Диссертация (1138316), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Вместе с тем отмечается и факт исторически низкойипотечной задолженности, что во многом объясняется ответственнымотношением заемщиков к ипотеке, которая зачастую являетсяединственной в жизни заемщика крупной финансовой операцией,и объекту недвижимости как наиболее значимому активу. Этообъясняет тот факт, что заемщик продолжает оплачивать ипотечныйкредит настолько долго, насколько это возможно [Moody’s, 2009].Другим, связанным с уровнем кредитной культурой фактором,а, как следствие, и с вероятностью дефолта, является уровеньфинансовой грамотности населения (financial sophistication) — знанияи компетенции в области личных финансов, включая эффективноеиспользованиефинансовыхКак отмечаетсявфинансовойобслуживатьработеграмотностисвоиинструментов[Кузина,2012],некомпетентныедолги,неграмотные[Campbell,2013].вследствиенизкойзаемщикиклиентыперестаютоказываютсяне в состоянии сделать информированный выбор, что приводитк недобросовестной конкуренции и росту спекулятивных настроенийна рынке.Вместестем,существуютопределенныетрудностив реализации компетентного подхода к измерению финансовойграмотности,особенновстранахснестабильнойсистемойфинансовых институтов.
Это во многом объяснятся отсутствиемединой трактовки причин отказа от пользования финансовымиинструментами, а также субъективностью оценок, измеряющихфинансовую компетентность индивидов [Кузина, 2012]. В качествеотдельных индикаторов финансовой грамотности могут выступать: планирование и ведение бюджетов доходов и расходов;66 практикачтенияипониманияусловийдоговоровс финансовыми организациями при их подписании; информированность о государственной системе страхованиявкладов и того, какие именно активы она страхует; практикасравнительного(пониманиетого, каканализасоотносятсяфинансовыхрискииуслугдоходностифинансовых инструментов); степень защищенности в случае возникновения конфликтас финансовой организацией.При этом каждый из вышеперечисленных индикаторов требуетсоответствующегоуровняобразованностииндивида.Согласноданным мониторинга финансовой грамотности в России (2008–2011 гг.),финансоваяграмотностьположительносвязанакакс уровнем дохода в семье, так и с уровнем образования респондента[Радаев, Кузина, 2011].
Отмечается, что мужчины несколько болеефинансово грамотны, чем женщины, как и индивиды. Более высокийуровеньфинансовойграмотностинаблюдаетсяуиндивидовв возрасте от 25 до 44 лет в сравнении с молодыми (18–24)и индивидами старше 45 лет. Соответственно, разный уровеньфинансовой грамотности ипотечных заемщиков по гендерномуразличию, также как различия возрастных групп заемщиков можетопределять разный уровень кредитной дисциплины и, следовательно,разную вероятность дефолта.Среди довлеющих обстоятельств ипотечного дефолта заемщика,а, значит, шоков дохода, следует выделить также болезнь или смертьзаемщика, развод или потерю работы.
Эти события могут бытьсвязаны не только с возрастом заемщика, но и с такими социальнодемографическимихарактеристикамизаемщикакаксемейноеположение и место работы. Например, как полагает агентство67Moody’s, риск дефолта заемщика — индивидуального предпринимателявыше. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых,доходиндивидуальногопредпринимателя,какправило,болеечувствителен к экономическим спадам. Во-вторых, таким заемщикам,в случае потери работы, сложнее устроиться на другую работу,поскольку они могут обладать менее широкими профессиональныминавыками.Средидругихфакторовипотечногосоставляютгруппуненаблюдаемыхдефолта,характеристиккоторыезаемщика,в литературе отмечаются следующие: изменения в семейном положении и уровне образованиязаемщика, частая смена работы (job-hopping); эмоциональное состояние заемщика (как отмечается в работе[Guiso et al., 2013] заемщики, которые в большей степенинедовольны сложившейся экономической ситуацией, меньшедоверяютбанковскимучреждениям,иболеесклоннык дефолту); представления заемщика о честности и нравственности [Guisoet al., 2013]; эффект«социальногозаражения»(socialcontagion/neighborhood effects), который заключается в том, чтоиндивиды, среди знакомых которых есть дефолтные заемщики,более склонны объявлять дефолт [Guiso et al., 2013].
Однаков работе [Agarwal et al., 2012] отмечается, что проживаниев окрестностях с высокой концентрацией дефолтных заемщиковне увеличивает PD ипотечного заемщика. склонность к перекредитованности (present-based preferences)[Campbell, 2013].68Как отмечает агентство Moody’s, вероятность дефолта зависити отстандартоввыдачиипотечныхкредитов(ипотечногоандеррайтинга). В настоящее время не существует международносогласованных стандартов по андеррайтингу и выдаче ипотечныхкредитов. Экспертный обзор практик ипотечного андеррайтингаможет быть найден в [АИЖК, 2011].
