Диссертация (1139537), страница 36
Текст из файла (страница 36)
и соавт., 2002; Курдина М.И., 2004; Steude J. et al., 2002).Известно, что ИЛ-2 является важнейшим регулятором иммунного ответа иобладает выраженными иммуностимулирующими свойствами (Курдина М.И.,2004). ИЛ-2 - стимулятор роста всех видов Т-лимфоцитов и играет ключевую рольв инициации иммунных воспалительных реакций с участием Т-лимфоцитов ицитокинов, которые лежат в основе развития повреждения при псориазе (СусковаВ.С.
и соавт., 2006).Проведенные нами исследования подтверждают увеличение процента CD3 +,CD4+, CD8+-лимфоцитов, продуцирующих ИЛ-2, у больных псориазом взависимости от степени распространенности кожного процесса и наличиясопутствующей патологии, в частности метаболического синдрома.Важная роль в воспалительном процессе при псориазе, как установлено внастоящей работе, принадлежит интерлейкинам -6, -8, активность которых такжеопределяется тяжестью течения кожного процесса у больных и наличиемпризнаков метаболического синдрома, что подтверждает данные литературы(Asadullah K. et al., 1999; Jacob S.E.
et al., 2003).Ранее было показано, что при псориазе уровень ФНО-α повышается нетолько в крови, но и в псориатических бляшках (Бадокин В.В., 2005). При этомуровень ФНО-α коррелирует с тяжестью клинических проявлений псориаза (VictorF.L. et al., 2003). Усиленная пролиферация кератиноцитов при псориатическомпроцессе в значительной мере определяется повышенной продукцией ФНО-α иэпидермального фактора роста (Хайрутдинов В.Р. и соавт., 2007; Nickoloff B.J.,2000).Установленные в настоящем исследовании более высокий уровеньциркулирующего ИНФ-γ и повышенная индукция ИНФ-γ CD3+, CD4+, CD8+лимфоцитами у пациентов с распространенной формой псориаза и признакамиметаболического синдрома, в отличие от здоровых лиц и больных с ограниченнойи распространенной формой заболевания без признаков МС, свидетельствуют о204выраженнойактивацииTh1-лимфоцитов.ИНФ-γобладаетнетолькопротивовирусной активностью, но и способностью активировать моноциты имакрофаги, вызывать пролиферацию В-лимфоцитов и стимулировать синтез IgE.
Вработе С.С. Олейник (2007) также было обнаружено повышение уровня ИНФ-γ вплазме крови у больных с различными формами псориаза. По данным А.С.Бельтюковой (2009), его уровень у больных псориазом выше, чем у пациентов сатопическим дерматитом и склеродермией, что свидетельствует о дисбалансерегуляции иммунного ответа.В отношении ИЛ-4, циркулирующего в крови больных псориазом, данныепротиворечивы. Так, уровень ИЛ-4, как противовоспалительного медиатора, встационарную фазу псориаза может быть выше, чем у здоровых лиц и больных впрогрессирующей фазе (Саруханова А.Г., 2003). С другой стороны, в ранней фазевоспаления Т-лимфоциты, активируемые при посредстве ИЛ-1 и ФНО-α,интенсивно продуцируют ИЛ-2 и ИЛ-4, от которых во многом зависятинтенсивность и продолжительность воспалительного процесса (Маркушева В.А.и соавт., 2004; Rajiv J.
et al., 2004).Собственные исследования свидетельствуют о том, что в крови больныхпсориазом и метаболическим синдромом отмечается самый высокий уровень какпровоспалительных интерлейкинов (ИЛ-1β, -6, -8, ФНО-α, ИНФ-γ), так ипротивовоспалительного ИЛ-4. Так, наиболее значительная концентрация ИЛ-4 вкрови определяется у пациентов с псориазом и МС – в 4,8 раза выше, чем вконтрольной группе. У больных с распространенным псориазом без признаков МСи с ограниченной формой заболевания уровень ИЛ-4 в крови был выше уровня вгруппе здоровых лиц в меньшей степени – в 2,5 и 1,2 раза соответственно.Установлена и повышенная продукция ИЛ-4 CD3+, CD4+, CD8+-лимфоцитами,также наиболее выраженная у больных с псориазом и метаболическим синдромом.В последние годы накапливаются данные о том, что ИЛ-4 обладаетпровоспалительным потенциалом, о чем подробно изложено в систематическомобзоре Y.W.
