Диссертация (1136945), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Паин [2013] отмечает, что миграциимогут быть не только следствием конфликтов, но и их предпосылкой. Впервом случае из территорий, охваченных межнациональными конфликтами,массововыезжаетнаселение(конфликтывНагорномКарабахе,Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии и т.д.). Во втором – конфликты сместным населением могут возникать уже на месте вселения иноэтничных71мигрантов. Вместе с тем, мигранты не всегда являются только жертвамивозникающих конфликтов, но могут быть и инициаторами столкновений. ВпроцессераспадаСоветскогоСоюзаобострилисьмежнациональныеконфликты и внутри России, что могло привести к сильным трансформациямэтнического состава территорий [Григорьева, 2010].
Так, во время осетиноингушского конфликта практически полностью покинуло Ингушетиюосетинское население, а ингушское – Северную Осетию. Чечню покинули250 тыс. чел., в основном этнических русских. При этом во время второйвойны (1999-2000 гг.) основная доля вынужденных мигрантов пришлась ужена самих чеченцев [Паин, 2012].Длительное время эмиграция из России носила этнический иэтнорелигиозный характер: до революции выезжали евреи, выходцы изБалтии, меннониты и представители других германоязычных сект, духоборы,молокане и старообрядцы, украинцы; в советское – евреи, немцы и армяне. Илишь начиная с четвертой волны в эмиграции большое участие начинаютпринимать русские [Кабузан, 1998; Полян, 2005; Harzig, Hoerder, 2009].Социологическиеисоциально-психологическиефакторы.Л.Л.
Рыбаковский [2001] отмечает, что первой стадией миграции являетсяформирование миграционных установок, психологической готовности кпереселению. То есть для добровольного переселения в первую очередьдолжнавозникнутьпотребность,готовностькней.Коллективисследователей под руководством Т.А. Заславской выделяет группыпотенциальных мигрантов с положительным отношением к переезду и«стабильноенаселение»–нежелающихпереезжать[Методикавыборочного…, 1969]. Ж.А. Зайончковская и Н.Н. Ноздрина [2008]отмечают, что решиться на повторный переезд легче, чем на первый.Вследствие этого, чем выше доля имеющих опыт миграции в населениирегиона, тем больше оно подвижно.О.В.
Горбачев[2002]проследилдинамикуизменениямотивовмиграции исходя из контент-анализа писем жителей села в газеты72«Социалистическое земледелие» и «Сельская жизнь». Материалы данныхписем в большинстве случаев являются просьбами о помощи или жалобами,поэтому отражают жизнь села несколько односторонне. Но при этом, исходяиз степени распространенности поднимаемых однотипных проблем, авторданного исследования делает выводы о значимости тех или иных факторовпри изучении сельско-городской миграции в 1940-1970-х гг. Он отмечает,что одной из важных причин миграций в город является постепенноепроникновение городских стандартов и культуры в массовое сознаниекрестьян.
Причем в 1960-1970-е гг. жалоб в газеты, посвященные сельскойжизни, на тяжелые условия быта, труда и отдыха, стало намного больше, чемв объективно более сложные послевоенные десятилетия. Таким образом, нестоит переоценивать значение экономических факторов миграции инедооценивать социально-психологические.Е.О. Скрипник [2010] на примере жителей крупнейших городовХабаровского края показала, что помимо экономических (высокая стоимостьжизни, неудовлетворенность заработной платой, недостаточные условия дляразвития своего дела и др.) важными факторами являются социальнопсихологические установки–«хочу житьвдругомместе»,«всеразъехались», «ничто не держит».
Кроме того, сдерживающие факторымиграции, как правило, в первую очередь являются именно социальнопсихологическими – разрыв социальных связей, страх перед неизвестностью,необходимость обживаться на новом месте и т.д.Миграцию можно рассматривать как самовоспроизводящийся исамопродолжающийся процесс, происходящий по налаженным сетяммиграции. Так, Д. Массей [Massey, 1990] отмечает, что, обосновавшись нановом месте, мигранты могут способствовать переезду своей семьи,родственников, друзей и т.д. Исследования миграции на микроуровнепоказали, что вероятность переселиться выше у тех индивидов, у которых всемье уже есть мигранты (братья, сестры, родители, бабушки или дедушки).Вероятно, что склонность к миграции может быть и семейной, а не только73индивидуальной характеристикой.