Общие принципы кредитногоандеррайтинга отмечены в параграфе 2.1.Процедураипотечногоандеррайтингапредполагаеткомплексную оценку кредитоспособности заемщика. При этом особоевнимание уделяется не только уровню дохода заемщика, но и анализутаких параметров ипотечного кредит, как показатели Платеж/Доходи Кредит/Залог.Доход заемщика—основной источник погашения ипотечныхобязательств. Соответственно, отрицательные шоки дохода заемщикаотрицательно влияют на платежную дисциплину заемщика, а, какследствие, увеличивают вероятность дефолта.
С другой стороны,финансовая грамотность заемщика положительно связана с уровнемдохода [Радаев, Кузина, 2011], которая может сокращать вероятностьдефолта.Однафинансовогоизсложностейсостояниязаключаетсязаемщикаивуровняпрогнозированииегодоходовна протяжении всего жизненного цикла ипотечного кредита. Такуюоценку можно осуществлять с помощью дисконтирования доходазаемщика.
Однако данный подход связан со сложностью расчетаразмеров дисконтов, определяемых экспертно или статистическис поправкой на индивидуальный риск клиента [Коновалихин и др.,2012]. Кроме того, он не учитывает возможные изменения доходазаемщика во времени (например, связанные с конъюнктурой рынкатруда) и адекватность его заработной платы по отношению к рынку.69В работе М.Ю. Коновалихина [Коновалихин и др., 2012]используются различные виды эконометрических моделей в целяхпрогнозирования уровня доходов заемщика с учетом не толькосоциально-демографических,ноимакроэкономическиххарактеристик (стоимости барреля нефти, уровня инфляции, уровнясредней заработной платы, доли занятого населения и курса рубляк доллару).
Авторы справедливо отмечают, что прогноз может бытьдостаточно точен на уровне клиентского сегмента, но иметьпогрешность в случае отдельно взятого индивида.Вкачествеальтернативыуровнюдоходазаемщика,используется также показатель Платеж/Доход, позволяющий оценитьвеличину покрытия долга доходом заемщика и, соответственно,ценовую доступность ипотечного кредита (mortgage affordability).На основе данного показателя построена теориядля объясненияпричин ипотечного дефолта — теория платежеспособности заемщика,представленная в параграфе 1.4.2.
В российской банковской практике,как правило, при расчете коэффициента учитывается доход заемщика,определенный как среднемесячная сумма совокупных доходовзаемщика не менее чем за 6 последних календарных месяцев,уменьшенная на среднемесячную сумму постоянных расходовзаемщика. Совокупный доход заемщика может быть подтвержденформами 2НДФЛ, 3НДФЛ или 4НДФЛ, либо другими официальнымидокументами.ПоказательПлатеж/Доходзачастуюдля установлениямаксимальнойсуммыиспользуетсякредитаиОПИКразмерапроцентной ставки.
При этом заемщики с низким кредитнымкачествомболеечувствительныкизменениюсоотношенияПлатеж/Доход. В случае значительного увеличения доли выплатв общем бюджете заемщика и при малейшем снижении дохода70при непредвиденныхжизненныхобстоятельствахрастетрискнеплатежеспособности и вероятность дефолта таких заемщиков.Стоит,программы,однако,отметить,классифицируемыечтокаксуществуютипотечные«self-certified»(выданныена основании самостоятельного подтверждения заемщиками сведенийо доходах) и «low doc» (неполный набор документов). В частности,такиепрограммыпредлагаетАИЖК,которыепредполагаютотсутствие возможности подтвердить свой доход справкой 2НДФЛ.Как отмечает агентство Moody’ s, такая форма кредитования—как в России, так и в других странах — возникла недавно, и до сих поркредитыданнойкатегориисуществоваливблагоприятныхэкономических условиях, тогда как в условиях кризиса они могутдемонстрировать потенциально большую волатильность убытков.В эмпирическойработе[Bajarietal.,2008]показано,что для американских ипотечных программ с неполным документомзаемщиков или их отсутствием характерна более высокая вероятностьипотечного дефолта.
В то же время автор не обнаруживаетсистематическипо субстандартнымотличных17причинипотечнымипотечныхкредитамвдефолтовсравнениис альтернативными ипотечными A-кредитами.Немаловажным при оценке вероятности дефолта являетсяи кредитная история потенциального заемщика. Качество кредитнойистории заемщика в работе [Bajari et al., 2008] для моделированияипотечногодефолтаотражается17черезпоказательFICO,Виды ипотечных жилищных кредитов в США, детальное описание которых представленов [Лакхбир, 2007]. Наиболее рискованная категория ипотечных кредитов subprime mortgages(низкокачественные/субстандартные) заемщикам с проблемной кредитной историей, низкимуровнем дохода, отсутствием первоначального взноса или высоким соотношением размераежемесячного платежа к доходу. Для кредитов категории Alt-A (или инвесторских кредитов)характерен уровень риска между первоклассными (prime) и высокорискованными (subprime)кредитами.
