Lee et al. (2010) на примере исследований в области атерогенеза. Вчастности, установлено, что ИЛ-4 повышает выработку ИЛ-1β, ФНО-α и молекул205адгезии VCAM-1 в эндотелии (Barks J.L. et al., 1997), а также ускоряет апоптозэндотелиоцитов (Lee Y.W. et al., 2004). Кроме того, описано стимулирующее,дозозависимое влияние ИЛ-4 на экспрессию ИЛ-6 в эндотелиальных клетках (LeeY.W. et al., 2006). Наряду с этим, было показано, что ИЛ-4 является селективнымстимулятором генерации активных форм кислорода, потенцируя, тем самым,оксидативный стресс, являющийся патогенетическим механизмом многихзаболеваний (Lee Y.W. et al., 2010).Таким образом, активация провоспалительных цитокинов, с одной стороны,свойственна псориазу как заболеванию воспалительного генеза, с другой –являетсязакономернымпроцессом вусловияхизбыточногонакоплениявисцеральной жировой ткани, клетки которой производят большое количествоадипоцитокинов (Chiricozzi A.
et al., 2016; Coimbra S. et al., 2016). Полученныенамиданныеубедительносвидетельствуютотом,чтоприсутствиеметаболического синдрома значительно усиливает провоспалительный статусбольных псориазом.Общеизвестно, что в механизмах развития псориаза принимают участие какспецифические, например, иммунные, так и неспецифические механизмы,включающие ЦНС, вегетативную нервную систему, эндокринную систему, что витоге формирует единую функционирующую систему, составляющие компонентыкоторой взаимодействуют друг с другом.Так, эндокринная теория псориаза наиболее тесно связана с метаболической,иммуннойипсихогеннойтеориямипсориатическогопоражениякожи.Функциональные нарушения эндокринной системы имеют немаловажное значениев возникновении и развитии псориаза, однако вопросы о роли гормонов при данномзаболевании и о связи эндокринных нарушений с его патогенезом изученынедостаточно и противоречивы (Бобынцев И.И.
и соавт., 2007; Naldi L., 1996).Теория «стрессогенного» псориаза позволяет рассматривать его не только какрезультат психогенных изменений при стрессе, но и, прежде всего, как результатнарушенияработыгипоталамо-гипофизарно-надпочечниковогоаппарата(Бобынцев И.И. и соавт., 2007), обеспечивающего передачу регулирующих206воздействий от центральной нервной системы к иммунной, эндокринной и другимсистемам в условиях стресса.Уже в раннюю стадию обострения псориаза в крови пациентов отмечаютсявысокие концентрации катехоламинов и, особенно, норадреналина, что можетявляться причиной запуска нарушений липидного и углеводного обменов (ФедоровС.М., 2001).
В случаях, когда отмечалось снижение синтеза АКТГ и кортизола,наблюдалось также и снижение секреции лей-энкефалина и соматотропногогормона, то есть изменения в стресс-лимитирующей системе (Скрипкин Ю.К. исоавт., 1999).Многими исследователями установлено, что у лиц с метаболическимсиндромом также имеют место нарушения регуляции функционированиягормональной оси «гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников» (Góth M. et al.,2005; Baudrand R., Vaidya A., 2015), при этом отмечается, что механизмы даннойдизрегуляции пока не изучены.Известно, что высокий уровень АКТГ в крови (Беловол А.Н., 2010) и низкаяреакция на экзогенный АКТГ (Довжанский С.И.