В таких случаях миграция направлена нетольконаполучениеличнойвыгоды,ноиповышенияобщегоблагосостояния семьи (которая остается в регионе, либо мигрирует вместе сним) [Taylor, 1969].На макроуровне самодетерминированность миграции проявляется втом, что большая часть международных миграций, в которых вовлеченонаселение новых независимых стран, происходят преимущественно напостсоветскомпространстве(до90%).Устойчивыеидлительныемиграционные связи, существовавшие между союзными республиками иРоссией, во многом сменившие свой вектор, но не утратившие своегозначения после распада Советского Союза позволяют исследователямвыделятьЕвразийскуюмиграционнуюсистемунапостсоветскомпространстве как одну из крупных и важных в мировом масштабе[Ивахнюк, 2008].Важнуюрольвмиграцияхиграетинформацияобусловияхпотенциального места переезда.
В конце XIX – начале XX в. переселенцыиспользовали различные источники для получения сведений о районахвселения – слухи, письма родственников, односельчан, посылали ходоков вэти селения. Число переселенцев «по слухам» в годы подъема переселений(1896-1906 гг.) варьировало в разные годы и на разных территориях от 5-6%до 30-40%. Удельный вес переселений «по письмам» составлял порядка 2030% [Переселение и письма.., 1912; Петрова, 2011].Политические факторы. Политические меры, особенно в условияхкомандно-административной системы в советское время, не могли не игратьзначительную роль в миграционных процессах.
Даже сам термин «миграциянаселения»в1930-1950-егг.былзамененна«территориальноераспределение населения», что подчеркивало ее плановость, управляемыйхарактер [Моисеенко, 2004]. По оценке А.В. Топилина [1975], максимальногозначения миграция, организуемая государством, достигла к концу 1940-х гг.– 40% от всего объема.
При этом для регулирования миграции широко74применялись не только репрессивные механизмы, но и стимулирующие.Ю.В. Рощин [2008] отмечает, что для управления добровольной внутреннеймиграцией использовались три основные формы политики: экономическая,административно-организованная и общественно организованная.Экономическая форма в первую очередь была направлена настимулирование переселений за счет дифференциального коэффициента кзарплате (от 1,0 до 2,0) на территориях с суровыми природными условиями, восвоениикоторыхбылозаинтересованогосударство.Кпримеру,коэффициент в Амурской области равняется 1,3-1,5, на Сахалине 1,3-2,0, вМагаданской области 1,8-2,0, Мурманской области 1,8 и т.д. То есть привыполнении одной и той же работы, заработная плата увеличиваетсяпропорционально соответствующему районному коэффициенту [Сонин,1959; Районные коэффициенты.., 2018].
Система дифференцированиякоэффициентов и надбавок по районам сохранились и по сей день, но их рольв современных условиях значительно снизилась. С учетом покупательнойспособности, доходы «северян» сократились в существенно большейстепени, чем у жителей остальных территорий [Зубаревич, 2010].Административно-организованнаяиобщественно-организованнаяформы также осуществлялись на основе добровольного желания граждан, нопредусматривали переезд, организованный государством, с предоставлениемдополнительныхэкономическихисоциальныхльгот(помощьприпереселении, предоставление жилья, ранний выход на пенсию и т.д.).Сельскохозяйственныепереселениястимулировалиобеспечение«многоземельных» районов на востоке страны трудовыми ресурсами из«малоземельных». С 1918 по 1950 гг. сельскохозяйственными переселениямибыло охвачено свыше 3 млн.
чел., или около 850 тыс. семей. В послевоенныегоды переселение в восточные районы стало одной из основных формобеспечения сельского хозяйства трудовыми ресурсами. Так, с 1951 по 1970гг. переселено 1,5 млн. чел (свыше 337 тыс. семей), из них в Сибирь иДальний Восток 900 тыс. чел. В тот же период велось переселение в75Калининградскую, Саратовскую, Волгоградскую, Оренбургскую области, атакже выселения из зоны подтопления и образования водохранилищ,связанноесостроительствомгидроэлектростанций[Миграциянаселения..., 1973].Организованный набор рабочих возник в начале 1930-х гг.
как формапривлечениятрудовыхресурсовдлягородскойпромышленности,строительства, а также лесозаготовок из села. Любой гражданин, если ненаходил работы по месту жительства, мог поехать в другой район страны засчет государства. Помимо помощи с переездом, рабочему выдавались«подъемные»,обеспечивалосьпроживаниевобщежитии,апринеобходимости и обучение новой профессии.С начала 1930-х гг. по оргнабору направлено свыше 20 млн. рабочих,из них за 1951-1970 гг.
– 5,6 млн. чел. Внутриобластной оргнабор в 1950-е гг.доходил до половины от общего числа, к 1970-м гг. он снизился до 16-24%.Вместе с оргнабором рабочих производилось и переселение в колхозы. Приэтом количество отобранных в промышленность колхозников былосущественно бóльшим, чем число переселенных в колхозы и совхозы. Так, в1949 г. по оргнабору из сельской местности Костромской области выбыло 5,9тыс.