Диссертация (1136483), страница 5
Текст из файла (страница 5)
И такими фильтрами с точки зрения исследователя являютсялидеры мнений – те люди, мнение которых значимо для конечногореципиента информации, с которыми они обсуждают полученнуюновость, и формируют на основе этого обсуждения своё пониманиеинформации и её значимости. Исследования Лазарфельда по-новомупоставили вопрос о соотношении массовой и межличностнойкоммуникации, и ответами на этот вопрос явились несколько важныхследствий, которые он сформулировал:281.
к сообщениям, передаваемым по каналам массовой коммуникации,реципиент склонен относиться избирательно;2. люди склонны верить тому, кого они знают лично, а не безличнымСМИ;3. личноевлияниелидеровобщественногомненияобладаетусиливающим эффектом по отношению к средствам массовойкоммуникации [99].РазработкиП.Лазарсфельдаимеливесьмазначительныепоследствия для практики массовых коммуникаций.
Во-первых,информация, преподносимая СМИ, стала более ориентированнойименно на лидеров общественного мнения. Во-вторых, появилосьстремление коммуникаторов к более тонкой адаптации сообщений кцелевой аудитории за счёт использования характерной для аудиториилексики, образов и т.д.Необходимо отметить, что в дальнейшем теория двухступенчатойкоммуникации подверглась значительной доработке и благодаряусилиям ряда учёных постепенно преобразовалась в концепциюмногоступенчатой коммуникации, однако основа теории, заключающаясяв том, что информация, распространяемая СМИ на пути к населениюпроходит сквозь фильтры лидеров общественного мнения, осталасьнеизменной.Дальнейшееразвитиеконцепциимногоступенчатойкоммуникации, о которой упоминалось выше, шло по пути анализакак вертикальных, так и горизонтальных процессов коммуникации.Исследователи стали фокусировать свои усилия не только наизучении лидеров мнений, сколько и на других членах социальныхсвязей, включённых в коммуникационный процесс.
В результате быливыделены так называемые «маргиналы» - индивиды, находящиеся на29границах социальных групп и не очень активно взаимодействующиевнутри своих групп. Их роль в процессе коммуникации оказаласькрайне важна: согласно исследованию Г. Вэймана, они выступалисвоего рода медиаторами между разными группами. Было показано,что межгрупповая коммуникация имеет горизонтальную структуру:маргиналы поддерживают отношения с маргиналами из других групп,обеспечивая процесс распространения информации от одной группы кдругой.
Вместе с тем, они играют значительную роль только впроцессе распространения информации, тогда как в процессе оказаниявоздействия и влияния их роль мала. В момент попаданияинформации в группу на первую роль выходят уже лидеры мнений,которые передают информацию сверху вниз другим членам группы,осуществляя, таким образом, вертикальную коммуникацию [187].Среди важных разработок, внесённых в теорию политическойкоммуникации исследователями и сторонниками многоступенчатоймодели, стоит отметить, во-первых, дифференциацию внутри- имежгрупповых коммуникаций, которые совершенно по-разномуорганизованы и оказывают различное влияние на распространениеинформации.Во-вторых,этамодельучитываетвозможностьполучения информации из личных источников, а не только из средствмассовой коммуникации, и, в-третьих, она позволяет исследователямразличать типы коммуникации в зависимости от целеполагания:распространение информации или оказание влияния.Значительно влияние не изучение проблемы политическойкоммуникацииоказалаконцепцияинформационногообщества,которая разрабатывалась в различных вариантах и под различныминазваниями («постиндустриальное», «информациональное» общество)30такими учёными, как М.
Маклюэн, Э. Тоффлер, Д. Белл, А. Турен, М.Кастельс и др.Стоит отметить, что термины «информационное общество» и«постиндустриальноеобщество»всовременнойпрактикеиспользуются практически как синонимы. Д. Белл ввёл термин«постиндустриализм» в конце 1950-х годов, однако ближе к 1980-мгодамсталзаменятьегословами«информационный»иоднокоренными. Суть взгляда на общество, как на информационное,заключается в понимании того, что к концу 1960-х годов двадцатогостолетия в развитых странах, в первую очередь Запада, былизаложены основы нового социума, где индустриальный секторпотерял свою ведущую роль под воздействием возрастающейтехнологизации, где основной производственной силой станет наука,потенциал же всякого общества измеряется масштабами тойинформации и тех знаний, которыми оно располагает [7].В то время как информация начинает занимать центральноезначениевжизниобщества,отмечаетД.Белл,рождаютсяпринципиально новые проблемы, которые могут быть суммированыследующим образом.