и соавт., 1992) служат маркеромистощения коры надпочечников. В то же время, имеются данные о том, чтособственно уровень кортизола повышен примерно вдвое по сравнению с нормой впрогрессирующую стадию псориаза (Кетлинский С.А., 2008) и снижен встационарную фазу (Dogan P. et al., 1989), а кортизол, как известно, способенактивировать пролиферацию кератиноцитов in vitro (Химкина Л.Н. и соавт., 2008).О важной роли кортизола в патогенезе псориаза говорит и то, что его ятрогенноеугнетение вызывает резкое обострение псориаза (Bittiner S.B. et al., 1988).По результатам нашей работы, в группе пациентов с ограниченнымпсориазом не было достоверных отличий от контрольной группы по уровню вкрови кортизола и АКТГ. У больных с распространенным псориазом без признаковМС по сравнению со здоровыми лицами уровень в крови кортизола был значимониже в 1,4 раза, а АКТГ - выше в 1,5 раза.
При наличии признаков МС у пациентовс псориазом уровень кортизола в крови был меньше, чем в контрольной группе, в1,8 раза, а уровень АКТГ - выше в 2 раза. Полученные в настоящем исследовании207данные об уменьшении концентрации кортизола в крови больных псориазом,выраженном в большей степени при наличии признаков МС, подтверждают тотфакт, что секреторная активность коры надпочечников снижается с течениемзаболевания.Из литературных источников известно, что высокий уровень АКТГ можетбыть связан не только с усилением секреторной функции гипофиза, но и с тем, чтоАКТГ, пролактин и мелатонин могут вырабатываться непосредственно в коже(Nash P., 2005).Наблюдаемое в нашем исследовании увеличение уровня плазменного АКТГу больных псориазом, особенно при сочетании его с метаболическим синдромом,свидетельствует о стимуляции гипоталамо-гипофизарной системы в условияхобострения заболевания и, по-видимому, является защитно-приспособительнойреакцией организма, направленной на ослабление развивающегося иммунноговоспаления.В физиологических условиях и в условиях патологии общепризнанавзаимосвязь психической сферы, нервной системы и состояния кожи как на уровнецелостноймедицинскойконцепции,такиспозицийклинического,психосоматического, анатомо- и нейрофизиологического подходов.
Анализлитературысвидетельствуетотом,чтопроблемапсихоэмоциональныхрасстройств при псориазе на современном этапе очень важна и актуальна. Псориазсвязан с разнообразными психологическими проблемами, которые требуютдальнейшего комплексного изучения (Kirby В. et al., 2001; Moon H.S. et al., 2013).D. Tordeurs et al. (2001) пришли к выводу, что пациенты, страдающиепсориазом, имеют большую, нежели люди с другими заболеваниями кожи,тенденцию жаловаться на состояние здоровья: беспокойство, раздражительность,повышенную утомляемость, нарушение сна, ухудшение настроения и снижениеработоспособности (Cloote Н., 2000; Fried R.G., 2002). Индивидуум, живущий схроническим состоянием псориатического процесса, из-за социальных ипсихологических эффектов испытывает постоянный психологический дистресс,208влияющий в свою очередь на течение заболевания (Griffiths C.E., Richards H.L.,2001).Известно, что тревожные расстройства и депрессия могут быть причинойпсориаза, но и сам псориаз, нередко сопровождающийся обширными иуродующими поражениями кожи (Fried R.G.
et al., 1995), способен вызыватьтревогу и депрессию как обезображивающая болезнь (Fried R.G. et al., 1995;Richards H.L. et al., 2001). В исследованиях Gupta M.A. et al. (1995) высокие уровнидепрессии по самооценке пациентов коррелировали с серьезностью псориаза.Внастоящемисследованиидананализвыраженноститревожно-депрессивных расстройств в сравниваемых группах больных псориазом,подтверждающий приведенные выше литературные сведения. Так, отмечено, чтодаже у пациентов с ограниченным псориазом уровни тревоги и депрессии быливыше, чем в контрольной группе, соответственно в 1,5 и 1,4 раза, а у больных сраспространенным псориазом без признаков МС уровень тревоги был вышеотносительно группы здоровых лиц в 3,5 раза, уровень депрессии – в 2,7 раза.