах (Р < 0.001). Анализ суммарного балла IPSS после лечения, показал, что данный показатель достоверно ниже в группе пациентов, получавших антиандрогенную депривацию (P < 0,001).
Показатель суммы баллов IPSSв группах HIFUи ХЭ после лечения, не был достоверным (Р = 0,101).При исследовании основных параметров микроциркуляции в ПЖ до лечениявыявлено снижение кровообращения и стаз в капиллярном звене ткани ПЖ, пораженной злокачественным новообразованием, по сравнению с тканями здоровойПЖ.Показатели микроциркуляции в группах HIFU и HIFU+ГТ достоверно не отличались. Аналогичные показатели в группе ХЭ были достоверно выше, что связано с большим объемом ПЖ. При исследовании показателей микроциркуляции,таких как ПМ и СКО, до лечения, достоверно выявлена прямая корреляционнаясвязь с объемом ПЖ. Чем больше объем ПЖ, тем выше данные показатели.
Коэффициент корреляции (r) в группе HIFU составил 0,80 для ПМ и 0,75 для СКО.Аналогичный показатель в группе HIFU+ГТ составил 0,83 и 0,60. В группе ХЭкоэффициент корреляции для ПМ – 0,85 и СКО – 0,70.Исследование состояния микроциркуляции в ПЖ у больных с локализованнымРПЖ продемонстрировало наличие характерных изменений. Применение HIFUтерапии и рентгенэндоваскулярной химиоэмболизации достоверно уменьшаетмикрокровоток в ПЖ, что является критерием эффективности лечения.
Применение гормональной терапии после HIFU в адъювантном режиме достоверноуменьшает показатели микроциркуляции, по сравнению с HIFU- терапией.При исследовании микроциркуляции в ПЖ после HIFU-терапии, нами отмечена прямая корреляционная связь увеличения основных параметров микроциркуляции с рецидивом заболевания.В группах пациентов, перенесших HIFU, прослеживается четкая закономерность развития рецидива после HIFU – терапии. В подгруппе пациентов с рецидивами показатели микроциркуляции, после лечения, не изменялись как в группеHIFU, так и в группе HIFU+ГТ.161При анализе осложнений, возникших после HIFU – терапии, отмечено отсутствие различий между I и II группами, кроме, достоверного снижения частотыстриктур уретры при назначении андрогенной депривации.Изучение безопасности проведения химиоэмболизации не выявило каких –либо значимых побочных эффектов.Подводя итог нашего исследования, следует отметить, что доказавший своюэффективность и безопасность метод суперселективной химиоэмболизации прилечении локализованного РПЖ перспективен для практического здравоохранениякак малоинвазивный метод лечения пациентов, не подлежащих проведению радикального лечения.Оптимизация метода HIFU-терапии путем добавления в программу леченияадъювантного курса андрогенной депривации позволяет улучшить онкологические и функциональные результаты лечения РПЖ.Изученные, в нашем исследовании, малоинвазивные методы лечения РПЖпозволяют добиться хороших онкологических результатов, у пациентов, которымне представляется возможным провести радикальные методы лечения и сохранить, при этом, хорошее качество жизни.162ВЫВОДЫ1.
Применение малоинвазивных методов лечения локализованного РПЖ, такихкак HIFU-терапия и химиоэмболизация, имеют высокие показатели как безрецидивной, так и общей выживаемости. Так, однолетняя безрецидивная выживаемость составила: 95% в группе HIFU и 93% в группе HIFU + ГТ; трехлетняя безрецидивная выживаемость составила: 68% в группе HIFU и 88% в группе HIFU +ГТ. Общая выживаемость в течение 1 – го года после лечения составила 100% вовсех исследуемых группах.