Первое, колоссальный объем информации,который потребляет человек вследствие расширения различных сфер:экономической,политической,социальной,приводиткстремительному росту издержек по её сбору. Больший объемдоступной информации не означает её полноты, напротив, как пишетД. Белл, увеличение количества данных делает информацию все менееи менее полной. Все о большем и большем мы знаем меньше именьше. Второе, информация становится все более специфической,объект или событие, попадающее в фокус внимания, необходимоизучать более тщательно, чем когда-либо в прошлом. Третье, в связи с31расширением медиасферы и вовлечением в неё всё большего ибольшего числа людей, групп интересов, происходит умножениечисла существующих интересов. Это в свою очередь приводит к тому,что для выяснения разногласий и нахождения компромиссовтребуется всё больше времени при пропорциональном росте издержекна это.
Таким образом, как это ни парадоксально, повышенная степеньактивности в большинстве случаев ведёт к росту разочарования: всёчаще слышны заявления, что «индивиды или группы чувствуют себябессильными повлиять на ход событий» [7, с.635]. Таким образом, сразвитием коммуникационных технологий в обществе возникают нетолько новые перспективы, но и новые опасности. Тем не менее, какотмечает сам Д. Белл, технология не задаёт социальные изменения,она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты.С последним умозаключением Д.
Белла были не совсемсогласны исследователи теории коммуникации так называемойТоронтской школы – Г. Иннис и его ученик, ставший впоследствиипризнанным авторитетом в области новых электронных медиа, М.Маклюэн. С их точки зрения, именно технологический аспекткоммуникации, то есть эволюция коммуникационных технологий,выступаетважнейшейорганизациипричинойобщества.измененийИменноформматериальноесоциальнойвоплощениеинформации, другими словами, средства хранения и передачи данных,влияют на то, каким образом мы познаем мир и функционируем в нем.Исходя из своих рассуждений, эти исследователи выделяют триглобальныхэтапавразвитиицивилизации,отталкиваясьоткоммуникационных основ:1.общество«уха»,вкоторомсуществовалапервобытнаядописьменная культура с устными формами передачи информации;322. «галактика Гуттенберга» - письменно-печатная культура, вкоторой на смену коллективизму приходит индивидуализм;3.«глобальнаядеревня».Представляетсобойсовременноеэлектронное общество, возрождающее слуховизуальное восприятиемира и коллективность, только уже на новом уровне сетевыхкоммуникаций.Благодарясовременнымтехнологиямвтакомобществе происходит сжатие пространства и времени, когда индивидможет одновременно «переживать» состояние отдалённых объектов[55, с.
320].Надо заметить, что в своих работах Маклюэн концентрировалсяв основном на анализе телевидения как наиболее значимого ираспространённого на тот момент средства массовой коммуникации.Однако его выводы о том, что современный потребитель все большедемонстрирует пассивное поведение в информационной среде(смотрение ТВ для того, чтобы чем-то занять себя и провести время),актуальны и для нового информационного пространства – Интернета.Однако это только часть вопроса: с одной стороны, потребители всетак же, как и во времена развития телевидения, стремятся в сеть заразвлечением, с другой стороны, сам Интернет, благодаря своимуникальным техническим особенностям, имеет потенциал гораздоболее серьёзного влияния на социально-политическую жизнь, чемсуществовавшие ранее средства массовой коммуникации.М.
Кастельс, один из ведущих современных исследователейинформационногообществавподтверждениеширочайшихвозможностей Интернет-коммуникаций отмечает: «потенциальнаяинтеграция в одной и той же системе текстов, изображений и звуков,взаимодействующих из множества различных точек, в избранноевремя (в режиме реального времени или с запаздыванием), в33глобальной сети и в условиях открытого и недорогого доступа,фундаментально меняет характер коммуникации» [41, с. 203].Коммуникация, по словам автора, начинает базироваться на сетевойструктуре.